Р-5 (самолёт)

Multi tool use
Multi tool use

















































Р-5 / П-5
Polikarpov R-5 rb.jpg
Тип
многоцелевой самолёт
Производитель
Завод № 31 (Таганрог)
Главный конструктор
Н.Н. Поликарпов
Первый полёт
19 сентября 1928 года
Начало эксплуатации
1929 год
Конец эксплуатации
1944 год
Статус
снят с эксплуатации
Эксплуатанты
Знак ВВС СССР ВВС РККА
Единиц произведено
~ 7000
Варианты
Р-Z
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

Р-5 — советский многоцелевой одномоторный самолёт 1930-х годов.


Один из самых массовых самолётов-бипланов 1930-х годов в СССР: более 1000 машин эксплуатировалось в ГВФ как почтовые и грузо-пассажирские. Более 5000 самолётов имелось в РККА, где он был основным образцом разведчика, лёгкого бомбардировщика и штурмовика до начала 1940-х годов.




Содержание






  • 1 История


  • 2 Модификации


  • 3 Боевое применение


  • 4 Конструкция


  • 5 Вооружение


  • 6 ЛТХ


  • 7 Сохранившиеся экземпляры


  • 8 Примечания


  • 9 Литература


  • 10 Ссылки





История |


Самолёт Р-5 был создан в ОКБ Поликарпова в 1928 году и в том же году поступил на лётные испытания[1].


Самолёт имеет схему полутораплана (нижнее крыло значительно меньше верхнего). При тогдашнем уровне технологий биплан имел множество стоек и расчалок, что снижало скорость, а более прогрессивный моноплан давал высокую посадочную скорость, что повышало требования к аэродрому. Поэтому Поликарпов выбрал нечто среднее, подняв крейсерскую скорость по сравнению с У-2, но не ухудшив посадочных характеристик.


Серийно выпускался с 1930 по 1936 год на Авиационном заводе № 31 в Таганроге.


В сентябре 1930 года звено Р-5 успешно выполнило перелёт в 10 500 км по маршруту Москва — Анкара — Тбилиси — Тегеран — Термез — Кабул — Ташкент — Оренбург — Москва. После этого Р-5 занял первое место на международном конкурсе разведывательных самолётов для иранской авиации, который проводило правительство Ирана, опередив самолёты Англии, Франции и Голландии[1].


В 1933—1934 гг. три Р-5 участвовали в спасении экипажа ледокола «Челюскин». Именно они увезли основную массу людей.


Самолёт имел множество вариантов. Принимал участие во всех вооружённых операциях РККА 1930-х и начала 1940-х годов.
На фронтах Великой Отечественной войны эксплуатировался в качестве связного и лёгкого транспортного до 1944 года. Поставлялся в Республиканскую Испанию, Иран, Турцию и Монголию. В ВВС республиканской Испании получил наименование «Rasante» — «Бреющий (полёт)», но применялся без особого успеха, из-за низкой скорости.[2].


Рациональная конструкция с большим запасом прочности обеспечила самолёту сравнительно длительную жизнь — вплоть до конца 1940-х годов он использовался в геологии, картографии, как курьерский и санитарный самолёт.


Почта СССР в 1977 году выпустила почтовую марку с изображением самолёта Р-5.



Модификации |




В экспозиции музея ВВС (Монино)




  • Р-5Ш — штурмовик, вооружение 8х7,62-мм пулемётов ПВ-1 под нижним крылом, 500 кг бомб


  • Р-5а, Р-5 поплавковый, МР-5, самолёт № 10 — морской разведчик — с деревянными поплавками (конструкция поплавков — по типу авиалодки Ш-2, наружная поверхность была оклеена полотном на аэролаке). В самолёте был вдвое увеличен воздушный киль и сделано было устройство для запуска двигателя на воде — ручка в борту с приводом для проворачивания вала. Никаких Специальных усилений в конструкции не было. Масса пустого самолёта получилась на 389 кг больше, чем на колёсах. Лётные качества были достаточно хороши как для одномоторного поплавкового самолёта того времени.


  • Р-5Т (торпедоносец) — отличался от Р-5 схемой шасси и увеличенным вертикальным оперением (как в поплавковом варианте). Конструктивную разработку выполнил В. В. Никитин, расчёты прочности — С. Н. Шишкин, вариант торпедоносца был принят в производство по предложению А. И. Гребенева на государственном авиационном заводе № 1 в 1933 г. Самолёт предназначался для сбрасывания торпеды или большой бомбы, был одноместным, шасси было переделано так, чтобы освобождалась вся нижняя поверхность фюзеляжа. Самолёт строился серийно в количестве 50 экземпляров, сданных в 1935 г. Применялся в 1935—1938 гг. на Дальнем Востоке в морской авиации.


  • АРК-5 — 3-местная «арктическая» модификация с закрытой кабиной, обогревом и подкрыльевыми контейнерами.


  • П-5 — гражданский пассажирский вариант.


  • Па-5 — модификация с двумя поплавками.




  • ПР-5 на полярной станции.


    П-5Л — «лимузин» с двухместной пассажирской кабиной.


  • ПР-5 — модификация 1934 года с деревянным монококовым фюзеляжем обтекаемой формы, предназначенная для перевозки 4 пассажиров. С 1936 года было выпущено 200 машин такой модификации.[3]


  • Р-5д — «рекордная» модель для достижения максимальной дальности был снабжён наружными округлыми бензобаками снизу и с боков фюзеляжа.


  • ССС — (скоростной, скороподъёмный, скорострельный) — модернизация с улучшением аэродинамики, установкой более мощного двигателя М-17-ф и более мощного вооружения. Вооружение: 2 ШКАС (ранние модели 1 ШКАС + 1 ПВ) в штурмовом варианте дополнительно устанавливали 4 ШКАС под нижним крылом. Скорость по сравнению с Р-5 возросла на 25-30 км/ч, а потолок — на 2000 м. Строился в большой серии до начала выпуска Р-Z.


  • Р-5 с V-образным оперением (тип «бабочка», оперение Рудлицкого) — опытный — был в 2-х экземплярах — испытывался в 1935 с целью устранения «мёртвого сектора» задней турели. На втором экземпляре построенного по инициативе техника-изобретателя Филатова ОКУ государственного авиационного завода № 1 погиб лётчик-испытатель Гродзь и сам изобретатель — оперение полностью разрушилось в полёте.


  • Р-5 (ЭД-1) — Р-5 с авиадизелем ЮМО-4 — экспериментальный с немецким дизелем ЮМО-4 в 600 л. с. Винт четырёхлопастный. Было выполнено более 200 полётов с целью исследования двигателя который предполагалось поставить на военный вариант самолёта РД.


  • Р-5 с убираемым шасси (проект 1935 года) — шасси по типу ДИ-6, был построен макет, но самолёт уже явно устарел и разработку прекратили.


  • Р-Z — вариант Р-5 с облегчением конструкции и установкой нового двигателя М-34Н (затем М-34НВ).



Боевое применение |



Polikarpov R-5.JPG




  • 1933 — Китай, Туркестан: самолёт связи, штурмовик, бомбардировщик.


  • 1936 — Гражданская война в Испании: самолёт связи, штурмовик, бомбардировщик.


  • 1939 — Бои на Халхин-Голе: самолёт-разведчик, штурмовик, ночной бомбардировщик.


  • 1939 — Советско-финская война (1939-1940): корректировщик, самолёт-разведчик.


  • 1941 — Великая Отечественная война: использовался в качестве разведчика и ночного бомбардировщика.



Конструкция |


Тип — одностоечный расчалочный двухместный полутораплан.
Конструкция деревянная из сосны и фанеры, сталь — в узлах мягкая, марки М с широким применением сварки. Двигатель на опытном экземпляре был БМВ-VI в 500/680 л. с., в серии — советские версии того же двигателя, М-17б в 500/680 л. с., а с 1934 г. — М-17ф в 500/730 л. с.


Фюзеляж самолёта - четырёхгранного сечения с округлённой верхней гранью. Каркас состоял из четырёх лонжеронов и 12 рам-шпангоутов, верхних рам жёсткости, полов кабин, стрингеров и отдельных раскосов.
Обшивка фюзеляжа — фанера от 3 до 2 мм. Сборка — на казеиновом клее, железных оцинкованных шурупах и гвоздях.
Моторама — ферма из дюралюминиевых коробчатых брусьев, соединённых дугообразной клёпаной рамой, и из 12 стальных и дюралюминиевых стержней — труб с наконечниками, частично регулируемых по длине.


Крылья — нормальной двухлонжеронной конструкции. Профили крыльев — 10%-ной толщины, с прямой нижней стороной. Лонжероны — коробчатые шириной 80 мм (в переднем лонжероне нижнего крыла 55 мм) при толщине полок в пролётах 30 мм, стенки — из 5-мм фанеры, направленной слоями под углом 45°. Нервюры — из сосновых реек и фанерных стенок с продолговатыми отверстиями облегчения, через которые проходили ленты-расчалки в крыльях (одиночные кресты). Стойки коробки крыльев — дюралюминиевые трубы каплевидного сечения с регулируемыми вильчатыми наконечниками. Расчалки— профилированные ленты с наконечниками, несущие — парные (диаметром 12 мм), обратные—одиночные (диаметром 11 мм), под центропланом — диаметром 10 и 7 мм.


Хвостовое оперение — обычной деревянной конструкции, все ободы крыльев и рулей — дюралюминиевые. Управление — тросовое, двойное — от лётчика и наблюдателя, управление элеронами — дифференциальное, отклонение их вверх — на 32°, вниз — 10° 3'


Шасси М-образной схемы с резиновой пластинчатой амортизацией. Колёса — первоначально спицевые, с 1933 г. — дисковые тормозные с размерами пневматиков 900×200 мм.
Баки — из оцинкованного железа, трубопроводы — медные, радиатор — сотовый выдвижной из латунных тонкостенных трубок фасонного сечения. Управление им — от штурвальчика с цепью Галля.


Масса конструкции серийного самолёта Р-5 была в серии стабильной и равнялась 1969 кг, масса пустого самолёта с несъёмным оборудованием — 2169 кг, полётная масса как армейского разведчика — 2955 кг, как лёгкого бомбардировщика — 3247—3347 кг, предельная масса — 3800 кг.


Центровка самолёта: пустого — 24,5 % САХ, в полёте в варианте разведчика — 33,7 % САХ, бомбардировщика — 33,5— 35,8 % САХ, по мере выработки бензина она могла доходить до 40 % САХ.[4][5]



Вооружение |


Вооружение — один пулемёт ПВ-1 синхронный и один ДА (впоследствии спаренный) на турели. В моделях с 1934 также устанавливались ШКАС.


Бомб на подкрыльных держателях 256 кг для разведчика (нормальная нагрузка) и 300—400 кг для бомбардировщика (в перегруз).



ЛТХ |


Технические характеристики



  • Экипаж: 2 чел.


  • Длина: 10,56 м

  • Размах крыла: 15,30 / 12,60 м


  • Высота: 2,62 м

  • Площадь крыла: 50,2 м²


  • Масса пустого: 1965 кг

  • Масса снаряжённого: 2955 кг (разведчик)
    3347 (бомбардировщик)

  • Нормальная взлётная масса: 2805 кг


  • Силовая установка: 1 × ПД М-17Ф


  • Мощность двигателей: 1 × 680 л. с.


Лётные характеристики


  • Максимальная скорость: 244 км/ч


  • Крейсерская скорость: 210 км/ч

  • Практическая дальность: 800 км


  • Практический потолок: 6100 м


  • Скороподъёмность: 295 м/мин


Вооружение


  • Стрелково-пушечное: 1 х 7,62 мм ПВ-1, 2 х 7,62 мм ДА

  • Точки подвески: Подфюзеляжные 2 х ДЕР-6 Крыльевые 8 х ДЕР-7


  • Бомбы: 400 кг



Сохранившиеся экземпляры |


Сохранился один экземпляр этой машины, который находится в музее ВВС (Монино).



Примечания |





  1. 12 А. С. Яковлев. О жизни и о себе (записки авиаконструктора). 2-е изд., доп. М., 1968. стр.159


  2. República — Aviones de bombardeo


  3. ПР-5


  4. Лабзин Д. Самолёт Р-5. М., Изд. Аэрофлота, 1937.


  5. Самолёт П-5—М.17. М., Аэрофлот, 1937.




Литература |




  • Котельников В. Легендарный Р - 5. - М.: ВЭРО Пресс, 2011.

  • Шавров, В. Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 г. — 3-е. — М.: Машиностроение, 1985. — С. 367-370,422-424,482-483. — 752 с.

  • Шавров, В. Б. История конструкций самолётов в СССР 1938—1950 гг. — М.: Машиностроение, 1988. — 568 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-217-00477-0.



Ссылки |




  • Р-5 // авиационная энциклопедия «Уголок неба»


  • Многоцелевой самолет-разведчик Р-5. // авиару.рф


  • Plane Wing Carries 14 Men // blog.modernmechanix.com


  • Мамкин, Александр Петрович лётчик, совершил подвиг на самолёте Р-5. Вывез 13 человек, в том числе детей с территории, оккупированной фашистами во время Великой Отечественной войны, после чего погиб от ожогов, полученных во время перелёта.










Gv,PX kyBtw diqvQL2pZZGzNLKd6,F NTqakK ONwcqN
jkp,onLt4 2N6kL1Rz8 jaPPUJ7Tw Y3IB5hQEKb

Popular posts from this blog

Центральная группа войск

Дои, Мисаки

Бедствия войны