Питерсон, Оскар

































































Оскар Питерсон
англ. Oscar Emmanuel Peterson
Oscar Peterson - 1950.JPG
Оскар Питерсон, 1950 год
Основная информация
Полное имя
Оскар Эммануэль Питерсон
Дата рождения
15 августа 1925(1925-08-15)
Место рождения
Монреаль, Канада
Дата смерти
23 декабря 2007(2007-12-23) (82 года)
Место смерти
Миссиссога, Онтарио, Канада
Похоронен
  • Erindale, Mississauga[d]

Страна
КанадаFlag of Canada (Pantone).svg Канада
Профессии

пианист, композитор

Инструменты
фортепиано
Жанры
джаз
Лейблы
Verve Records, Mercury Records, Pablo Records[d], Telarc International Corporation[d] и MPS Records[d]
Награды




Компаньон ордена Канады
Рыцарь Национального ордена Квебека




CAN Order of Ontario ribbon.svg
Офицер ордена Искусств и литературы (Франция)


Grammy Award Icon.png «Грэмми»


oscarpeterson.com
Commons-logo.svg Аудио, фото, видео на Викискладе


Оскар Эммануэль Питерсон (англ. Oscar Emmanuel Peterson; 15 августа 1925, Монреаль, Квебек, Канада — 23 декабря 2007, Миссиссога, Онтарио, Канада) — канадский джазовый пианист,[1]композитор, руководитель трио, преподаватель и один из самых выдающихся пианистов — виртуозов джаза.




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Творчество


    • 2.1 О стиле и творчестве


    • 2.2 Избранная дискография


    • 2.3 Избранные DVD




  • 3 Библиография


  • 4 Примечания


  • 5 Ссылки





Биография |


Родился в семье вокзального носильщика. Рано обнаружил интерес к музыке. Первые уроки Оскару давала старшая сестра. Отец обучил его игре на тромбоне и пианино, когда ему было около 6 лет. Однако, перенеся туберкулёз в раннем возрасте, Питерсон вынужден был продолжить игру только на фортепиано (врачи запретили играть на духовых инструментах).


В 14 лет стал призёром конкурса (устроенного местной радиостанцией) молодых талантов и получил право регулярно выступать в радиошоу.


Дебютировал Оскар Питерсон в 1944 году в канадском джаз-оркестре Джонни Холмса (Johnny Holmes).


Первые записи музыканта вышли в Канаде в середине 40-х годов. И хотя они свидетельствовали о появлении технически безупречного пианиста, канадские любители джаза не отдали в то время должное своему соотечественнику. Однако молодой бизнесмен Норман Гранц, почуяв коммерческие возможности джаза, собирает «сборную команду» джазовых светил, куда в качестве молодого дарования приглашает и Оскара Питерсона.


С 1949 года участвовал в концертах-турне «Джаз в филармонии» по Соединенным Штатам Америки. Вот как описывал в 1949 году дебют Оскара Питерсона в Нью-Йорке журнал «Даун Бит»:
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}








Его богатырское тело становилось удивительно легким за фортепиано, а техника ошеломила всех. Его молниеносная правая рука рассыпала горсти «боповых пассажей» и демонстрировала отличное чувство гармонического развития. Нечто подобное нам уже показывал другой иностранец-англичанин Джордж Ширинг. Но когда Оскар Питерсон стал легко выписывать «боповые фигуры» одним пальцем левой руки, что до него никто не делал, то даже самые придирчивые критики зааплодировали.


.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}



В 1953 году гастролировал по Европе со своим трио, в состав которого с 1951 года входили контрабасист Рэй Браун (Ray Brown) и гитарист Ирвинг Ашби (Ashby Irving). Позднее Ашби сменяет Барни Кессел (Barney Kessel), а его в свою очередь меняет Херб Эллис (Herb Ellis).
В 1955 году аккомпанировал Элле Фицджеральд во время её гастролей по Англии и Шотландии.


Трио с гитарой и контрабасом просуществовало пять лет, до 1958 года. После ухода Херба Эллиса Питерсон делает смелый поворот: меняет гитариста на барабанщика Джина Гамаза (Gene Gamage), лишая себя преимуществ оригинального ансамбля.


В 1959 году Гамаза сменяет Эд Тигпен (Ed Thigpen). В этом же году снялся во французском музыкальном фильме «Les Tricheurs». После этого преподает в джазовой школе Нью-Йорка, участвует в 1-м канадском джаз-фестивале в городе Торонто, выступает на джаз-фестивале в Чикаго. Все 50-е годы по опросам читателей и критиков ведущих джазовых изданий входит в число ведущих джазовых пианистов. Трио Питерсона с Рэем Брауном и Эдом Тигпеном стало самым популярным ансамблем в карьере пианиста.


В начале 60-х годов открыл в Торонто (Канада) Продвинутую школу современной музыки, представил в 1964 году свою композицию Canadian Suite. Ежегодно продолжал гастролировать с концертами в США и Европе. Наиболее яркими из выступлений Питерсона в 60-е годы были его новые совместные выступления с Эллой Фицджеральд.


В 1965 году Эда Тигпена заменяет барабанщик Луис Хэйес (Louis Hayes), а контрабасист Сэм Джонс (Sam Jones) в 1966 году приходит в трио на смену Рэю Брауну. После ухода Луиса Хэйеса в 1967 году в трио приходит Бобби Дахэм (Bobby Durham).


Сотрудничал со многими выдающимися джазменами, в числе которых — Дэйв Брубек, Диззи Гиллеспи, Бен Уэбстер, Луи Армстронг, Стэн Гетц и другие. Записывал дуэты с Каунтом Бэйси.


В последующие годы участниками трио Оскара Питерсона были такие музыканты, как чешский басист Джордж Мраз, шведский гитарист Ульф Вакениус, гитарист Джо Пасс и другие.


Трио Оскара Питерсона объездило весь мир, записало более 150 альбомов. В 1974 трио выступало в СССР (Таллин) с контрабасистом Нильсом-Хеннингом Эрстед-Педерсеном и барабанщиком Джейком Ханной.


В 1993 году перенес инсульт, после которого стал выступать редко и играл только правой рукой.


Его многочисленная дискография включает записи с трио, с Билли Холидей, Бенни Картером, Луи Армстронгом, Эллой Фицджеральд, Роем Элдриджем, Лестером Янгом, Стэном Гетцем, Бадди Де Франко, Коулменом Хокинсом, Modern Jazz Quartet, Кларком Терри, Сонни Ститтом и т. д.


В 2004 году одна из центральных площадей в Торонто была названа его именем.


Скончался от почечной недостаточности 23 декабря 2007 года в городке Миссиссауга близ Торонто. Ему было 82 года.



Творчество |



О стиле и творчестве |




Оскар Питерсон во время выступления


Пианизм Питерсона отличала «красочность», соединенная с феноменальной техникой исполнения, что подчеркивает его сходство с Артом Тейтумом. В его игре слышалось влияние Эрролла Гарнера, Нэт Кинг Коула, Тедди Уилсона и Джорджа Ширинга (George Shearing). Игру Питерсона отличал мощный драйв и гибкость, позволявщая ему сочетать яркие сольные пассажи с тонкой аккомпанирующей игрой. Полнота звучания рояля, сочность туше, легкость и естественность бега, разнообразие звуков от блюзовых всплесков до оркестрового рокота сделало многие пьесы, исполненные Оскаром Питерсоном, образцами фортепианной джазовой классики.


В основе его творчества — элементы свинга и бибопа, а репертуар составляли, как правило, известные мелодии (записал альбомы с песнями популярных американских композиторов, — Гершвина, Портера, Керна, Арлена, Уоррена и других). По мнению критика Джеймса Коллиера, творчество Оскара Питерсона помогло «сделать джаз более доступным».


Известный историк джаза Скотт Янов так писал о музыканте:








Конечно, можно смело утверждать, что Питерсон играет сто нот там, где другой пианист обошёлся бы десятью; но все сто обычно оказывались на нужном месте, и ничего нет зазорного в том, чтобы демонстрировать технику игры, если это служит музыке. Питерсон не шёл от стиля к стилю, а рос внутри той стилистики, которую однажды нашёл, и в этом тоже ничего зазорного нет.





Джазовые этюды Питерсона (Jazz Exercices) стали во всем мире частью начального музыкального образования.



Избранная дискография |




Избранные CD-диски Оскара Питерсона





  • 1951 — Oscar Peterson At Carnegie Hall


  • 1952 — This Is Oscar Peterson


  • 1952 — The Gershwin Songbooks


  • 1956 — Plays Count Basie


  • 1957 — The Oscar Peterson Trio At The Stratford Shakesperean Festival


  • 1958 — The Oscar Peterson Trio With Sonny Stitt, Roy Eldridge And Jo Jones At Newport


  • 1959 — Ben Webster Meets Oscar Peterson


  • 1959 — The Cole Porter Songbook


  • 1959 — The Jazz Soul Of Oscar Peterson


  • 1959 — The Silver Collection


  • 1960 — Exclusively For My Friends (4CD)


  • 1961 — The Sound Of The Trio


  • 1961 — Very Tall


  • 1962 — West Side Story


  • 1963 — Night Train


  • 1964 — Canadian Suite


  • 1964 — Live in Ljubljana


  • 1965 — We Get Requests


  • 1965 — With Respect To Nat


  • 1968 — My Favorite Instrument (соло)


  • 1969 — Motions & Emotions


  • 1971 — Reunion Blues


  • 1974 — Oscar Peterson & Dizzy Gillespie


  • 1974 — Oscar Peterson In Russia (2CD)


  • 1975 — The More I See You


  • 1982 — History Of An Artist


  • 1987 — History Of An Artist. Vol. 2


  • 1988 — Oscar Peterson And Friends


  • 1988 — Oscar Peterson Plays Jazz Standards


  • 1990 — Encore At The Blue Note


  • 1990 — Oscar Peterson 'Round Midnight'


  • 1990 — Saturday Night At The Blue Note


  • 1992 — Exclusively For My Friends (4 CD)


  • 1992 — Oscar Peterson & Freddie Hubbard «Face To Face»


  • 1995 — Christmas


  • 1995 — More I See You


  • 1997 — Oscar In Paris


  • 1998 — Ultimate Oscar Peterson


  • 1998 — Oscar Peterson & Benny Green


  • 1999 — A Summer Night In Munich


  • 2000 — Trail Of Dreams-A Canadian Suite





Памятник Оскару Питерсону, Национальный центр искусств, Оттава



Избранные DVD |



  • Oscar Peterson Trio «Berlin Concert»

  • Ben Webster & Oscar Peterson Trio

  • Oscar Peterson Trio in London 1964

  • Oscar Peterson — Solo (Montreux) 1975

  • Oscar Peterson «Big 4» 1983

  • Oscar Peterson «Easter Suite» 1984

  • Oscar Peterson & Joe Pass «Quartet Live» 1987

  • Music In The Key Of Oscar

  • Oscar Peterson Trio 2004

  • Oscar Peterson — Night In Vienna 2004



Библиография |



  • Оскар Питерсон. Джазовая Одиссея. Автобиография — СПб.: «СКИФИЯ» & «Лик», 2007. ISBN 978-5-903463-01-5

  • Фейертаг В. Б. Джаз. XX век. Энциклопедический справочник. — СПб.: «СКИФИЯ», 2001. С. 101. ISBN 5-94063-018-9

  • Bohlander K., Holler K.-H. Jazzfuhrer. — Leipzig, 1980.



Примечания |





  1. Scott Yanow. Oscar Peterson Biography. allmusic. Проверено 28 января 2007.




Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}





  • Сайт Оскара Питерсона

  • Оскар Питерсон в джазовой энциклопедии «Инфо-Джаз»

  • Oscar Peterson’s Concert Hall

  • Selections from the Oscar Peterson collection at the National Library of Canada

  • Oscar Peterson entry at the Jazz Discography Project

  • Oscar Peterson on Jazz Police

  • CBC Digital Archives: Oscar Peterson: A Jazz Giant


  • Live performance photographs Jazz Alley, Seattle, 29 June 2004

  • Oscar Peterson transcriptions, ноты (транскрипции) Оскара Питерсона)










Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск