Фараон







Статуя фараона Хафра, Древнее царство




Взятие города Дапур Рамсесом II, Новое царство


Фарао́н — современное наименование правителей Древнего Египта. По-видимому, никогда не было официальным титулом, а возникло как эвфемизм, позволяющий обойтись без упоминания царского имени и официальных царских титулов, в эпоху Нового царства и особенно распространилось к середине I тыс. до н. э. Греческое слово Φαραώ заимствовано из Библии (ивр. ‏פַּרְעֹה‏‎, [пар‘о̄]); оригинальное египетское per-oa буквально означает «великий дом», то есть царский дворец. Обычным же наименованием египетских царей было выражение «принадлежащий Тростнику и Пчеле» («несу-бити»), то есть соответственно Верхнему и Нижнему Египту, либо просто «повелитель обеих земель» («небтауи»)[1].




Содержание






  • 1 История


  • 2 Имена


  • 3 Атрибуты


  • 4 «Царские списки» фараонов


  • 5 См. также


  • 6 Примечания


  • 7 Ссылки





История |


Деспотические монархии в Древнем Египте зародились во второй половине IV тыс. до н. э. После объединения Верхнего Египта и захвата царями Нармером и Миной (Менесом) дельты Нила (XXXI в. до н. э.) агрессивный военный характер этих монархий стал меняться. Одновременно с развитием бюрократического аппарата и переводом хозяйства в прямое подчинение монарху шла сакрализация его власти. Царь стал рассматриваться как гарант благосклонности богов к стране. Начиная с IV династии, он ассоциируется не с богом Хором, а с богом солнца Ра, сыном которого и считается. Тогда же одна за другой были построены Великие пирамиды, олицетворявшие исключительную мощь и величие правителей того времени.


С упадком Древнего царства, климатическим кризисом XXIII—XXII вв. до н. э.[2] и вступлением Египта в I Переходный период могущество и авторитет египетских царей ослабли, возросло влияние и богатство знати и государственных чиновников. Эпоха Среднего царства так полностью и не вернула египетским царям потерянного. После распада Среднего царства и завоевания Нижнего и части Верхнего Египта гиксосами большей частью страны стала править гиксосская династия, обладавшая полноценным сакральным статусом.


После изгнания гиксосов в начале Нового царства Египет оказался в новом политическом положении: он больше не доминировал в регионе, где у него появились такие могущественные соперники, как царство Митанни и позже Хатти (Хеттское царство). В результате авторитет фараонов стал основываться в значительной степени на их военных успехах. Тем, кто их не имел (как женщина Хатшепсут и царь-миротворец Аменхотеп III), приходилось усиленно убеждать подданных в своём божественном происхождении. Несмотря на это, морально-идеологическая зависимость общества от царя уже не шла ни в какое сравнение с Древним царством. К концу II тыс. до н. э. децентрализация египетского общества, рост влияния храмов и номархов закончились распадом Нового царства.


С этого времени фараоны не имели существенного влияния в регионе. Лишь некоторым из них (например, Псамметиху I) удавалось объединить Египет и вмешиваться в дела соседних стран. Население и отдельные хозяйства становились всё более независимы от царя, а его сакральная роль посредника между народом и богами практически исчезла. В 525—485 гг. до н. э. фараонами Египта официально считались персидские цари Ахемениды, в 332—323 гг. до н. э. — Александр Македонский, а после смерти последнего — Птолемеи, потомки его диадоха Птолемея I. Вернуть власть национальной элите на короткое время удалось лишь Нектанебу I (380—362 гг. до н. э), фараону XXX (Себеннитской) династии, сумевшему в 374 году до н. э. отразить нашествие войск персидского царя Артаксеркса II.



Имена |






Несу-бити —
Царь Верхнего и
Нижнего Египта
в иероглифах




sw
t

L2
t







A43 A45






S1
t

S3
t







S2 S4




S5







Пер-оа —
«Великий дом»
в иероглифах



O1
O29



Со времён Среднего царства установился полный титул египетских царей, состоящий из пяти имён:




  • Хорово имя;


  • Небти-имя (небти — «две госпожи») было связано с богинями — покровительницами Египта Нехбет и Уаджит;


  • Золотое имя (золото в египетской культуре традиционно ассоциировалось с вечностью);


  • Тронное имя, или преномен — принималось при воцарении и часто включало ссылку на бога Ра (например, Мааткара у царицы с личным именем Хатшепсут);


  • Личное имя, или номен — давалось при рождении, в надписях предварялось титулом «сын Ра».[1]


Правители Среднего и Нового царств популярны в основном под личными именами (Тутмос, Аменхотеп, Рамсес и др.), однако ранние цари нередко известны только по Хорову имени (например, Нармер).



Атрибуты |




Облачение фараона. Современная реконструкция на основе изображений в гробницах



  • Корона существовала во многих вариантах. Наиболее употребительная двойная корона «пшент» состояла из красной короны Нижнего Египта «дешрет» и белой короны Верхнего Египта «хеджет». Каждая из этих двух корон принадлежала также богиням, покровительствующим этим частям страны — соответственно Уаджит, богине-кобре, и Нехбет, почитавшейся в виде стервятника. Изображения Уаджит (урей) и Нехбет прикреплялись к короне спереди. Реже надевались синяя корона хепреш (для военных походов), золотая корона хаит (для ритуальных обрядов), диадема сешед (в эпоху Древнего царства), а также другие головные уборы вроде короны хемхемет, чаще встречающиеся на изображениях богов, чем фараонов.


  • Платок (немес, или клафт) был обычным головным убором в Египте, однако различался по цветам в зависимости от социальной категории носящего. Царский платок, судя по имеющимся изображениям, был золотым с синими полосами. Иногда поверх него надевалась и корона.


  • Крюк (хека) — короткий жезл с изогнутым верхним концом. Известен с додинастических времён и происходит, вероятно, от пастушеского жезла. Его носили не только боги и цари, но также и высшие чиновники.


  • Плеть или цеп (нехех) обычно изображается вместе с жезлом-крюком.


  • Жезл (уас) — длинная трость с раздвоенным нижним концом и навершием в виде головы собаки или шакала, позже стилизованным.


  • Накладная бородка была символом власти и мужской силы царя, изготовлялась искусственно и подвязывалась.


«Царские списки» фараонов |




  1. «Палермский камень» ок. XXV в. до н. э. (Палермо, музей «Antonio Salinas»).

  2. «Саккарский список 1» — полустёртый перечень фараонов VI династии на крышке базальтового саркофага Анхесенпепи I — супруги фараона Пепи I, ок. XXIII-XXIV вв. до н. э.


  3. «Карнакский список», храм Ипет-Исут, Карнак, ок. XV в. до н. э. (Париж, музей Лувр).


  4. «Абидосский список 2», храм Сети I, Абидос, ок. XIII в. до н. э. (АРЕ, памятники около селения Эль-Араба-эль-Мадфуна).


  5. «Абидосский список 1» храм Рамсеса II, Абидос, ок. XIII в. до н. э. (Лондон, Британский музей).


  6. «Саккарский список 2», гробница зодчего Тунари, Саккара, ок. XIII в. до н. э. (Каир, Каирский египетский музей).


  7. «Туринский царский папирус» ок. XII в. до н. э. (Турин, Туринский египетский музей).

  8. Небольшое перечисление фараонов у Геродота в его «Истории», Книга II Эвтерпа, V в. до н. э.

  9. «Египтиака» Манефона, III в. до н. э.; не сохранилась, известна по цитированию некоторых античных и раннесредневековых авторов: Иосиф Флавий (I век), Секст Юлий Африкан (III век), Евсевий Кесарийский (III/IV века), Иоанн Малала («Хронография», VI век), Георгий Синкелл (VIII/IX века).



См. также |



Логотип Викисловаря
В Викисловаре есть статья «фараон»


  • Список фараонов

  • Великая царская супруга

  • Фараоны в Библии


  • Фираун — фараон в Коране



Примечания |





  1. 12 Галина Караулова. Почему фараонов не называли фараонами?. Arzamas (30 ноября 2015). Проверено 19 октября 2016.


  2. Empires in the Dust (Collapse of Bronze Age Cultures in 2,200 B.C.). — Karen Wright, UCL Institute of Archaeology




Ссылки |




  • И. А. Ладынин, М. Д. Бухарин, Б. С. Ляпустин, А. А. Немировский. История Древнего Востока. — М.: Дрофа, 2009. — (Серия «Высшее образование») — ISBN 978-3-358-01189-2

  • Фараоны (цари) Египта









Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск