Гро, Антуан-Жан
Антуан-Жан Гро | |
---|---|
Antoine-Jean Gros | |
Портрет кисти барона Жерара | |
Дата рождения | 16 марта 1771(1771-03-16)[1][2][…] |
Место рождения |
|
Дата смерти | 25 июня 1835(1835-06-25)[2][4](64 года) |
Место смерти |
|
Гражданство | Франция |
Жанр | историческая живопись |
Учёба |
|
Работы на Викискладе |
Антуа́н-Жан Гро (фр. Antoine-Jean Gros; 16 марта 1771, Париж — 26 июня 1835, Мёдон) — французский художник-академист, который снискал известность изображениями побед наполеоновской армии и внёс, таким образом, заметный вклад в формирование героического мифа о Наполеоне.
Содержание
1 Жизнь и творчество
2 Избранные полотна
3 Примечания
4 Литература
5 Ссылки
Жизнь и творчество |
Антуан-Жан Гро родился 16 марта 1771 года в городе Париже. В 1785 году, в возрасте 14 лет Гро поступает в обучение к Жаку-Луи Давиду, оказавшему значительное влияние на художественное развитие Гро[5]. 1787 год будущий мастер начинает учеником в школе при Академии художеств в Париже. В 1793 году он бежит при помощи Давида от нарастающей волны революционного террора через Геную во Флоренцию.
В Италии он делает зарисовки со знаменитых шедевров в музеях, знакомится с поэтом Альфьери, художником Франсуа-Ксавьером Фабром и графиней Олбани. В 1794 году возвращается в Геную, где знакомится с женой Наполеона, Жозефиной де Богарне. Наполеон принимает художника к себе на службу и даёт ему заказы. После оккупации французами Пьемонта молодой «ветрогон», по выражению Стендаля, снискал себе славу карикатурами на австрийского наместника:
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
Рисунок, оставленный художником Гро на столике в миланской кофейне Серви, показался чудом, сошедшим с неба; за ночь сделали с него гравюру и на другой день распродали двадцать тысяч оттисков..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
— «Пармская обитель»
В 1800 году Гро бежит от наступающих австрийцев в Париж. В 1802 году получает за картину «Битва при Назарете» национальную премию живописи. В 1804 году выставляет в Салоне за этот год полотно «Наполеон возле больных чумой в Яффе», имевшее триумфальный успех. В 1808 году назначается портретистом императорской семьи (за работу «Наполеон на поле сражения у Прейсиш-Эйлау»). При посещении Парижского салона, император завершив церемонию награждения, снял с себя орден Почетного легиона и прикрепил его на грудь живописца[6]. В 1811 году получает государственный заказ на роспись купола Пантеона (закончена в 1824 году).
После свержения Наполеона и бегства Давида из Франции его место во главе студии занял Гро. В годы Реставрации работает исключительно в академическом стиле. Стиль поздних работ суховатый, им недостаёт яркого романтизма имперской эпохи. Наибольшим успехом в это время пользовались его портреты. После 1830 года сосредотачивается на мифологических сюжетах.
В конце жизни Антуан-Жан Гро впал в депрессию и покончил с собой, бросившись в Сену 26 июня 1835 года в Мёдоне.
Избранные полотна |
Наполеон на поле битвы при Прейсиш-Эйлау. Париж, Лувр.
«Наполеон возле больных чумой в Яффе». Париж, Лувр.
«Битва при Назарете». Нант, Музей изящных искусств.
«Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту». Санкт-Петербург, Эрмитаж.
Капитуляция Мадрида после битвы при Сомосьерре.
Портрет генерал-интенданта Дарю.
Мюрат при Абукире.
Портрет генерала Дюрока.
Портрет Оноре де Ларибуазьера.
Портрет лейтенанта Шарля Леграна (1810). Лос-Анджелес, музей Искусств.
Портрет генерала Леграна.
Портрет генерала Ласаля.
Портрет генерала Фурнье-Сарловеза.
Портрет Евгения де Богарне (1798).
Портрет генерала Гюйо.
Примечания |
↑ идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P268"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837"></a>
↑ 1234 Gros, Antoine-Jean — Oxford University Press, 1996.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q217595"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q1547776"></a>
↑ Antoine Jean Gros<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17299517"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P650"></a>
↑ Find a Grave — 1995. — ed. size: 165000000<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q63056"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q4752572"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P535"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P2025"></a>
↑ Лависс Э, Рамбо А. История XIX века. — Directmedia, 2014-11-14. — 494 с. — ISBN 9785447510657.
↑ Тюлар Жан. Изобразительное искусство - Наполеон, или Миф о «спасителе». www.e-reading.club. Проверено 25 марта 2018.
Литература |
- Гро, Антуан-Жан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
N. Wolf. Malerei der Romantik. — Köln, 1999.
W. Broer u.a. Epochen der Kunst. 19 Jahrhundert. Vom Klassizismus zu dem Wegbereitern der Moderne. — München-Wien-Oldenburg, 1997.- Die Welt der Malerei. — Köln, 1990.
Ссылки |
- Гро, Антуан-Жан, барон // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.