Социология культуры
Социоло́гия культу́ры (англ. Sociology of culture), культу́рсоциология (нем. Kultursoziologie) — отраслевая социологическая теория, объектом изучения которой являются закономерности функционирования и развития культуры в обществе, а также складывание, усвоение, сохранение и дальнейшая передача культурных норм, идей, ценностей, образцов поведения, представлений, которые выступают в качестве регуляторов отношений между людьми, а также взаимоотношения общества и природы.[1]
Содержание
1 История
2 Области исследования
3 В России
4 Примечания
5 Литература
История |
Термин социология культуры был впервые употреблён Максом Адлером[1][2].
Предметом изучения социологии культуры Адлер считал социальные факторы становления и существования культурных ценностей и норм. Но данное определение предмета социологии культуры не было принято на Западе большинством последующих её исследователей, а Адлера критиковали по той причине, что в философской и общественно-политической литературе такие понятия, как «общество» и «культура» использовались, за очень редкими исключениями, применялись как тождественные. А также считалось, что нет смысла подменять социологию как таковую социологией культуры. Например создатель культурологии Лесли Уайт считал, что социология бессильна в том, чтобы чётко размежевать культурное и социальное, поскольку, по его мнению, она рассматривает культуру только как отдельную грань социальных взаимосвязей, хотя общество является функцией культуры.[1]
Карл Мангейм определял социологию культуры как специфическую разновидность интерпретации произведений культуры.[3]
Структурный функционализм Толкотта Парсонса способствовал сильному сужению предмета социологии культуры, поскольку в его основании лежит культурный детерминизм и, следовательно, культура рассматривается как краеугольный камень для существования и развития всех областей жизнедеятельности общества.[1]
Области исследования |
В западноевропейской социологической науке социология культуры является собирательным понятием, поскольку сюда относят социологию кино, социологию музыки, социологию театра и другие направления культурных исследований. А неоднозначность в определении понятия «культура» приводит к тому, что возникает множество самых разных подходов в зарубежной и отечественной научной мысли. В широком смысле социология культуры является не просто одной из отраслей социологии, а охватывает всю сложность общественной жизни, рассматривая её под своим особым углом зрения. Культура содержится в любой целенаправленной области социальной деятельности человека: быт, труд, здравоохранении, политика и т. д. Таким образом можно говорить о социальной деятельности, которую человек направляет на наиболее полное развитие заложенных в нём способностей и на воплощение в жизнь своих общественных целей. В узком смысле культура представляет собой достаточно самостоятельную систему, которая охватывает духовную сферу.[1]
При социологическом подходе к изучению культуры важным является её аксиологическая сторона, где выделяется её ценностное содержание. Это помогает объединить отдельные части культуры в целостную систему, которая на разных уровнях иерархии обеспечивает их взаимосвязь: в целом общества или отдельных социальных групп и личностей. Изначально существует непосредственная связь аксиологизации культуры с теми положительными свойствами, которыми её наделяют. При этом внимание заостряется не только на уровне развития общества, но и на тех целях, ради которых используются плоды и достижения человеческих рук и ума. А также обращается пристальное внимание на то, служат ли они разностороннему личностному развитию, применяются ли в гуманистических целях и т. д. При этом человек в одном и то же время выступает, как в качестве объект, так и субъекта культурного развития. В свою очередь культура рассматривается как способ гуманизации и гармонизации человека и общества. Социология культуры выполняет одну из важнейших задач — социологическое изучение ступеней складывания ценностей, которые включают интересы, предпочтения и ориентации. Всё это создаёт широкую возможность перейти от количественного анализа к качественному, а также совершенствованию методов измерения культурных явлений.[1]
В России |
Социологическое изучение культуры в России началось только в 80-е годы XX века и нашло своё отражение в работах Л. Н. Когана, Л. Г. Ионина, А. И. Шендрика и др.[4]
Примечания |
↑ 123456 Орлова, 1998.
↑ Кравченко А. И. Социология культуры и духовной жизни // Энциклопедия Фонда знаний «Ломоносов»
↑ Манхейм, 2000.
↑ Култыгин, 2008, с. 143.
Литература |
- на русском языке
- Абушенко В. Л. Социология культуры, культурсоциология // Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий). — ISBN 985-428-619-3.
- Социология культуры // Краткий словарь по социологии / Сост. О. С. Голованов. — Кыштым: Кыштымский филиал ЮУрГУ, 2001. — 215 с.
- Манхейм К. О специфике культурно-социологического познания // Избранное. Социология культуры = Karl Mannheim Essays on the Sociology of Culture / Пер. с нем. А. В. Дранова; Под ред. Е. О. Тучкова. — М.; СПб.: Университетская книга, 2000. — 501 с. — (Книга света). — ISBN 5-7914-0023-3, ISBN 5-323-00011-2.
- Култыгин В. П. Социология культуры или социология культурно-духовной сферы // Социологические исследования. — 2008. — № 8. — С. 143—146.
- Михайлова Л. И. Социология культуры: Учебное пособие. — М.: ИТК «Дашков и К», 2005. — 344 с. — ISBN 5-94798-535-7.
- Орлова И. Б. Социология культуры // Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. академика РАН Г. В. Осипова. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. — 672 с.
- на других языках
- Griswold W. Cultures and Societies in a Changing World. — 4th ed.. — Thousand Oaks: SAGE, 2012. — 208 p.
- Peacock J. L. Durkheim and the Social Anthropology of Culture // Social Forces. — Oxford: Oxford University Press, 1981. — Т. 59, № 4, Special Issue. — P. 996–1008. — ISSN 1534-7605. — DOI:10.2307/2577977.
- Swartz D. Culture & Power: The Sociology of Pierre Bourdieu. — Chicago: University of Chicago Press, 1997. — 333 p.
- Swidler A. Culture in Action: Symbols and Strategies // American Sociological Review .. — American Sociological Association, 1986. — Т. 51, № 2. — P. 273–286. — ISSN 0003-1224.
- Swidler G. Society and culture in sociological and anthropological tradition. — Thousand Oaks: Sage Publications, 2001.