Вето








Ве́то (от лат. veto — «запрещаю») — право, означающее полномочие лица или группы лиц в одностороннем порядке заблокировать принятие того или иного решения[1].


Вето может быть абсолютным (например, как в Совете Безопасности ООН, где постоянные члены могут заблокировать любое решение, принятое Советом[2][3]) или суспензивным (отлагательным) (например, в законодательной системе США, где Палата представителей США и Сенат США двумя третями голосов могут преодолеть вето Президента[4]. Или в системе Польши, где для преодоления вето требуется три пятых голосов).


Среди относительного вето различают «сильное» и «слабое» вето. При слабом вето парламент обязан лишь повторно рассмотреть законопроект. Для его преодоления достаточно такого же большинства, как и для принятия обычного закона. Так, президенты Франции и Италии имеют слабое суспензивное вето.


Сильное вето может быть преодолено лишь квалифицированным большинством, иногда с соблюдением усложнённой процедуры. Так, Президент США обладает сильным вето. Следует отметить, что вето позволяет блокировать принятие решения и останавливать изменения, но никоим образом не может быть использовано для проведения каких-либо реформ. Вето является механизмом поддержания статус-кво, а не формирования политики.


В ряде государств (Германия, Япония) право отклонять законы, принятые парламентом, у главы государства отсутствует, хотя закон должен быть утверждён главой государства[5].


Право вето как общественный институт появилось в Древнем Риме. В Римской республике каждый из двух консулов мог заблокировать приведение в исполнение военного или гражданского решения другого консула. Также, каждый народный трибун имел право единолично отклонить закон, принятый Сенатом.


Право вето имеет и народ, которое принято обозначать народным вето. В контексте современных конституционно-правовых трансформаций народное вето следует рассматривать как конституционно-правовую форму влияния граждан на принятие нормативно-правовых актов, где ключевую роль играет не столько само проведение отклоняющего референдума по определенному нормативно-правового акта, хотя это также имеет важное значение, сколько осознание представительным органом публичной власти реальности отмены его решения в рамках этой конституционной процедуры[6].



Вето в Российской Федерации |


Законопроекты, принятые и одобренные Государственной Думой РФ могут рассматриваться Советом Федерации и Президентом. После вето президента закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Далее для преодоления вето Президента РФ необходимо, чтобы за закон в ранее принятой редакции проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. После этого Президент РФ обязан подписать закон в недельный срок. Конституция Российской Федерации, ст. 107.[7][4]


Часто пользовался своим правом вето президент Б. Н. Ельцин, с 1996 по 2000 год было отклонено 273 закона. С 2000 по 2003 вето налагалось 36 раз. При этом, в 38 % случаев ветирования в 1996-2004 году дума успешно преодолевала вето[8].



Примечания |





  1. Дерюжинский В. Ф. Veto, в современных конституционных государствах // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


  2. Вето в Совете Безопасности // ООН (рус.)


  3. Право вето: история и статистика. Кто и сколько раз применял право вето в ООН, Lenta.ru (13 марта 2003). Проверено 4 июля 2018.


  4. 12 Паречина, 2003, 4.2.2. Право вето.


  5. Зарубежный опыт государственного и муниципального управления — Реферат


  6. Нестерович В.Ф. Поняття та види народного вето у контексті сучасних конституційно-правових трансформацій // Право і суспільство. — 2016. — № 3. — С. 27-33.


  7. Конституция Российской Федерации


  8. Полномочный до чрезвычайности, Журнал "Коммерсантъ Власть" №37 (20.09.2004), стр. 28. Проверено 7 октября 2016.




Литература |



  • Дерюжинский В. Ф. Veto, в современных конституционных государствах // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Паречина, Светлана Геннадьевна. Институт президентства: история и современность / Под общей редакцией Е.В.Матусевича. — Минск: ИСПИ, 2003. — 162 с. — ISBN 985-446-061-4, ББК 66.3, УДК 342.51.










Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск