Вересаев, Викентий Викентьевич


































































Викентий Викентьевич Вересаев
Vikenty Vikentyevich Veresaev.jpg
B. B. Вересаев, 1913 г. Фото «Артистического заведения» А. Ф. Маркса, СПб
Имя при рождении
Викентий Викентьевич Смидович
Псевдонимы
Вересаев
Дата рождения
4 (16) января 1867
Место рождения
Тула, Тульская губерния, Российская империя
Дата смерти
3 июня 1945(1945-06-03)[1](78 лет)
Место смерти
  • Москва, СССР[1]

Гражданство (подданство)

  • Flag of Russia.svg Российская империя

  • Flag of the Soviet Union (1924–1955).svg СССР


Род деятельности

писатель, переводчик, литературовед, врач

Направление
реализм
Жанр
рассказ, повесть
Язык произведений
русский
Премии
Сталинская премия — 1943
Награды
Орден Трудового Красного Знамени
Подпись
Подпись

Логотип Викитеки Произведения в Викитеке
Commons-logo.svg Файлы на Викискладе

Вике́нтий Вике́нтьевич Вереса́ев (настоящая фамилия — Смидо́вич; 4 (16) января 1867 год, Тула — 3 июня 1945 года, Москва) — русский врач, писатель, переводчик, литературовед. Лауреат последней Пушкинской премии (1919) и Сталинской премии первой степени (1943).




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Литературная деятельность


  • 3 Произведения


    • 3.1 Романы


    • 3.2 Драмы


    • 3.3 Повести


    • 3.4 Рассказы


    • 3.5 Литературоведение


    • 3.6 Документальные


    • 3.7 Воспоминания




  • 4 Награды


  • 5 Память о Вересаеве


    • 5.1 Вересаев в топонимике




  • 6 Библиография


  • 7 Литература


  • 8 Примечания


  • 9 Ссылки





Биография |




Викентий Вересаев – студент Санкт-Петербургского университета.
Фотография, 1885 г.




Викентий Вересаев и Леонид Андреев, 1912 год


Отец — Викентий Игнатьевич Смидович (1835—1894), дворянин, был врачом, основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей. Мать организовала в своём доме первый в Туле детский сад.


Троюродным братом Викентия Вересаева был Пётр Смидович[2], а сам Вересаев приходится дальним родственником Натальи Фёдоровны Васильевой — матери генерал-лейтенанта В. Е. Васильева.


Семья проживала в Туле на улице Гоголевской в своём доме № 82, где сейчас располагается Дом-музей В. В. Вересаева.


Окончил Тульскую классическую гимназию (1884) и поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1888 году.


В 1894 году окончил медицинский факультет Дерптского университета и приступил в Туле к медицинской деятельности. Скоро переехал в Петербург, где в 1896—1901 годах работал ординатором и заведующим библиотекой в Городской барачной в память С. П. Боткина больнице, а в 1903 году поселился в Москве.


В годы разочарований и пессимизма примыкает к литературному кружку легальных марксистов (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, П. П. Маслов, Неведомский, Калмыкова и другие), входит в литературный кружок «Среда» и сотрудничает в журналах: «Новое слово», «Начало», «Жизнь».


В 1904 году, во время русско-японской войны, его призывают на военную службу в качестве военврача, и он отправляется на поля далёкой Маньчжурии.


В 1910 году совершил поездку в Грецию, что привело к увлечению древнегреческой литературой на протяжении всей его дальнейшей жизни.


В Первую мировую войну служил в качестве военного врача. Послереволюционное время провёл в Крыму.


В 1921 году вернулся в Москву. В 1941 году эвакуировался в Тбилиси[3].


Умер 3 июня 1945 года и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).



Литературная деятельность |


Викентий Вересаев увлекся литературой и начал писать в гимназические годы. Началом литературной деятельности Вересаева следует считать конец 1885 года, когда он помещает в «Модном журнале» стихотворение «Раздумье». Для этой первой публикации Вересаев выбрал псевдоним «В. Викентьев». Псевдоним «Вересаев» он избрал в 1892 году, подписав им очерки «Подземное царство» (1892), посвящённые труду и жизни донецких шахтёров.




Военврач полевого госпиталя Викентий Вересаев в действующей армии в годы русско-японской войны.
Фотография. Маньчжурия, 1904—1905 гг.


Писатель сложился на грани двух эпох: он начал писать, когда потерпели крушение и утратили свою обаятельную силу идеалы народничества, а в жизнь стало упорно внедряться марксистское мировоззрение, когда дворянско-крестьянской культуре была противопоставлена буржуазно-городская культура, когда город был противопоставлен деревне, а рабочие — крестьянству.


В автобиографии Вересаев пишет: «Пришли новые люди, бодрые и верящие. Отказавшись от надежд на крестьянство, они указали на быстро растущую и организующуюся силу в виде фабричного рабочего, приветствовали капитализм, создающий условия для развития этой новой силы. Кипела подпольная работа, шла агитация на фабриках и заводах, велись кружковые занятия с рабочими, ярко дебатировались вопросы тактики… Многих, кого не убеждала теория, убедила практика, в том числе и меня… Зимой 1885 года вспыхнула знаменитая Морозовская стачка ткачей, поразившая всех своей многочисленностью, выдержанностью и организованностью».


Творчество писателя этого времени — переход от 1880-х к 1900-м годам, от близости к социальному оптимизму Чехова к тому, что впоследствии выразил в «Несвоевременных мыслях» Максим Горький.




Викентий Вересаев (слева), поэт и художник Максимилиан Волошин (в центре) и художник-пейзажист Константин Богаевский.
Фотография. Крым, Коктебель, 1927 г.





Сергей Малютин. Портрет Викентия Вересаева. 1919 г.


В 1894 году была написана повесть «Без дороги». Автор даёт картину мучительных и страстных поисков молодым поколением (Наташа) смысла и путей жизни, обращается за разрешением «проклятых вопросов» к старшему поколению (врач Чеканов) и ждёт ясного, твёрдого ответа, а Чеканов бросает Наташе тяжёлые, как камни, слова: «Ведь у меня ничего нет. К чему мне честное и гордое миросозерцание, что оно мне даёт? Оно уже давно мертво». Чеканов не хочет признать, «что он безжизненно нем и холоден; однако обмануть себя он не в состоянии» и погибает.


В 1890-е годы в России создаются марксистские кружки, появляются «Критические заметки об экономическом развитии России» П. Б. Струве, выходит книга Г. В. Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», вспыхивает известная стачка ткачей в Петербурге, выходит марксистские периодические издания «Новое слово», потом «Начало» и «Жизнь».


В 1897 году Вересаев издаёт повесть «Поветрие». Наташа уже не томится «беспокойными исканиями», «она нашла дорогу и верит в жизнь», «от неё так и веет бодростью, энергией, счастьем». Повесть зарисовывает полосу, когда молодёжь в своих кружках набросилась на изучение марксизма и пошла с пропагандой идей социал-демократии в рабочие массы, — на заводы и фабрики.


Всероссийская известность к Вересаеву пришла после издания в 1901 году в журнале «Мир Божий» «Записок врача» — биографической художественно-документальной повести, описывающей «изнутри» проблематику, философию и этику врачебной профессии, взаимоотношений врача и общества[4]. «Врач — если он врач, а не чиновник врачебного дела — должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной, он должен быть общественным деятелем в самом широком смысле слова». В 1903—1927 годах книга выдержала 11 переизданий.


Одна из глав книги посвящена медицинским экспериментам на людях, которые были в те годы далеки от современных этических стандартов. Не случайно Сталинскую премию писатель получил в 1943 году, в разгар борьбы с чудовищными экспериментами нацистов. Но всемирную известность эта работа получила только в 1972 году. Действительно, с годами актуальность позиции Вересаева возрастает, — если иметь в виду те научные исследования и те новые технологии, которые так или иначе воздействуют на здоровье, благополучие, достоинство, безопасность человека. Такие исследования в наше время проводятся далеко за рамками собственно медицинской и биомедицинской науки. В полемике с противниками Вересаев показал убожество сторонников права сильного на эксперименты якобы «в интересах общественного блага» над «бесполезными членами общества», «старухами-процентщицами», «идиотами» и «отсталыми и социально чуждыми элементами»[5].


К началу столетия развёртывается борьба между революционным и легальным марксизмом, между ортодоксами и ревизионистами, между «политиками» и «экономистами». В декабре 1900 года начинает выходить «Искра». Выходит «Освобождение» — орган либеральной оппозиции. Общество увлекается индивидуалистической философией Ф. Ницше, частью зачитывается кадетско-идеалистическим сборником «Проблемы идеализма».


Эти процессы нашли своё отображение в повести «На повороте», вышедшей в конце 1902 года. Героиня Варвара Васильевна не мирится с медленным и стихийным подъёмом рабочего движения, это её раздражает, хотя она и сознает: «я — ничто, если не захочу признать этого стихийного и его стихийности». Она не хочет чувствовать себя второстепенной, подчинённой силой, придатком к рабочему классу, каковым в своё время были народники по отношению к крестьянству. Правда, теоретически Варя остаётся прежней марксисткой, но мироощущение её надломилось, изменилось. Она глубоко страдает и, как человек большой, глубокой искренности и совести, кончает самоубийством, сознательно заразившись у постели больного. В Токареве психологический распад выражен сильнее, ярче. Он мечтает об изящной жене, усадьбе, уютном кабинете и «чтобы всё это покрывалось широким общественным делом» и не требовало больших жертв. В нём нет внутреннего мужества Вари, он философствует, что в учении Бернштейна «больше настоящего реалистического марксизма, чем в правоверном марксизме». Сергей — с налётом ницшеанства, он верит в пролетариат, «но он хочет прежде всего верить в себя». Он, как и Варя, гневно обрушивается на стихийность. Таня — полна энтузиазма, самоотверженности, она готова на борьбу со всем жаром своего молодого сердца.


Ближе к 1905 году общество и литературу охватил революционный романтизм и зазвучала песнь «безумству храбрых»; Вересаев не увлёкся «возвышающим обманом», он не побоялся «тьмы низких истин». Во имя жизни он дорожит истиной и без всякого романтизма рисует те пути и дороги, которыми шли различные слои общества.


Русско-японская война и 1905 год нашли отражение в рассказах и очерках, составивших сборник «На японской войне» (полностью опубликовано в 1928 году). После революции 1905 года началась переоценка ценностей. Многие из интеллигенции разочарованно отошли от революционной работы. Крайний индивидуализм, пессимизм, мистика и церковность, эротизм окрасили эти годы. В 1908 году, в дни торжества Санина и Передонова, выходит повесть «К жизни». Чердынцев, видный и деятельный социал-демократ, в момент распада, утратив ценность и смысл человеческого существования, страдает и ищет утешения в чувственном наслаждении, но все напрасно. Внутренняя сумятица проходит лишь в общении с природой и при связи с рабочими. Поставлен острый вопрос тех лет о взаимоотношениях интеллигенции и массы, «Я» и человечества вообще.


В 1922 году вышел роман «В тупике», в котором показано семейство Сартановых. Иван Ильич, учёный, демократ, вообще ничего не понимает в развернувшейся исторической драме; дочь его Катя, меньшевичка, не знает, что делать. Оба — по одну сторону баррикады. Другая дочь, Вера, и племянник Леонид — коммунисты, они — по другую сторону. Трагедия, столкновения, споры, беспомощность, тупик.


Вересаев пишет и о рабочих и крестьянах. В повести «Конец Андрея Ивановича», в очерке «На мёртвой дороге» и в ряде других произведений писатель изображает рабочего.


В очерке «Лизар» рисуется заносчивая глупость извозчика выступающего за ограничение рождаемости. Этой теме посвящено ещё несколько очерков.


Большой интерес представляет работа о Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом и Ницше, озаглавленная «Живая жизнь» (две части)[6]. Это теоретическое оправдание повести «К жизни»; здесь автор вместе с Толстым проповедует: «Жизнь человечества — это не тёмная яма, из которой оно выберется в отдалённом будущем. Это светлая, солнечная дорога, поднимающаяся все выше и выше к источнику жизни, света и целостного общения с миром!..» «Не прочь от жизни, а в жизнь, — в самую глубь её, в самые недра». Единство с целым, связь с миром и людьми, любовь — вот основа жизни.


За первые годы после Октябрьской революции 1917 года вышли работы Вересаева:



  • «В юные годы» (Воспоминания);

  • «Пушкин в жизни»;

  • переводы с древнегреческого: «Гомеровы гимны»;


В 1928—1929 годах опубликовал в 12 томах полное собрание своих сочинений и переводов. В том 10 вошли переводы с древнегреческого эллинских поэтов (исключая Гомера), в том числе «Работы и дни» и «Теогония» Гесиода, неоднократно затем переиздававшиеся.


По манере письма Вересаев — реалист. Что особенно ценно в творчестве писателя, — это его глубокая правдивость в отображении среды, лиц, а также любовь ко всем, мятежно ищущим разрешения «вечных вопросов» с позиции любви и правды. Его герои даны не столько в процессе борьбы, работы, сколько в поисках путей жизни.




Могила Вересаева на Новодевичьем кладбище Москвы.



Произведения |



Романы |



  • В тупике (1923), в 30-е годы изымался из библиотек

  • Сёстры (1933)



Драмы |



  • В священном лесу (1918)

  • Последние дни (1935) в соавторстве с М. А. Булгаковым



Повести |



  • Без дороги (1894)

  • Поветрие (1897)

  • Два конца: Конец Андрея Ивановича (1899), Конец Александры Михайловны (1903)

  • На повороте (1901)

  • На японской войне (1906—1907)

  • К жизни (1908)

  • Исанка (1927)



Рассказы |



  • Загадка (1887—1895)

  • Порыв (1889)

  • К спеху (1897)

  • Товарищи (1892)

  • Лизар (1899)

  • Ванька (1900)

  • На эстраде (1900)

  • Встреча (1902)

  • Мать (1903)

  • Звезда (1903)

  • Враги (1905)

  • Исполнение земли (1906)

  • Случай (1915)

  • Состязание (1919)

  • Собачья улыбка (1926)

  • Княгиня (19**)

  • Невыдуманные рассказы о прошлом.

  • Дедушка



Литературоведение |


  • Живая жизнь. О Достоевском и Льве Толстом (1910)


Документальные |



  • Пушкин в жизни (1925—1926)

  • Гоголь в жизни (1933)

  • Спутники Пушкина (1937)



Воспоминания |



  • Записки врача (1900)

  • В юные годы (1927)

  • В студенческие годы (1929)

  • Литературные воспоминания



Награды |




  • Пушкинская премия Академии наук (1919) — за переводы древнегреческой поэзии


  • Сталинская премия первой степени (1943) — за многолетние выдающиеся достижения


  • Орден Трудового Красного Знамени (31.01.1939)


  • Медаль «За оборону Кавказа» (1945)[3]



Память о Вересаеве |


В 1958 году в Туле был установлен памятник писателю, а в 1992 году был открыт музей Вересаева[7].
Больница в Москве (бывшая 81) носит имя В.В. Вересаева.
В январе 2017 года, в честь 150-летнего юбилея В.В.Вересаева, ГП "Почта Донбасса" (ДНР) ввела в обращение художественную почтовую марку «Вересаев Викентий Викентьевич 1867 – 1945»[8].



Вересаев в топонимике |




  • Вересаево — село в Сакском районе Крыма было названо в честь Викентия Вересаева в 1948 году.

  • Улица имени Викентия Вересаева в Туле — бывшая Техническая (в Центре), переименованная в 1989 году. До этого в городе существовала улица имени Вересаева, располагавшаяся в 2 км от улицы, носящей сейчас имя писателя. Она исчезла в результате перестройки кварталов.


  • Улица Вересаева — улица в Москве на территории района «Можайский» Западного административного округа.

  • Улица Вересаева в Ростове-на-Дону.

  • Улица Вересаева в Новосибирске.

  • Улица Вересаева в городе Богородицке.


  • Улица Вересаева в Петровском районе Донецка.

  • Улица Вересаева в Запорожье.

  • Улица Вересаева в Феодосии.

  • Улица Вересаева в Коктебеле.



Библиография |



  • Вересаев В. В. Полное собрание сочинений В. В. Вересаева. В 4-х томах. — СПб.: Тов-во А. Ф. Маркс, 1913.


  • Вересаев В. В. Полное собрание сочинений : в 16 т. — М.: Недра, 1929.
    • Эллинские поэты : в переводах В. В. Вересаева. — М., 1963. — (Библиотека античной литературы).




Литература |



  • Кранихфельд В. В. В. Смидович. // История русской литературы / Под ред. Овсянико-Куликовского. — М., 1908—1912. — Т. V .

  • Львов-Рогачевский. В. В. Вересаев. // Русская литература XX века / Под ред. С. Венгерова.. — М., 1914. — Т. I.

  • Неведомский М. Зачинатели и продолжатели . — П., 1919.

  • Луначарский А. В. Этюды . — М.—Пг., 1922.

  • Бровман Г. А. В. Вересаев: Жизнь и творчество. — М.: Советский писатель, 1959.

  • Ю. Фохт-Бабушкин. О Вересаеве // В. В. Вересаев. Повести и рассказы. — М.: Художественная литература, 1987.

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.

  • Овчинников Д. "Насквозь" тульский писатель //Молодой коммунар. - 2017, 7 февраля.



Примечания |





  1. 12 Вересаев Викентий Викентьевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17378135"></a>



  2. Их дедушки — соответственно, Викентий Михайлович (дед П. Г. Смидовича) и Игнатий Михайлович (дед В. В. Вересаева) — были родными братьями.


  3. 12 Головин В. Викентий Вересаев в Тбилиси (неопр.). журнал «Русский клуб».


  4. Бородина М.А. «Записки врача» В. В. Вересаева как настольная книга начинающего доктора // Омский научный вестник. — 2008. — Вып. 1(68). — С. 73—77.


  5. Б. Г. Юдин. Человек в медицинском эксперименте: перечитывая В. В. Вересаева. // Вопросы истории естествознания и техники. № 4, 2001


  6. В. В. Вересаев. Живая жизнь — 1-я часть «О Достоевском и Льве Толстом», 1910; 2-я часть «Аполлон и Дионис. (О Ницше)», 1914


  7. Памятнику Вересаева в Туле 50 лет, Комсомольская правда (11 апреля 2008).


  8. "Почта Донбасса" ввела в обращение марку № 54 | Государственное предприятие «Почта Донбасса»




Ссылки |




  • Вересаев, Викентий Викентьевич — статья из Российского гуманитарного энциклопедического словаря: В 3 т. — М.: 2002

  • Вересаев, Викентий Викентьевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

  • Сайт, посвящённый В. В. Вересаеву


  • Биография и библиографи В. В. Вересаева на сайте Тульской ОУН библиотеки.


  • В. В. Вересаев. Литературные воспоминания


  • «Слово о Льве Толстом» (аудиозапись — голос В. В. Вересаева)


  • Валерьян Полянский. Вересаев // Литературная энциклопедия : в 11 т. : т. 2 / Отв. ред. Фриче В. М. ; Отв. секретарь Бескин О. М. — [Б. м.] : Изд-во Ком. Акад., 1929. — Стб. 166—170. — 768 стб. : ил.












Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск