Металличность





Металли́чность (в астрофизике) — относительная концентрация элементов тяжелее водорода и гелия в звёздах или иных астрономических объектах. Бо́льшая часть барионной материи во Вселенной находится в форме водорода и гелия, поэтому астрономы используют слово «металлы» как удобный термин для обозначения всех более тяжёлых элементов. Например, звезды и туманности с относительно высоким содержанием углерода, азота, кислорода и неона в астрофизических терминах называются «богатыми металлами». При этом с точки зрения химии многие из этих элементов (в частности, перечисленные углерод, азот, кислород и неон) металлами не являются. Металличность используется, к примеру, для определения поколения и возраста звезд[1].


При первичном нуклеосинтезе, в первые минуты жизни Вселенной, в ней возникли водород (75 %), гелий (25 %), а также следы лития и бериллия. Образовавшиеся позднее первые звёзды, так называемые звёзды населения III, состояли только из этих элементов и практически не содержали металлов. Эти звёзды были чрезвычайно массивны (и, следовательно, их время жизни было мало). В течение их жизни в них синтезировались элементы вплоть до железа. Затем звёзды погибали в результате взрыва сверхновых и синтезированные элементы распределялись по Вселенной. Пока ещё ни одной звезды этого типа не было найдено.


Второе поколение звёзд (население II) родилось из материала звёзд первого поколения и имело довольно малую металличность, хотя и более высокую, чем у звёзд первого поколения. Маломассивные звёзды этого поколения имеют большое время жизни (миллиарды лет) и продолжают присутствовать среди звёзд нашей и других галактик. Более массивные звёзды второго поколения успели проэволюционировать до финальных стадий и выбросили газ, обогащённый металлами в результате звёздного нуклеосинтеза, в межзвёздную среду, из которой образовались звёзды третьего поколения (населения I). Звёзды третьего поколения, в том числе Солнце, содержат самое высокое количество металлов.


Таким образом, каждое следующее поколение звёзд более богато металлами, чем предыдущее, в результате обогащения металлами межзвёздной среды, из которой эти звёзды образуются.


Наличие металлов в газе, из которого состоит звезда, приводит к уменьшению его прозрачности и коренным образом влияет на все стадии эволюции звезды, от коллапса газового облака в звезду до поздних стадий её горения.


Из наблюдений (из анализа спектров звёзд) чаще всего можно получить только величину [Fe/H{displaystyle {{ce {Fe/H}}}}{displaystyle {ce {Fe/H}}}]:


[Fe/H]=log10⁡(NFeNH)star−log10⁡(NFeNH)Sun.{displaystyle [{text{Fe}}/{text{H}}]=log _{10}{left({frac {N_{text{Fe}}}{N_{text{H}}}}right)_{text{star}}}-log _{10}{left({frac {N_{text{Fe}}}{N_{text{H}}}}right)_{text{Sun}}}.}{displaystyle [{text{Fe}}/{text{H}}]=log _{10}{left({frac {N_{text{Fe}}}{N_{text{H}}}}right)_{text{star}}}-log _{10}{left({frac {N_{text{Fe}}}{N_{text{H}}}}right)_{text{Sun}}}.}

Здесь NFeNH{displaystyle {frac {N_{text{Fe}}}{N_{text{H}}}}}{frac {N_{text{Fe}}}{N_{text{H}}}} — отношение концентрации атомов железа к атомам водорода на звезде и на Солнце соответственно. Считается, что величина [Fe/H{displaystyle {{ce {Fe/H}}}}{displaystyle {ce {Fe/H}}}] характеризует относительное содержание всех тяжёлых элементов (включая C,O,N,Ne{displaystyle {ce {C, O, N, Ne}}}{displaystyle {ce {C, O, N, Ne}}}) на звезде и на Солнце. Для очень старых звёзд значение [Fe/H{displaystyle {{ce {Fe/H}}}}{displaystyle {ce {Fe/H}}}] заключено между −2 и −1 (то есть содержание тяжёлых элементов в них меньше солнечного в 10—100 раз). Металличность звёзд галактического диска в основном меняется от −0,3 до +0,2, выше в центре и снижается к краям.


Металличность также влияет на минимальную массу звезды/коричневого карлика, при достижении которой начинаются определённые термоядерные реакции. Коричневым карликом с чрезвычайно низкой металличностью является SDSS J0104+1535. Этот же объект является и самым массивными из известных коричневых карликов[2].



Зависимость металличности от наличия планет |


Астрономами из США, Бразилии и Перу были получены экспериментальные свидетельства того, что наличие в системе газового гиганта может влиять на химический состав родительской звезды. В теории, для оценки роли газового гиганта необходима двойная звезда, так как двойные звёзды формируются из одного газового облака и как следствие должны иметь предельно схожий химический состав. Однако наличие планеты у одного из компаньонов могло бы объяснить различие в химическом составе, так как звёзды и планеты формируются практически одновременно, что обусловливает взаимосвязь их процессов формирования. На практике, в качестве объекта изучения, была выбрана система 16 Лебедя являющаяся двойной звездой, с газовым гигантом 16 Лебедя B b обращающимся вокруг компаньона B. Оба компаньона являются аналогами Солнца[3]. Была рассчитана относительная распространённость 25 разных химических элементов в фотосфере звёзд. В результате оказалось, что 16 Лебедя A превосходит 16 Лебедя B (см. Список звёзд созвездия Лебедя) по содержанию металлов, а в качестве объяснения наличие у компаньона B газового гиганта[4].



См. также |



  • Звёздная эволюция

  • Звёздное население

  • Коричневый карлик

  • SDSS J0104+1535

  • Распространённость химических элементов



Примечания |






  1. McWilliam, Andrew Abundance Ratios and galactic Chemical Evolution : Age-Metallicity Relation (1 января 1997). Проверено 13 января 2015.



  2. Открыт рекордный по массе и химической чистоте коричневый карлик – Naked Science. naked-science.ru. Проверено 29 марта 2017.


  3. Дмитрий Сафин. Планеты могут отнимать металлы у своих звёзд (рус.). Компьюлента (3 августа 2011). — Подготовлено по материалам Universe Today (англ.). Проверено 15 февраля 2012. (недоступная ссылка)


  4. I. Ramirez, J. Melendez, D. Cornejo, I. U. Roederer, J. R. Fish. (2011), "Elemental abundance differences in the 16 Cygni binary system: a signature of gas giant planet formation?", arΧiv:1107.5814 [astro-ph.SR] 
     (англ.)











Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Центральная группа войск

Троллейбус