Московский театр эстрады
Московский государственный театр эстрады | |
---|---|
Основан | 1954 |
Здание театра | |
Местоположение | Москва, Берсеневская набережная, д. 20/2 |
Руководство | |
Художественный руководитель | Геннадий Хазанов |
Сайт | Официальный сайт |
Московский государственный театр эстрады на Викискладе |
Моско́вский госуда́рственный теа́тр эстра́ды — московский театр, основанный в 1954 году. Расположен в Доме правительства по адресу Берсеневская набережная, дом 20/2. В нём проходят спектакли как самого театра, так и других трупп. Также является концертной площадкой для выступлений эстрадных артистов[1][2][3]. Зрительный зал Театра эстрады рассчитан на 1300 человек[4].
Содержание
1 История
2 Современность
3 Примечания
4 Литература
История |
После закрытия в 1936 году Московского мюзик-холла столичная эстрада осталась без постоянного помещения для выступлений.
Московский театр эстрады открылся 5 июня 1954 года в доме 1/29 на Садово-Триумфальной площади, где ранее располагались ресторан «Алькадар» и Театр сатиры. Инициаторами открытия выступила группа артистов московской эстрады во главе с Николаем Смирновым-Сокольским. Смирнов-Сокольский всегда хотел создать театр, в котором бы ставились театрализованные эстрадные представления[5][6][7].
По одному тому, как горячо откликнулись на это событие зрители, с каким интересом вошли они в гостеприимно раскрытые двери молодого театра, можно судить, насколько своевременным и нужным явилось его создание. | |
Газета Московская правда, 1954[6] |
Первым спектаклем нового театра был «Его День рождения» в постановке Алексндра Конникова. Одно из ключевых мест в программе занимал фельетон-обозрение Николая Смирного-Сокольского его же авторства. Этот номер отличался острой сатирой по отношению к современным авторам. В своём выступлении, обращаясь к памятнику Владимира Маяковского, Николай Павлович выражал надежду артистов эстрады, что их новый театр сумеет стать достойным соседом великого поэта. В первых спектаклях принимал участие юморист Михаил Гаркави, считавший себя учеником артиста Алексея Алексеева. Гаркави пришёл в Театр эстрады после Московского Художественного театра, где не нашёл подходящих условий для развития своего таланта[5][6][7].
В первой программе «Его день рождения» приняли участие многие мастера эстрады. Но театру, к сожалению, не удалось создать цельное, яркое представление — оно оказалось собранием неравноценных номеров. | |
Журнал «Огонёк»[6] |
Первый спектакль Театра эстрады — больше парад, чем эстрадное представление… Очень много сил потрачено на обрамление, а плоть и кровь программы — номер, за немногими исключениями, остался в небрежении. | |
Литературная газета[6] |
Постоянной труппы в театре не было. Актёров для программ набирали при помощи Всероссийского гастрольно-концертного объединения, а также приглашали из соседних республик. С первых дней работы театра при нём существовал собственный оркестр, созданный музыкантом и композитором Николаем Минхом[1][3][5][7]. Частым гостем в театре был Государственный эстрадный оркестр Леонида Утёсова. Его программы пользовались большой популярностью, например, «Песня — наш спутник», «Песни простых людей», «Тридцать лет спустя» и поставленная вместе с Александром Конниковым «Только для друзей». Утёсов и его оркестр сыграли большую роль в становлении советской музыкальной эстрады. Постановки этого коллектива были уникальны для того времени и включали песни, миниатюры, сложный конферанс, акробатические и хореографические номера[6][8].
В феврале 1961 года театр переехал в Дом правительства на Берсеневской набережной. К этому времени кроме помещений на набережной театр имел два летних — в саду «Эрмитаж» и Саду имени Баумана[6]. После переезда сезон открылся программой «Приглашаем на новоселье», которую вели конферансье Борис Брунов и Эмиль Радов. В числе участников были известные артисты, например, Клавдия Шульженко, Рина Зелёная, Николай Рыкунин. Основой репертуара театра составляли сатирические спектакли и выступления эстрадных артистов[1][3][5][7].
Николай Павлович не только был автором первой программы, участником и постановщиком спектакля. Задолго до премьеры автор-артист положил много энергии и сил, чтобы привести помещение в приемлемый вид… ей-богу же, без Смирнова-Сокольского и смета театра, и его штаты, и его внутренние помещения не обрели бы необходимых кондиций. | |
Из воспоминаний писателя-сатирика Виктора Ардова[6] |
В 1961-м году руководителем театра стал оперный и эстрадный режиссёр Иоаким Шароев, в 1964 — Павел Васильев[3]. В 1960—1970-е годы в театре выступали Юрий Тимошенко и Ефим Березин, Рашид Бейбутов, Арутюн Акопян и другие эстрадные артисты, давались оркестровые концерты под управлением Бориса Ренского, Эдди Рознера. Стали появляться спектакли молодых актёров, таких как Евгений Петросян, Геннадий Хазанов, Владимир Винокур. В театр пришли режиссёры Борис Левинсон, Павел Хомский, Александр Ширвиндт, Марк Розовский, Роман Виктюк, Евгений Лазрев[5][9].
Ежегодно в Москву на двухмесячные гастроли приезжал Ленинградский театр миниатюр под руководством Аркадия Райкина. Этот коллектив долгое время входил в состав Ленинградского государственного театра эстрады и миниатюр, что содействовало плодотворному сотрудничеству с Московским театром эстрады. Спектакли Райкина показывали на летней площадке в саду «Эрмитаж»[6][10].
Популярность театр получил после назначения в 1970 году на должность художественного руководителя заслуженного деятеля искусств РСФСР и бывшего худрука Московского мюзик-холла Александра Конникова. Он создал в Театре эстрады патриотические программы о России и её столице: «Я люблю тебя, Россия», «Тебе, Москва, тебе, Победа» и «Молодые москвичи». Благодаря Конникову в театре начал развиваться разговорный жанр, состоялся первый в России концерт Софии Ротару и ансамбля «Червона Рута». Работа в Театре эстрады сделала из Конникова влиятельного постановщика зрелищных театрализованных программ. В 1977 году Конников перенёс инсульт и больше не мог появляться в театре, постепенно его состояние ухудшалось. Однако по мере возможности он продолжал работать: ставил программы чтецам, готовил молодых артистов к новым конкурсам[3][6][9].
В 1981 году в театре открылся цикл программы «У нас в гостях». Первым гостем стал композитор и пианист, народный артист СССР Раймонд Паулс. В вечере приняли участие Алла Пугачева и ансамбль «Рецитал», Яак Йоала, Ольга Пирагс, Илья Резник и другие[6].
В 1983 году художественным руководителем театра стал Борис Брунов, который долгие годы был единственным в стране выездным конферансье[1][2][5][11]. В 1990-е, когда к власти пришёл Борис Ельцин, Брунов пошёл в политику и стал его доверенным лицом, что помогло удерживать театр «на плаву»[11].
Расцвет Театра эстрады пришёлся на период руководства Брунова[9]. При нём ставились спектакли по произведениям Эдварда Радзинского, Светланы Алексиевич, Виктора Коклюшкина, Михаила Жванецкого. Организовывались сольные концерты Аллы Пугачёвой, Иосифа Кобзона, Олега Газманова и Ларисы Долиной, авторские вечера Михаила Задорнова, Семёна Альтова, Михаила Жванецкого и других[3][11]. Тогда же в репертуар включили выступления Геннадия Хазанова и запущены «цикловые» программы: «Парад весёлых мужчин», «Смешные истории в актёрской курилке» при участии Зиновия Гердта, Махмуда Эсамбаева, Евгения Симонова, Льва Дурова и других. А также «Татьяна, помнишь дни золотые», где выступали «звёзды» 1950—1960-х годов, например, Тамара Кравцова, Нина Дорда, Капиталина Лазаренко. В серии «Эстрада — молодым» на сцене театра дебютировали Филипп Киркоров, Александр Серов, Нани Брегвадзе, Нина Шацкая, Даниил Крамер, Валентиина Коркина и Виктор Остроухов, Александр Песков и другие. Сцена начала предоставляться писателям, композиторам, на ней выступали поэты Евгений Евтушенко, Андрей Дементьев, Роберт Рождественский, Новелла Матвеева, Юнна Мориц, а также композиторы Юрий Саульский, Никита Богословский, Ян Френкель и другие. В театре проводились зарубежные гастроли и различные фестивали[5][9].
Современность |
Борис Брунов скончался в 1997 году, на должность художественного руводителя театра мэр Москвы Юрий Лужков назначил Геннадия Хазанова[3][12][13]. С его приходом в театре обновился репертуар, был распущен оркестр, начали ставить драматические спектакли в исполнении Театра Антона Чехова. Выступления эстрадных артистов перестали быть приоритетным, поэтому юмористы постепенно ушли из театра. Был открыт и практически сразу из-за непопулярности закрыт Малый зал на фабрике «Красный Октябрь». Театр эстрады критиковали за излишнюю рекламу[2][5]. Сам театр остался государственным, однако площадка также начала сдаваться в аренду[14]. По мнению оппонентов, Хазанов в качестве художественного руководителя театра проводит слишком жёсткую политику, создавая неблагоприятные условия для выступления популярных артистов таких как Сергей Пенкин, Евгений Петросян, Ефим Шифрин[14].
Эстрады в том виде, в котором она находилась в советское время, больше нет. Сказывается экономический фактор. Прокатчики, продюсеры говорят, нам не выгодно работать в зале на 1300 мест | |
Геннадий Хазанов[2] |
В 1999 году в театре появилась своя труппа из выпускников Института театрального искусства. В театральный репертуар вошли спектакли для детей: «Путешествие в страну Мульти-Пульти», «Отпуск Деда Мороза», «Голубая стрела», «Ваня и крокодил», «Маугли»[5][9]. В 2011 году в театре прошла серия концертов проекта Андрея Васильева «Гражданин поэт», в котором Михаил Ефремов читал стихи в жанре политической сатиры, написанные Дмитрием Быковым[14].
В 2003 году в театре была произведена реконструкция, в ходе которой переоборудовали фойе, гардероб, обновили свето-, видео- и звукоаппаратуру, открылось кафе[5][9][15]. В 2015-м правительство Москвы согласовало проект ремонтных работ, разработанный Департаментом культуры[16][17]. Конкурс по поиску подрядчика был объявлен только в 2017 году[18][19]. В ходе реконструкции планируется восстановить историческую планировку помещений, отремонтировать системы кондиционирования, вентиляции и инженерных систем, увеличить площадь гримёрок. Капитальный ремонт в помещениях театра будет проведён впервые. Работы собираются завершить к апрелю 2019 года[20].
Примечания |
↑ 1234 Григорий Заславский. Кто блистал в Московском театре эстрады. К 60-летию. Радиостанция Вести ФМ (5 июня 2014). Проверено 14 февраля 2018.
↑ 1234 От Петросяна до Пиаф: театр Эстрады отмечает 60-летие. http://mosday.ru+(5 июня 2014). Проверено 14 февраля 2018.
↑ 1234567 Мария Власкина. Театру эстрады исполнилось 63 года. Информационная газета Москва Центр (5 июня 2017). Проверено 14 февраля 2018.
↑ "Москва гид": Московский государственный театр эстрады. Городской информационный канал m24.ru (20 декабря 2013). Проверено 14 февраля 2018.
↑ 12345678910 Уварова, 2004, с. 411.
↑ 1234567891011 Московский государственный театр эстрады. Группа компаний "Вип-сервис" (2016). Проверено 14 февраля 2018.
↑ 1234 Янчук, 1961, с. 139.
↑ Биография Леонида Утесова. РИА Новости (21 марта 2015). Проверено 14 февраля 2018.
↑ 123456 От Петросяна до Пиаф: театр Эстрады отмечает 60-летие. Городской информационный канал m24.ru (5 июня 2014). Проверено 14 февраля 2018.
↑ Московский государственный театр эстрады. Сетевое издание «TIMEOUT» (2016). Проверено 14 февраля 2018.
↑ 123 Конферансье на все времена. Борис Брунов. Телеканал "Россия" (2016). Проверено 14 февраля 2018.
↑ Дубовский, 2017, с. 24.
↑ Лион Измайлов. Дорогие мои. — М., 2017. — ISBN 5040300387, 9785040300389.
↑ 123 Сабурова Ольга. Геннадий Хазанов подмял "Театр эстрады"?. ИД "Собеседник" (16 апреля 2012). Проверено 15 февраля 2018.
↑ Об утверждении проекта «Реконструкция, реставрация и приспособление Московского государственного театра Эстрады». Министерство культуры Российской Федерации (15 апреля 2004). Проверено 15 февраля 2018.
↑ Московский театр эстрады планируется отреставрировать. Информационный центр Правительства Москвы (13 июня 2015). Проверено 15 февраля 2018.
↑ Театр эстрады отреставрируют впервые за 50 лет. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (13 сентября 2017). Проверено 15 февраля 2018.
↑ Реставратора театра Эстрады в Москве определит конкурс. Интерфакс (28 июля 2017). Проверено 15 февраля 2018.
↑ Виктор Борзенко. В Москве готовится реставрация Театра эстрады. Издательский дом «Новые известия» (28 июля 2017). Проверено 15 февраля 2018.
↑ Театр Эстрады отреставрируют к маю 2019 года. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (13 сентября 2017). Проверено 15 февраля 2018.
Литература |
- Елизавета Дмитриевна Уварова. Эстрада России, XX век: энциклопедия. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2004. — 861 с. — ISBN 5224044626, 9785224044627.
- А. Янчук. Театры Москвы: (справочник). — М.: Московский рабочий, 1961. — 189 с.
- Марк Дубовский. От Жванецкого до Задорнова. — М., 2017. — ISBN 5457907805, 9785457907805.