Календы




Кале́нды (лат. Kalendae или Calendae) — в древнеримском лунно-солнечном календаре название первого дня каждого месяца. Календы совпадают с новолунием.


Календы, так же, как и ноны и иды, служили для отсчёта дней внутри месяца: от этих трёх определённых для каждого месяца моментов дни отсчитывались назад (например, шестой день перед мартовскими календами и т. п.).


Слово «календы» происходит от латинского глагола calo (неопр. форма — calare) — «объявлять, возглашать» (родственного, например, англ. call и рус. глагол), в связи с тем, что в ранний период римской истории понтифики, следящие за временем, в этот день объявляли о начале нового месяца и числе дней до нон в этом месяце (в ноны народу объявлялось о праздниках в данном месяце)[1].


Слово Kalendae было принято писать через букву «K», а не «C», что сами римляне объясняли заимствованием глагола calo из др.-греч. καλῶ — звать (см. Макробий, Saturnalia 1.15).


Древнеримским праздником январских календ (от 1 до 5 января) завершался целый праздничный цикл, общий всему греко-римскому миру; цикл этот начинался с Врумалий в честь Диониса фракийского (от 24 ноября до 17 декабря), включал в себя Сатурналии и Опалии (от 17 до 23 декабря), а также Воты (от 23 декабря до 1 января).


Празднования достигали своего апогея в конце — в январских календах, празднике общей радости, братавшей сословия, возрасты и положения.


Языческий праздник январских календ продолжали справлять и христиане, что вызвало протест церкви. В борьбе с этим остатком язычества церковь противопоставила языческому чествованию новолетия свой собственный праздничный цикл, рождественский (с 24 декабря по 4 января), языческим воспоминаниям — христианские, древним маскам и играм — хождение со звездой и царями-волхвами.


В результате получилась сложная обрядность, в составе которой, наряду с христианскими, сохранились и языческие элементы.


Под влиянием христианства, празднование январских календ при Юстиниане распространено было на 12-дневный святочный цикл от Рождества до Крещенья, а согласно с этим и песни календ стали означать не только песни на новый год, но чаще все вообще рождественские или святочные песни.
Эти традиции в дальнейшем получили большое распространение у славян (см. Коляда).


Выражение «отложить дело до греческих календ» («ad Calendas Graecas») имеет смысл — «никогда не сделать», так как в греческом календаре календ не было[2].



Примечания |





  1. Климишин И. А. Календарь и хронология. — Изд. 3. — М.: Наука, 1990. — С. 279. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.


  2. Календы // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.




Литература |



  • Календы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Календы // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

  • Календы / В. Е. Жаров // Исландия — Канцеляризмы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 495. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 12). — ISBN 978-5-85270-343-9.




Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск