ISO 9000




ISO 9000 — серия международных стандартов, содержащих термины и определения, основные принципы менеджмента качества, требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий, а также руководство по достижению устойчивого результата.


Серия стандартов ISO 9000 разработана Техническим комитетом 176 (ТК 176) Международной организации по стандартизации. В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM).


Принято считать, что при разработке первой версии стандартов ISO 9000 ТК 176 руководствовался британским стандартом BS 5750, разработанным Британским институтом стандартов (BSI). В свою очередь, считается, что британский стандарт базировался на отраслевых стандартах ВПК.




Содержание






  • 1 Версии стандартов ISO 9000


  • 2 О природе стандартов ISO 9000


  • 3 Стандарты, входящие в серию


    • 3.1 Стандарты ISO серии 10000 (технологии поддержки)


    • 3.2 Дополнительные стандарты, изданные ТК 176




  • 4 Национальные эквиваленты ISO 9000


  • 5 Примечания


  • 6 Ссылки





Версии стандартов ISO 9000 |


Серия стандартов ISO 9000 неоднократно пересматривалась:



  • первая версия была подготовлена в 1987 году;

  • вторая версия была выпущена в 1994 году и представляла собой уточненную версию 1987 года.

  • третья версия была разработана в 2000 году путём радикального пересмотра версии 1994 года;

  • четвёртая версия стандарта вышла разобщенно: в 2005 году был выпущен стандарт ISO 9000:2005, в 2008 и 2009 годах — стандарты ISO 9001 и 9004. Несмотря на ожидавшийся полный пересмотр версии 2000 года, ТК 176 решил ограничиться «косметическими» правками — исправлением неточностей и разночтений. Причинами отказа от существенных изменений и задержки с выпуском новой версии были названы желание продлить срок действия существующих сертификатов у организаций (то есть сохранить статус-кво в сертификационном бизнесе).

  • пятая версия ISO 9001 была выпущена 23.09.2015 совместно с ISO 9000.


Новая версия стандарта 9001 существенно изменилась по сравнению с предыдущей версией. Стандарт ISO 9001:2015 года разработан в соответствии с приложением к директиве ISO Annex SL (ISO/IEC Directives, Part 1 Consolidated ISO Supplement — Procedures specific to ISO), которая определяет требования к нормативным документам на системы управления. Она устанавливает новый, единый стандарт для структуры систем управления (не только ISO 9001, но и для других систем менеджмента).


Стандарты серии ISO 9000, принятые более чем 190 странами мира в качестве национальных, применимы к любым предприятиям, независимо от их размера, форм собственности и сферы деятельности.


Сертификация производится по единственному стандарту из этой серии, содержащему требования — ISO 9001. Организация ISO не проводит сертификацию по ISO 9001. Действует двухуровневая система подтверждения соответствия. Сертификацией систем менеджмента качества отдельных организаций занимаются специально сформированные аудиторские организации (органы по сертификации). Они, в свою очередь, аккредитуются национальными аккредитационными обществами. Также существуют и независимые системы аккредитации.



О природе стандартов ISO 9000 |




Процессный подход согласно ISO 9000




Применение стандартов ISO/TC 176 в процессном подходе.


ISO 9000 не является стандартом качества собственно продукта[1] и непосредственно не гарантирует высокое качество продукции[2].


Соответствие требованиям ISO 9001 свидетельствует о некотором уровне надёжности поставщика и добротности его компании. С точки зрения современных компаний соответствие требованиям ISO 9001 — тот минимальный уровень, который даёт возможность вхождения в рынок. Сам сертификат соответствия ISO 9001 является внешним независимым подтверждением достижения требований стандарта.


Цель серии стандартов ISO 9000 — стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества продукции предприятия-поставщика. Исходная направленность стандартов серии ISO 9000 была именно на отношения между компаниями в форме потребитель/поставщик. С принятием в 2000 году третьей версии стандартов ISO 9000 большее внимание стало уделяться способностям организации удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, общества, потребителей, поставщиков. ISO 9004 делает акцент на достижение устойчивого успеха. Указанные стандарты помогают предприятиям формализовать их систему менеджмента, вводя такие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия.


Стандарт ISO 9000 является фундаментальным, принятые в нём термины и определения используются во всех стандартах ISO серии 9000. Этот стандарт закладывает основу для понимания основных элементов системы менеджмента качества продукции согласно стандартам ISO серии 9000. ISO 9000 определяют 8 принципов менеджмента качества, а также использование процессного подхода с целью постоянного улучшения[3]


Процессы создания продукции входят в цепь «поставщик — организация — потребитель» и на рисунке показаны как «выпуск продукции». Только данные процессы добавляют ценность, потому что создают то, что установлено в договоре с потребителем, остальное — вспомогательные, поддерживающие процессы.



Стандарты, входящие в серию |



  • ISO 9000. Словарь терминов о системе менеджмента, свод принципов менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 9000:2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

  • ISO 9001. Содержит набор требований к системам менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования».

  • ISO 9004. Содержит руководство по достижению устойчивого успеха любой организацией в сложной, требовательной и постоянно изменяющейся среде, путём использования подхода с позиции менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 9004:2018 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества».[4]


  • ISO 19011. Стандарт, описывающий методы проведения аудита в системах менеджмента, в том числе, менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 19011:2018 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента».



Стандарты ISO серии 10000 (технологии поддержки) |



  • ISO 10001. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство, касающееся кодексов поведения организации.

  • ISO 10002. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по обращению с жалобами потребителей в организациях.

  • ISO 10003. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по разрешению споров вне организаций.

  • ISO 10004. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по мониторингу и измерению.

  • ISO 10005. Системы менеджмента качества. Руководство по программам качества.

  • ISO 10006. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества проектов.

  • ISO 10007. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту конфигурации.

  • ISO 10008. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания для бизнес-потребителей электронных торговых операций (Стандарт на стадии проекта ISO/DIS 10008).

  • ISO 10012. Управление системами измерения. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию.

  • ISO/TR 10013. Руководство по документированию системы менеджмента качества.

  • ISO 10014. Менеджмент качества. Руководство по реализации финансовых и экономических преимуществ.

  • ISO 10015. Менеджмент качества. Руководство по обучению.

  • ISO/TR 10017. Руководство по статистическим методам применительно к ISO 9001:2000...

  • ISO 10018. Менеджмент качества. Руководство по вовлечению и компетентности персонала (вступил в силу 1 сентября 2012[5][6]).

  • ISO 10019. Руководство по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использованию их услуг.



Дополнительные стандарты, изданные ТК 176 |


ТК 176 издал один отраслевой стандарт для организаций-поставщиков автомобильной отрасли:



  • ISO/TS 16949:2009 Частные требования по применению ISO 9001:2008 для автомобильной промышленности и организаций, изготавливающих соответствующие запасные части.


Национальные эквиваленты ISO 9000 |


Российские версии стандартов:



  • ГОСТ ISO 9000-2011[7] — аналог ISO 9000:2005 (подготовлен открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») на основе применения ГОСТ Р ИСО 9001-2008)

  • ГОСТ ISO 9001-2011 — аналог ISO 9001:2008 (подготовлен открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») на основе применения ГОСТ Р ИСО 9001-2008)

  • ГОСТ Р ИСО 9000 — 2015 — аналог ISO 9000-2015, введён в действие 01 ноября 2015 года, утвержден в Росстандарте 28 сентября 2015 года.

  • ГОСТ Р ИСО 9001 — 2015 — аналог ISO 9001-2015, введён в действие 01 ноября 2015 года, утвержден в Росстандарте 28 сентября 2015 года.


Украинские версии стандартов:



  • ДСТУ ISO 9000:2007 — аналог ISO 9000:2005

  • ДСТУ ISO 9001:2009 — аналог ISO 9001:2008

  • ДСТУ ISO 9001:2015 — аналог ISO 9001:2015


Белорусские версии стандартов:



  • СТБ ISO 9000-2006 — аналог ISO 9000:2005

  • СТБ ISO 9001-2009 — аналог ISO 9001:2008

  • СТБ ISO 9004-2010 — аналог ISO 9004:2009



Примечания |





  1. Вадим Лапидус: Управление качеством как высшая форма проявления регулярного менеджмента


  2. Гарантирует ли ISO 9001 высокое качество услуг или продукции?


  3. Выбор и применение стандартов ISO серии 9000 2009 (неопр.). Архивировано 27 августа 2011 года.


  4. ISO.org (неопр.).


  5. TÜV SÜD Ukraine: ISO 10018:2012 — человеческий фактор (недоступная ссылка)


  6. Новый стандарт ISO 10018:2012


  7. В российской версии стандартов цифры пишутся через дефис, а в международной — через двоеточие.




Ссылки |



  • ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования

  • ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь


  • Содержание стандарта ISO 9001 и ГОСТ Р ИСО 9001. ИП Покровский А. П. [неавторитетный источник?]

  • М.:Стандартинформ, 2012. ГОСТ ISO 9001-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Требования (ISO 9001:2008, IDT) Quality management systems. Requirements (введен в действие с 1 января 2013 года Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1575-ст)

  • М.:Стандартинформ, 2012. ГОСТ ISO 9000-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (ISO 9000:2005, IDT) Quality management systems. Fundamentals and vocabulary (введен в действие с 1 января 2013 года Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1575-ст)

  • А. В. Гарин. Роль стандарта ISO 9001 в цепи поставок, 25 Марта, 2010 [неавторитетный источник?]


  • Национальный фонд технических нормативных правовых актов Республики Беларусь (тексты изданных в Беларуси стандартов ISO 9000).


  • Обзор ISO 2010 (статистическая информация о сертификации систем менеджмента организаций в мире). (англ.)


  • David Parker, Quality — ISO 9001:2015 (О версиях ISO 9001) (англ.)









Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Центральная группа войск

Троллейбус