Зейдиты





















































Зейдиты
араб. الزيدية
North Yemen in its region.svg
Карта основного района расселения зейдитов
Общие сведения
Другие названия
зайди́йя
Основание
VIII век
Основатель
Зейд ибн Али
Вероисповедание
Религия
ислам
Течение
шиизм
Вероубеждение
мутазилизм
Союзники
шииты
Распространение
Регионы
С.-З. Йемен,
Ю.-З. КСА и др.
Современные представители
Абдул-Малик аль-Хуси

Зейди́ты (араб. .mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}
الزيدية
‎‎) — приверженцы одного из «умеренных» шиитских течений в исламе, образовавшихся в VIII в. в Арабском халифате. Основатель — Зейд ибн Али (внук Хусейна ибн Али).




Содержание






  • 1 История


  • 2 Распространение


  • 3 Учение


  • 4 Примечания


  • 5 Литература





История |


Общее название религиозно-политических группировок, признавших имамат Зейда ибн Али, наиболее «умеренная» ветвь шиитского ислама.


Выделение зейдизма из общего русла шиитского движения произошло в 30-е годы VIII в., когда часть шиитов поддержала стремление Зайда — правнука Али ибн Абу Талиба и праправнука Пророка Мухаммеда — мечом доказать своё право на имамат.


После гибели Зейда ибн Али в 740 году в войне против Омейядов единое движение зейдитов распалось на несколько групп[1].



Распространение |


Зейдиты получили широкое распространение в Иране, Ираке, Йемене и Хиджазе, сформировав зейдитские государства: Идрисидов в Северной Африке в 789 г. (просуществовало до 926 г.), в Табаристане в 863 г. (просуществовало до 928 г.), Йемене в 901 г. Ветвь зейдитов — нуктавиты — распространены в Иране. Зейдиты установили власть на части территории Йемена, где их имамы правили до революции 26 сентября 1962. Составляют значительную часть населения Йемена. Их численность на конец XX в. — 7 миллионов человек.



Учение |


Несмотря на то, что зейдитов относят к шиитам, во многих вопросах их учение схоже с суннизмом. В вопросах догматики зейдиты заняли позицию, наиболее лояльную к суннитскому исламу. В противоположность остальным шиитам, зейдиты не признавали учения о «скрытом» имаме, о «благоразумном скрывании» своей веры (такия), отвергали антропоморфизм и учение о безусловном предопределении. В богословии зейдиты следуют мутазилитам.


Признавая, что имам (глава общины) должен быть из рода Али, они отрицали божественную природу имамата и считали, что имамом может быть любой алид, открыто выступивший с оружием в руках. Они также допускали одновременное существование нескольких имамов в разных мусульманских странах.



Примечания |





  1. Зайдиты // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.




Литература |




  • Зейдиты // Большая Советская Энциклопедия

  • Прозоров С.М. аз-Зайдийа // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука,
    ГРВЛ,
    1991. — С. 73.

  • Али-заде, А. А. Зейдитский мазхаб : [арх. 1 октября 2011] // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар,
    2007.











Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск