Р-5 (самолёт)

















































Р-5 / П-5
Polikarpov R-5 rb.jpg
Тип
многоцелевой самолёт
Производитель
Завод № 31 (Таганрог)
Главный конструктор
Н.Н. Поликарпов
Первый полёт
19 сентября 1928 года
Начало эксплуатации
1929 год
Конец эксплуатации
1944 год
Статус
снят с эксплуатации
Эксплуатанты
Знак ВВС СССР ВВС РККА
Единиц произведено
~ 7000
Варианты
Р-Z
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

Р-5 — советский многоцелевой одномоторный самолёт 1930-х годов.


Один из самых массовых самолётов-бипланов 1930-х годов в СССР: более 1000 машин эксплуатировалось в ГВФ как почтовые и грузо-пассажирские. Более 5000 самолётов имелось в РККА, где он был основным образцом разведчика, лёгкого бомбардировщика и штурмовика до начала 1940-х годов.




Содержание






  • 1 История


  • 2 Модификации


  • 3 Боевое применение


  • 4 Конструкция


  • 5 Вооружение


  • 6 ЛТХ


  • 7 Сохранившиеся экземпляры


  • 8 Примечания


  • 9 Литература


  • 10 Ссылки





История |


Самолёт Р-5 был создан в ОКБ Поликарпова в 1928 году и в том же году поступил на лётные испытания[1].


Самолёт имеет схему полутораплана (нижнее крыло значительно меньше верхнего). При тогдашнем уровне технологий биплан имел множество стоек и расчалок, что снижало скорость, а более прогрессивный моноплан давал высокую посадочную скорость, что повышало требования к аэродрому. Поэтому Поликарпов выбрал нечто среднее, подняв крейсерскую скорость по сравнению с У-2, но не ухудшив посадочных характеристик.


Серийно выпускался с 1930 по 1936 год на Авиационном заводе № 31 в Таганроге.


В сентябре 1930 года звено Р-5 успешно выполнило перелёт в 10 500 км по маршруту Москва — Анкара — Тбилиси — Тегеран — Термез — Кабул — Ташкент — Оренбург — Москва. После этого Р-5 занял первое место на международном конкурсе разведывательных самолётов для иранской авиации, который проводило правительство Ирана, опередив самолёты Англии, Франции и Голландии[1].


В 1933—1934 гг. три Р-5 участвовали в спасении экипажа ледокола «Челюскин». Именно они увезли основную массу людей.


Самолёт имел множество вариантов. Принимал участие во всех вооружённых операциях РККА 1930-х и начала 1940-х годов.
На фронтах Великой Отечественной войны эксплуатировался в качестве связного и лёгкого транспортного до 1944 года. Поставлялся в Республиканскую Испанию, Иран, Турцию и Монголию. В ВВС республиканской Испании получил наименование «Rasante» — «Бреющий (полёт)», но применялся без особого успеха, из-за низкой скорости.[2].


Рациональная конструкция с большим запасом прочности обеспечила самолёту сравнительно длительную жизнь — вплоть до конца 1940-х годов он использовался в геологии, картографии, как курьерский и санитарный самолёт.


Почта СССР в 1977 году выпустила почтовую марку с изображением самолёта Р-5.



Модификации |




В экспозиции музея ВВС (Монино)




  • Р-5Ш — штурмовик, вооружение 8х7,62-мм пулемётов ПВ-1 под нижним крылом, 500 кг бомб


  • Р-5а, Р-5 поплавковый, МР-5, самолёт № 10 — морской разведчик — с деревянными поплавками (конструкция поплавков — по типу авиалодки Ш-2, наружная поверхность была оклеена полотном на аэролаке). В самолёте был вдвое увеличен воздушный киль и сделано было устройство для запуска двигателя на воде — ручка в борту с приводом для проворачивания вала. Никаких Специальных усилений в конструкции не было. Масса пустого самолёта получилась на 389 кг больше, чем на колёсах. Лётные качества были достаточно хороши как для одномоторного поплавкового самолёта того времени.


  • Р-5Т (торпедоносец) — отличался от Р-5 схемой шасси и увеличенным вертикальным оперением (как в поплавковом варианте). Конструктивную разработку выполнил В. В. Никитин, расчёты прочности — С. Н. Шишкин, вариант торпедоносца был принят в производство по предложению А. И. Гребенева на государственном авиационном заводе № 1 в 1933 г. Самолёт предназначался для сбрасывания торпеды или большой бомбы, был одноместным, шасси было переделано так, чтобы освобождалась вся нижняя поверхность фюзеляжа. Самолёт строился серийно в количестве 50 экземпляров, сданных в 1935 г. Применялся в 1935—1938 гг. на Дальнем Востоке в морской авиации.


  • АРК-5 — 3-местная «арктическая» модификация с закрытой кабиной, обогревом и подкрыльевыми контейнерами.


  • П-5 — гражданский пассажирский вариант.


  • Па-5 — модификация с двумя поплавками.




  • ПР-5 на полярной станции.


    П-5Л — «лимузин» с двухместной пассажирской кабиной.


  • ПР-5 — модификация 1934 года с деревянным монококовым фюзеляжем обтекаемой формы, предназначенная для перевозки 4 пассажиров. С 1936 года было выпущено 200 машин такой модификации.[3]


  • Р-5д — «рекордная» модель для достижения максимальной дальности был снабжён наружными округлыми бензобаками снизу и с боков фюзеляжа.


  • ССС — (скоростной, скороподъёмный, скорострельный) — модернизация с улучшением аэродинамики, установкой более мощного двигателя М-17-ф и более мощного вооружения. Вооружение: 2 ШКАС (ранние модели 1 ШКАС + 1 ПВ) в штурмовом варианте дополнительно устанавливали 4 ШКАС под нижним крылом. Скорость по сравнению с Р-5 возросла на 25-30 км/ч, а потолок — на 2000 м. Строился в большой серии до начала выпуска Р-Z.


  • Р-5 с V-образным оперением (тип «бабочка», оперение Рудлицкого) — опытный — был в 2-х экземплярах — испытывался в 1935 с целью устранения «мёртвого сектора» задней турели. На втором экземпляре построенного по инициативе техника-изобретателя Филатова ОКУ государственного авиационного завода № 1 погиб лётчик-испытатель Гродзь и сам изобретатель — оперение полностью разрушилось в полёте.


  • Р-5 (ЭД-1) — Р-5 с авиадизелем ЮМО-4 — экспериментальный с немецким дизелем ЮМО-4 в 600 л. с. Винт четырёхлопастный. Было выполнено более 200 полётов с целью исследования двигателя который предполагалось поставить на военный вариант самолёта РД.


  • Р-5 с убираемым шасси (проект 1935 года) — шасси по типу ДИ-6, был построен макет, но самолёт уже явно устарел и разработку прекратили.


  • Р-Z — вариант Р-5 с облегчением конструкции и установкой нового двигателя М-34Н (затем М-34НВ).



Боевое применение |



Polikarpov R-5.JPG




  • 1933 — Китай, Туркестан: самолёт связи, штурмовик, бомбардировщик.


  • 1936 — Гражданская война в Испании: самолёт связи, штурмовик, бомбардировщик.


  • 1939 — Бои на Халхин-Голе: самолёт-разведчик, штурмовик, ночной бомбардировщик.


  • 1939 — Советско-финская война (1939-1940): корректировщик, самолёт-разведчик.


  • 1941 — Великая Отечественная война: использовался в качестве разведчика и ночного бомбардировщика.



Конструкция |


Тип — одностоечный расчалочный двухместный полутораплан.
Конструкция деревянная из сосны и фанеры, сталь — в узлах мягкая, марки М с широким применением сварки. Двигатель на опытном экземпляре был БМВ-VI в 500/680 л. с., в серии — советские версии того же двигателя, М-17б в 500/680 л. с., а с 1934 г. — М-17ф в 500/730 л. с.


Фюзеляж самолёта - четырёхгранного сечения с округлённой верхней гранью. Каркас состоял из четырёх лонжеронов и 12 рам-шпангоутов, верхних рам жёсткости, полов кабин, стрингеров и отдельных раскосов.
Обшивка фюзеляжа — фанера от 3 до 2 мм. Сборка — на казеиновом клее, железных оцинкованных шурупах и гвоздях.
Моторама — ферма из дюралюминиевых коробчатых брусьев, соединённых дугообразной клёпаной рамой, и из 12 стальных и дюралюминиевых стержней — труб с наконечниками, частично регулируемых по длине.


Крылья — нормальной двухлонжеронной конструкции. Профили крыльев — 10%-ной толщины, с прямой нижней стороной. Лонжероны — коробчатые шириной 80 мм (в переднем лонжероне нижнего крыла 55 мм) при толщине полок в пролётах 30 мм, стенки — из 5-мм фанеры, направленной слоями под углом 45°. Нервюры — из сосновых реек и фанерных стенок с продолговатыми отверстиями облегчения, через которые проходили ленты-расчалки в крыльях (одиночные кресты). Стойки коробки крыльев — дюралюминиевые трубы каплевидного сечения с регулируемыми вильчатыми наконечниками. Расчалки— профилированные ленты с наконечниками, несущие — парные (диаметром 12 мм), обратные—одиночные (диаметром 11 мм), под центропланом — диаметром 10 и 7 мм.


Хвостовое оперение — обычной деревянной конструкции, все ободы крыльев и рулей — дюралюминиевые. Управление — тросовое, двойное — от лётчика и наблюдателя, управление элеронами — дифференциальное, отклонение их вверх — на 32°, вниз — 10° 3'


Шасси М-образной схемы с резиновой пластинчатой амортизацией. Колёса — первоначально спицевые, с 1933 г. — дисковые тормозные с размерами пневматиков 900×200 мм.
Баки — из оцинкованного железа, трубопроводы — медные, радиатор — сотовый выдвижной из латунных тонкостенных трубок фасонного сечения. Управление им — от штурвальчика с цепью Галля.


Масса конструкции серийного самолёта Р-5 была в серии стабильной и равнялась 1969 кг, масса пустого самолёта с несъёмным оборудованием — 2169 кг, полётная масса как армейского разведчика — 2955 кг, как лёгкого бомбардировщика — 3247—3347 кг, предельная масса — 3800 кг.


Центровка самолёта: пустого — 24,5 % САХ, в полёте в варианте разведчика — 33,7 % САХ, бомбардировщика — 33,5— 35,8 % САХ, по мере выработки бензина она могла доходить до 40 % САХ.[4][5]



Вооружение |


Вооружение — один пулемёт ПВ-1 синхронный и один ДА (впоследствии спаренный) на турели. В моделях с 1934 также устанавливались ШКАС.


Бомб на подкрыльных держателях 256 кг для разведчика (нормальная нагрузка) и 300—400 кг для бомбардировщика (в перегруз).



ЛТХ |


Технические характеристики



  • Экипаж: 2 чел.


  • Длина: 10,56 м

  • Размах крыла: 15,30 / 12,60 м


  • Высота: 2,62 м

  • Площадь крыла: 50,2 м²


  • Масса пустого: 1965 кг

  • Масса снаряжённого: 2955 кг (разведчик)
    3347 (бомбардировщик)

  • Нормальная взлётная масса: 2805 кг


  • Силовая установка: 1 × ПД М-17Ф


  • Мощность двигателей: 1 × 680 л. с.


Лётные характеристики


  • Максимальная скорость: 244 км/ч


  • Крейсерская скорость: 210 км/ч

  • Практическая дальность: 800 км


  • Практический потолок: 6100 м


  • Скороподъёмность: 295 м/мин


Вооружение


  • Стрелково-пушечное: 1 х 7,62 мм ПВ-1, 2 х 7,62 мм ДА

  • Точки подвески: Подфюзеляжные 2 х ДЕР-6 Крыльевые 8 х ДЕР-7


  • Бомбы: 400 кг



Сохранившиеся экземпляры |


Сохранился один экземпляр этой машины, который находится в музее ВВС (Монино).



Примечания |





  1. 12 А. С. Яковлев. О жизни и о себе (записки авиаконструктора). 2-е изд., доп. М., 1968. стр.159


  2. República — Aviones de bombardeo


  3. ПР-5


  4. Лабзин Д. Самолёт Р-5. М., Изд. Аэрофлота, 1937.


  5. Самолёт П-5—М.17. М., Аэрофлот, 1937.




Литература |




  • Котельников В. Легендарный Р - 5. - М.: ВЭРО Пресс, 2011.

  • Шавров, В. Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 г. — 3-е. — М.: Машиностроение, 1985. — С. 367-370,422-424,482-483. — 752 с.

  • Шавров, В. Б. История конструкций самолётов в СССР 1938—1950 гг. — М.: Машиностроение, 1988. — 568 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-217-00477-0.



Ссылки |




  • Р-5 // авиационная энциклопедия «Уголок неба»


  • Многоцелевой самолет-разведчик Р-5. // авиару.рф


  • Plane Wing Carries 14 Men // blog.modernmechanix.com


  • Мамкин, Александр Петрович лётчик, совершил подвиг на самолёте Р-5. Вывез 13 человек, в том числе детей с территории, оккупированной фашистами во время Великой Отечественной войны, после чего погиб от ожогов, полученных во время перелёта.










Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Центральная группа войск

Троллейбус