Дельфы





































Древний город
Дельфы
греч. Δελφοί
Delphi Composite.jpg
Театр Дельф
38°29′ с. ш. 22°30′ в. д.HGЯOL
Область
Фокида
Современная локация
Дельфы, Дельфы, Фокида, Центральная Греция
культурный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
№ 393 с 1987 года (11 сессия)

.mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}
Название

Археологические памятники Дельф


Регион

Европа и Северная Америка
Критерии
i, ii, iii, iv, v, vi

Дельфы на карте

Дельфы

Дельфы


Commons-logo.svg Дельфы на Викискладе




Руины храма Аполлона в Дельфах




Модель античного святилища Аполлона в Дельфах


Де́льфы[1] (др.-греч. Δελφοί) — древнегреческий город в юго-восточной Фокиде (Греция), общегреческий религиозный центр с храмом и оракулом Аполлона[2]. По легенде, был назван по имени сына Аполлона Дельфа. С начала VI века до н. э. и вплоть до конца IV века здесь проходили общегреческие Пифийские игры.


Археологический заповедник Дельфы включён в список Всемирного наследия. Раскопками, начавшимися в 1892 году, были открыты: Храм Аполлона Пифийского (VI—IV века до н. э.), сокровищницы сифносцев (около 525 до н. э.), афинян (начало V в. до н. э.), стоя (галерея-портик) афинян (475 до н. э.), театр (II век до н. э.), стадион (VI век до н. э.) и другие сооружения.


В честь Дельф была названа среда разработки Delphi и одноимённый язык программирования, а также извилина Дельфы на спутнике Юпитера Европе.




Содержание






  • 1 География


  • 2 Этимология


  • 3 Мифология


  • 4 История


  • 5 Пифийские игры


  • 6 См. также


  • 7 Примечания


  • 8 Литература


  • 9 Ссылки





География |


Руины древних Дельф расположены в 9,5 километрах от побережья Коринфского залива (город Итея) на юго-западном склоне горы Парнаса на высоте 700 метров над уровнем моря. Современный малый город Дельфы находится неподалёку, западнее руин. Община Дельфы входит в периферийную единицу Фокиду. Община включает в себя и приморский малый город Галаксидион.



Этимология |


Греческое слово Δελφοί восходит к индоевропейскому корню δελφύς — «матка», «лоно», «утроба». Отсюда происходят и слова αδελφός — «брат» или букв. «единоутробный», и дельфин — «новорожденный младенец», «утробный» (возможно из-за внешнего сходства с младенцем или из-за того, что крик дельфина похож на крик ребёнка). Причина такого названия видимо связана с тем, что, в представлении древних греков, неподалёку от храма Аполлона находился Пуп Земли.



Мифология |


Зевс послал с краёв света двух орлов, и они встретились на пифийской скале[3] (либо там встретились лебеди, либо вороны[4]). Эта встреча обозначила, что там находился Пуп Земли, который охраняли две Горгоны[5].


Некогда доля Дельф принадлежала Гее, она отдала её Фемиде[6], а та подарила Аполлону[7]. По трезенскому рассказу, Дельфы ранее принадлежали Посейдону, а Калаврия — Аполлону. Позднее они поменялись местностями[8]. К югу от храма Аполлона в Дельфах был храм Геи[9]. Статую Аполлона в Дельфах в виде колонны упоминает Евмел[10].


В городе было также прорицалище Диониса (?)[11]. По орфикам, там гроб старшего Диониса, он лежит под треножником или в Омфале[12] (см. Загрей).


По Еврипиду, Дельфы пытались разграбить воины Кадма[13].


Согласно мифической традиции, существовали следующие храмы Аполлона[14]:



  1. Храм из лавра, из деревьев в Темпах.

  2. Из пчелиного воска и крыльев (построен Птерасом). По другой легенде, из папоротника. Унесен в край гипербореев[15].

  3. Из меди работы Гефеста (или Гефеста и Афины[16]).

  4. Каменный работы Трофония и Агамеда. Сгорел в 548/7 г до н. э. По археологическим данным, построен во второй половине 7 века до н. э.[17]

  5. Построенный амфиктионами, строитель Спинфар. Разрушен землетрясением примерно в 373 году до н. э. и затем перестроен[18]. Его руины сохранились до сих пор.


На третьем храме сидело шесть золотых птиц (у Пиндара «чаровательницы»), которые завораживали посетителей, и те умирали. Зевс поразил храм перуном, убив птиц и спрятав храм от людских глаз, птиц же Афина наделила пророческим даром[19]. Этих птиц отождествляют с сиренами[20].




Дельфийский толос — Храм Афины Пронайи


По сообщению Павсания, в Дельфах показывали камень, который Крон якобы проглотил вместо Зевса[21][22].



История |


Согласно археологическим данным, объектом поклонения в Дельфах начиная примерно с 1600 г. до н. э. было женское божество, связанное с культом Матери Земли. Около 1100 г. поселение приходит в упадок[23]. По археологическим данным, между 1000 и 735 гг. идёт эволюция дельфийских треножников — они приспосабливаются в качестве сидения[24].


Дельфы участвовали в Первой Священной войне (596—586 гг. до н. э.) против соседнего города Криса, в результате которой Криса была разрушена. Известен тиран Крисы — Давлий. В дальнейшем известны и другие Священные войны. После последней, Четвёртой (339—338 гг. до н. э.), защитником Дельф признаётся Филипп II Македонский.


В VII — VI век до н. э. Дельфы стали играть роль общегреческого святилища. Дельфийский оракул обладал высоким авторитетом в греческом мире, принимая решения в политической и религиозной сферах. В Дельфах также хранился священный камень — омфал. Кроме того, с начала VI век до н. э. в Дельфах раз в четыре года стали проводиться Пифийские игры, выражавшие чувство принадлежности к одной нации. Во время их проведения устанавливалось священное перемирие. В город стекались многочисленные дары, находившиеся под защитой Дельфийской амфиктионии. Дельфы выступали в сознании греков, как духовная столица эллинского мира, как «общий очаг» Эллады (др.-греч. κοινὴ ἑστία), что позволило дельфийским жрецам на протяжении столетий пользоваться не только религиозным, но и политическим влиянием. Благодаря такому статусу, Дельфы стали центром кредитных операций.


Процедура обращения к оракулу и форма его ответов недостаточно выяснена. От имени бога ответы давала жрица Аполлона Пифия. Античные авторы изображают Пифию сидящей на треножнике над расселиной и опьяняемой подымающимися оттуда парами. Современные исследования пока не дали однозначного ответа о природе этого явления. Ответы давались в прозаической или стихотворной форме, допускавшей различные толкования. Каталог дельфийских ответов Парка—Уормелла включает 615 прорицаний[25][26]. Уже в микенских текстах упоминаются слова ti-ri-po (трипод, «треножник») и ti-ri-po-di-ko (Триподиск, уменьшительное от трипод)[27].


Влияние Дельф начало ослабевать уже с конца V века до н. э., но Дельфы оставались одним из крупнейших общегреческих святилищ. В 290 г. до н. э. власть над Дельфами перешла к Этолийскому союзу. В 279 году до н. э. галлы двинулись на Грецию, разбили[en] греков на перевале Фермопилы и разграбили святилище в Дельфах[28].


Затем власть над Дельфами установил Рим. В 80-е годы I века до н. э. город был разграблен фракийскими племенами. В конце I века н. э. храм в Дельфах был восстановлен. Последние известные обращения к оракулу относятся к III веку н. э.. Окончательно был запрещён в 394 году императором Феодосием I.



Пифийские игры |



«Пифийские игры» (или «Пифии») были после Олимпийских игр вторыми по значимости общеэллинскими играми античности. Сначала Игры проводились каждые восемь лет, а начиная с 586 г. до н. э. в честь Аполлона Пифийского стали проходить каждые четыре года.


Первоначально игры состояли только из одного вида состязаний — пения под аккомпанемент кифары. Позднее добавились другие художественные и атлетические соревнования, такие как состязания на колесницах и верховая езда. В театре города Дельфы проводились музыкальные соревнования, а на стадионе Дельф — атлетические состязания. Гонки на колесницах устраивались на равнине у соседнего города Криса.


Проведение Пифийских игр было запрещено приблизительно в то же время, когда закончилось проведение Олимпийских игр (ок. 394 г. н. э.).




См. также |


  • Дельфийский оракул


Примечания |





  1. Де́льфы // Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 107.


  2. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. Дельфы (неопр.). // infoliolib.info. Проверено 29 апреля 2012. Архивировано 27 мая 2012 года.


  3. Схолии к Пиндару. Пифийские песни IV 3 // Примечания М. Л. Гаспарова в кн. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. — М., 1980. — С. 422.


  4. Кулишова О. В. Дельфийский омфал: представления о географическом и сакральном центре у древних греков // Вестник древней истории. — 2006. — № 4. — С. 140—153.


  5. Эсхил. Эвмениды 40; Еврипид. Ион 225


  6. о Фемиде см. Лукан. Фарсалия V 81


  7. Павсаний. Описание Эллады X 5, 6


  8. Павсаний. Описание Эллады II 33, 2; X 5, 6


  9. Плутарх. О том, что Пифия более не прорицает стихами 17


  10. Евмел Коринфский, фр. 12 Бернабе = Климент. Строматы I 164, 3


  11. Примечания И. И. Ковалевой в кн. Плутарх. Застольные беседы. — М., 1990. — С. 453.


  12. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. — М., 1996. — С. 370-371.


  13. Еврипид. Вакханки 1335


  14. Павсаний. Описание Эллады X 5, 9-13


  15. Пиндар, пеан 8, ст. 66


  16. Пиндар, пеан 8, ст. 67


  17. Кулишова, 2001, с. 89.


  18. Кулишова, 2001, с. 91.


  19. Пиндар, пеан 8, ст. 70-85; Примечания А. А. Григорьевой в кн. Афиней. Пир мудрецов. Кн. 1—8. — М., 2003. — С. 581.


  20. Примечания М. Л. Гаспарова в кн. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. — М., 1980. — С. 464.


  21. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. I


  22. Павсаний. Описание Эллады. X, 24, 5


  23. Кулишова, 2001, с. 69.


  24. Кулишова, 2001, с. 87.


  25. Кулишова, 2001, с. 21.


  26. Parke H.W., Wormell D.E.W. The Delphic Oracle. — Oxford, 1956. — Vol. II. Oracular Responses.


  27. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. — Л., 1986. — С. 120.


  28. Прорыв Галатов к Дельфам




Литература |



  • Кулишова О. В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений. — СПб., 2001.


  • Форрест У. Дж. Дельфы, 750—500 гг. до н. э. // Кембриджская история Древнего мира. — Т. III, ч. 3: Расширение греческого мира. — М., 2007. — С. 262—281. — ISBN 978-5-86218-467-9

  • Maria Mavromataki. Greece Between Legend And History. — Athens: Haitalis, 2002. — 287 p. — ISBN 9789608284012.



Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}





  • Экспозиция Дельфийского археологического музея

  • О дельфийском святилище

  • Стоунхендж, Дельфы и особая форма погребения


  • Дельфы — В «Реконструкции» «Нового Геродота».

  • Акимова Л. И, Кифишин А. Г. Аполлон и сирены (о ритуальной специфике Дельф)


  • The “E” of Delphi - Дельфийский заповедей.











Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск