Аккадцы


























Аккадцы
Современное самоназвание
șalmat qaqqadim
Вымер
II тысячелетие до н. э.
Язык
аккадский (староаккадский диалект)
Входит в
Семиты
Родственные народы
эблаиты, вавилоняне, древние ассирийцы

Аккадцы (аккад. șalmat qaqqadim, «черноголовые») — принятое в научной литературе обозначение семитоязычного населения Месопотамии второй половины III тыс. до н. э., говорившего на аккадском языке; с аккадцами связано возникновение первого централизованного государства в истории Месопотамии — Аккадского царства.




Содержание






  • 1 Название


  • 2 Происхождение


  • 3 Антропологический тип


  • 4 Язык и письменность


  • 5 История


  • 6 Культура


  • 7 Cм. также


  • 8 Примечания


  • 9 Литература





Название |


Этноним «аккадцы» связан с Аккадским царством, название которого в свою очередь восходит к городу Аккаде — столице этого образования. Самоназванием аккадцев (как и шумеров) было «черноголовые» аккад. șalmat qaqqadim.



Происхождение |


Аккадцы представляют восточную ветвь семитских народов (восточные семиты) и по всей видимости, являются выходцами из Аравии. Еще в среде ранних исследователей возникла традиция сопоставлять аккадцев и шумеров, рассматривая первых как более позднюю по отношению ко вторым группу населения. В то же время, обстоятельства и время проникновения восточных семитов в Месопотамию остаются неизвестными. Переселившись в долину двух рек, восточные семиты могли ассимилировать часть местного населения.



Антропологический тип |


Антропологические особенности аккадцев — предмет дискуссий; такая ситуация обусловлена двумя факторами: 1) малочисленностью и плохой сохранностью антропологического материала 2) сосуществованием аккадцев с представителями других групп населения, «этническая» смешанность погребений, трудность установления «этнической» принадлежности костяков. В целом, исследователи относят древнее население Южной Месопотамии к средиземноморскому типу европеоидной расы. Это люди со смуглой кожей, темными глазами, прямым носом, темными прямыми или курчавыми волосами; такой облик имеет и население современного Южного Ирака. Вместе с тем, А. Мортгат предполагал брахикефалию чертой, отличающей аккадцев от шумеров.



Язык и письменность |



Аккадский язык принадлежит к восточной группе семитских языков афразийской макросемьи. Это самый древний письменно зафиксированный семитский язык. Собственно аккадцы говорили на отдельном его диалекте (так называемый староаккадский диалект). В последующее время на этом же языке (но других диалектах) говорили вавилоняне и древние ассирийцы. Сопоставление с другими семитскими языками позволило хорошо изучить аккадский, реконструировав его фонологию, грамматику, синтаксис. Фонетика староаккадского диалекта сохраняла ряд протосемитских гласных. Имя имеет категорию рода, числа, падежа, состояния и может как склоняться, так и спрягаться (например в стативе). Глаголы делятся на классы по огласовке (всего 4 класса) и спрягаются в рамках пород (4 основных). Имеются 3 «времени» — презенс, претерит и перфект, передающие не столько время, сколько характер действия или его отношение к другому действию. Наклонения: индикатив, субъюнктив, императив; формы пожелания: прекатив, ветитив, прохибитив, когортатив. На порядок слов в предложении вероятно повлиял шумерский язык: порядок нетипичен для синтаксиса семитских языков: SOV. Имеется пласт заимствований из шумерского. Письменность — клинопись, заимствованная у шумеров.



История |


Вопрос о времени и обстоятельствах появления восточных семитов в Месопотамии остается открытым. Наиболее ранние глоссы, написанные по-аккадски датируются временем ок. XXVI в. до н. э. (период Фара). В середине III тыс. до н. э. восточные семиты могли составлять большинство населения в области Ки-Ури и занимать более северные регионы. В XXIV в. до н. э. неизвестный восточносемитский вождь поднял восстание и захватил центр Ки-Ури — город Киш (Шумер). Приняв имя «Истинный царь» он перенес столицу в город Аккаде и впоследствии подчинил шумерские города, объединив их в рамках централизованного Аккадского царства. С образованием последнего восточных семитов принято именовать собственно аккадцами. Аккадский стал официальным языком царства; с этого времени начинается массовое его распространение и развитие как письменного языка. Поскольку аккадцы и шумеры имели единое самоназвание и отчетливо не отделяли себя друг от друга, постольку происходит семитизация шумерского населения. После падения царства и периода власти кутиев, земли Шумера и Аккада были включены в рамки державы III династии Ура. Семитизация шумеров в то время достигает пика; аккадский вытесняет шумерский из разговорной речи, но сам язык восточных семитов при этом также эволюционирует: в нём появляются черты будущих вавилонских диалектов. После распада Шумеро-Аккадского царства III династии Ура, эти земли были захвачены амореями, основавшими там собственные царства. Завоевание во II тыс. до н. э. Нижней Месопотамии Вавилоном привело к включению её в рамки единого государства; древнее население этих земель — аккадцы, остатки шумеров и некоторые другие компоненты — слились в единую этническую общность вавилонян.



Культура |


Влияние шумерской культуры на аккадцев было столь мощным, что выделить собственно аккадские элементы в культуре Месопотамии III тыс. до н. э. крайне сложно. Трудность обуславливается и практически полным отсутствием письменных источников по ранней истории восточных семитов. По всей видимости, переселившиеся в Месопотамию предки аккадцев практически утратили идентичность, влившись в мир Месопотамской цивилизации, основным носителем которой были шумеры. Аккадские боги были отождествлены с шумерскими, шумерские боги получили аккадские имена (Инанна — Иштар, Энлиль — Эллиль и т. д.), шумерские мифы, гимны, эпические сказания и т. д. были со временем переведены на аккадский язык. Исследования учёных позволили выявить, что боги восточных семитов были покровителям отдельных общин; при этом семиты издревле избегали называть богов собственными именами. Каждое племя или община называла своего бога-покровителя «господином» — ба’ал или бел, а богиню-покровительницу «богиней» — аc̠тар или иштар (хотя у южных семитов это было именем мужского божества). В искусстве III тыс. до н. э. выделяется «аккадский» тип скульптуры — более вытянутые, стройные фигуры персонажей, отличающихся от приземистой, как бы скорченной «шумерской» скульптуры.



Cм. также |


  • История Древней Месопотамии


Примечания |





Литература |


ред. Дьяконов И. М. История Древнего Востока. Зарождение классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. — М.: Наука, 1983. — Т. 1. Месопотамия. — 534 с. — 25 050 экз.









Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск