Канбан





Канбан (яп. カンバン камбан)[1] — система организации производства и снабжения, позволяющая реализовать принцип «точно в срок». Слово «канбан» по-японски означает «рекламный щит, вывеска» (яп. 看板), в финансовой среде устоялся вариант с ошибочной транскрипцией латинской записи японского слова (kanban).




Содержание






  • 1 История и описание


  • 2 Применимость


  • 3 Виды


    • 3.1 Тарный канбан


    • 3.2 Карточный канбан


    • 3.3 Программный канбан




  • 4 Принципы


  • 5 См. также


  • 6 Примечания


  • 7 Литература





История и описание |


Появление термина канбан связано с перечислением стандартных операций: мастера участков перечисляли выполняемые работы на бумаге и вывешивали их на видном месте рядом с такими же списками мастеров других участков [2].


Система канбан была разработана и впервые в мире реализована фирмой «Toyota»[3]. В 1959 году эта фирма начала эксперименты с системой канбан и в 1962 году запустила процесс перевода всего производства на этот принцип.


В основе организации производства фирмы «Toyota» лежит годовой план производства и сбыта автомобилей, на базе которого составляются месячные и оперативные планы среднесуточного выпуска на каждом участке, основанные на прогнозировании покупательского спроса (период упреждения — 1 и 3 месяца). Суточные графики производства составляются только для главного сборочного конвейера. Для цехов и участков, обслуживающих главный конвейер, графики производства не составляются (им устанавливаются лишь ориентировочные месячные объёмы производства).


Постоянное использование философии «точно в срок» позволяет раскрыть необнаруженные дефекты. Так как запасы продукции и деталей могут скрывать проблемы на производстве, то при их уменьшении ежедневный контроль выявит, к примеру, неисправности или простои[3].



Применимость |


Чистый канбан применим только для штучного производства, так как при производстве товара большими партиями, требующем долгой переналадки оборудования, или, если хранение деталей обходится слишком дорого, нецелесообразно стремиться к тому, чтобы быстро передать детали с участка дальше[3].



Виды |



Тарный канбан |


Представляет собой единицу тары с жёстко закреплённой канбан-биркой, со следующей информацией о содержимых деталях:



  • наименование;

  • артикул;

  • количество;

  • адрес получателя;

  • адрес отправителя.


Система заказа деталей и узлов по тарному канбану осуществляется следующим образом: по мере окончания деталей в первом тарном канбане оператор убирает его с рабочего места на нижний ярус стеллажа (нижний ярус стеллажа является местом для складирования заказов оператора и получением заказов транспортировщиком) и работает из второго. Транспортировщик забирает порожнюю тару и, поскольку к таре прикреплён канбан, осуществляется обратная связь между оператором и кладовщиком через транспортировщика для заказа материалов.


Тарный канбан имеет недостаток — требуется дополнительная единица тары на каждую единицу детали. Также, объём тары должен быть таким, чтобы время расхода её содержимого было больше времени доставки; иногда, для унификации тары, это проще реализовать дополнительными единицами тары, но их при этом неразрывно соединяют.



Карточный канбан |


Представляет собой карточку, имеющую:



  • цвет карточки;

  • адрес отправителя детали;

  • наименование детали, номер детали, количество деталей или узлов, необходимое для поставки по адресу получателя;

  • адрес получателя детали.


Один из вариантов цветовой гаммы:



  • Синий — производственный канбан (между производственной линией и зоной выдачи);

  • Красный — складской канбан (между складом и зоной выдачи);

  • Зелёный — межцеховой канбан (между цехами, производствами, заводами и так далее).



Программный канбан |


Одна из разновидностей управления разработкой программного обеспечения. Перспективный вариант для аутсорсинговых компаний и фрилансеров, работающих с большим количеством заказов. Технология работает по тому же принципу, что и карточный канбан, но при помощи специального программного обеспечения.



Принципы |



  • Бирка должна находиться в таре с деталями или быть прикреплена к ним.

  • Два канбана на рабочем месте, то есть на одном рабочем месте допускается иметь две нормы деталей. Этот принцип распространяется только на мелкие и средние детали, транспортировка которых осуществляется в специальной таре — данный принцип устанавливает время на транспортировку деталей.

  • Отсутствие бракованных деталей на производственной линии (конвейере), так как если бракованные детали будут попадать на конвейер, будет отсутствовать стабильная работа транспортировщика и работа конвейера.

  • Формирование новой схемы складского хозяйства:

    • склад должен быть один, максимально приближённый к конвейеру;

    • склад формируется по принципу магазина самообслуживания — транспортировщик движется по складу и сам собирает в тележку необходимые детали и сборочные единицы;

    • детали и комплектующие в нужном количестве должны быть подготовленные для транспортировщика кладовщиком, одним из самых важных факторов является отсутствие пересчёта, либо быстрый пересчёт (мерная, ячеистая тара). Передача деталей и комплектующих от транспортировщика оператору также должна осуществляться без пересчёта — на первый план выходит доверие людей друг другу.




Для рационального использования рабочего времени кладовщика, транспортировщика и других необходимо применить или упростить систему документооборота (например, применить штрих-кодирование).



См. также |




  • Канбан (разработка) — метод управления разработки программного обеспечения


  • Кайдзэн — система непрерывного совершенствования бизнеса

  • Система менеджмента

  • Канбан-доска



Примечания |





  1. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — 5-е изд., перераб. и доп.. — Москва: ИНФРА-М, 2006. — 495 с.


  2. Канбан и «точно вовремя» на Toyota, 2014, с. 106.


  3. 123 Ричард Шонбергер. Японские методы управления производством = Japanese Manufacturing techniques. — Москва: Экономика, 1988.




Литература |


  • Канбан и «точно вовремя» на Toyota: Менеджмент начинается на рабочем месте = Just-in-Time at Toyota: Management Begins at the Workplace. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 214 с. — (Модели менеджмента ведущих корпораций). — ISBN 978-5-9614-4659-3.














Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Центральная группа войск

Троллейбус