Бестужев, Александр Александрович
Александр Марлинский (Бестужев) | |
---|---|
Гравюра Г. И. Грачева (1889) с акварельного рисунка неизвестного автора, сделанного с натуры | |
Псевдонимы | Марлинский |
Дата рождения | 3 ноября 1797(1797-11-03)[1][2][…] |
Место рождения | Санкт-Петербург, Российская империя |
Дата смерти | 19 июля 1837(1837-07-19)[1](39 лет) |
Место смерти | форт Святого Духа, ныне микрорайон Адлер города Сочи |
Гражданство (подданство) |
|
Род деятельности | писатель, литературный критик, публицист |
Язык произведений | русский |
Дебют | 1819 |
Произведения на сайте Lib.ru | |
Произведения в Викитеке | |
Файлы на Викискладе | |
Цитаты в Викицитатнике |
Алекса́ндр Алекса́ндрович Бесту́жев (23 октября [3 ноября] 1797[~ 1], Санкт-Петербург — 7 [19] июля 1837[4], форт Святого Духа, ныне микрорайон Адлер города Сочи) — русский писатель-байронист, критик, публицист эпохи романтизма и декабрист, происходивший из рода Бестужевых. Публиковался под псевдонимом «Марлинский».
Содержание
1 Биография
2 Литературная деятельность
2.1 Литературная критика
2.2 Литературная деятельность периода ссылки
2.3 Оценка современниками
2.4 Романтический стиль прозы Марлинского
2.5 Оценка Белинского и упадок славы Марлинского
2.6 Влияние на литературу
3 Библиография
4 Экранизации
5 Память
6 Комментарии
7 Примечания
8 Документы
9 Литература
10 Ссылки
Биография |
Сын Александра Федосеевича Бестужева (1761—1810), издававшего вместе с И. П. Пниным в 1798 «Санкт-Петербургский журнал» и составившего «Опыт военного воспитания относительно благородного юношества». Воспитывался в Горном корпусе, затем был адъютантом главноуправляющих путями сообщения генерала Бетанкура и герцога Вюртембергского и, наконец, с чином штабс-капитана перешёл в лейб-гвардии драгунский полк[4].
7 мая 1824 года А. А. Бестужев написал П. А. Вяземскому[5]:
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
Признаюсь Вам, князь, я пристрастился к политике — да как и не любить её в наш век — её, эту науку прав людей и народов, это великое, неизменное мерило твоего и моего, этот священный пламенник правды во мраке невежества и в темнице самовластия.
.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
За участие в заговоре декабристов 1825 году был сослан в Якутск, а оттуда в 1829 году переведён на Кавказ солдатом. Участвуя здесь во многих сражениях, он получил чин унтер-офицера и георгиевский крест, а затем был произведён и в прапорщики. Погиб в стычке с горцами, в лесу, на мысе Адлер; тело его не найдено.
Братья:
Бестужев, Николай Александрович (1791—1855)
Бестужев, Михаил Александрович (1800—1871)
Бестужев, Петр Александрович (1804—1840)
Бестужев, Павел Александрович (1808—1846)
Адреса в Санкт-Петербурге: 1824—1825 годы — дом Российско-Американской компании — набережная реки Мойки, 72.
Литературная деятельность |
На литературное поприще выступил в 1819 году со стихотворениями и небольшими рассказами, печатавшимися в «Сыне Отечества» и «Соревнователе просвещения», а в 1820 году был избран в члены петербургского Общества любителей российской словесности. В 1821-м напечатана отдельной книжкой его «Поездка в Ревель», а в 1823—1825 он вместе с К. Ф. Рылеевым, издавал альманах «Полярная звезда».
Этот альманах — по своему времени весьма замечательное литературное явление — был встречен общим сочувствием; вокруг молодых, талантливых и любимых публикой редакторов соединились почти все передовые представители нашей тогдашней литературы, включая и Пушкина, который из Одессы и потом из псковской своей деревни поддерживал с Бестужевым оживлённую переписку по литературным вопросам и посылал ему свои стихи. В «Полярной звезде» Бестужев выступил не только как романист («Замок Нейгаузен», «Роман в семи письмах», «Ревельский турнир», «Изменник»), но и как литературный критик: его обзоры старой и современной изящной литературы и журналистики обратили на себя общее внимание и вызвали оживлённую полемику.
Литературная критика |
Это было время, когда в русской литературе, благодаря в особенности произведениям Пушкина, был поставлен вопрос о форме и содержания художественного творчества — вопрос о так называемом «классицизме» и «романтизме». Все молодые и свежие литературные силы вслед за Пушкиным стали под знамя нового направления, которое окрестили названием «романтизма» и которое, в сущности, было практической проповедью свободы художественного вдохновения, независимости от признанных литературных авторитетов как в выборе содержания для поэтических произведений, так и в приёмах его обработки. Горячим и ревностным защитником этого направления явился и Бестужев.
Он резко и вместе с тем остроумно нападал на защитников старого псевдоклассицизма, доказывая, что век этого направления, как и создавшая его эпоха пудреных париков, миновали безвозвратно и что литературные староверы, продолжая загромождать словесность этой мертвечиной, только вредят и мешают свободному развитию дарований. Отрицание классических правил и приёмов, как ненужного старого хлама, и требование для поэтического творчества полной, ничем не стесняемой свободы — таковы были основные положения критики Бестужева. Идеальными типами поэтов-художников он ставил Шекспира, Шиллера, в особенности же Байрона и (впоследствии) Виктора Гюго. Не отличаясь глубиной взгляда, критические статьи Бестужева производили, однако же, сильное впечатление своей пылкостью, живостью и оригинальностью; они всегда вызывали более или менее оживлённый обмен мнений, всеми читались и обсуждались и, таким образом, будили в нашей литературе критическую мысль в то время, когда наша литературная критика была ещё, можно сказать, в зародыше. Белинский признал за этими статьями Бестужева «неотъемлемую и важную заслугу русской литературе и литературному образованию русского общества», прибавив к этому, что Б. «был первый, сказавший в нашей литературе много нового», так что критика второй половины 20-х годов была во многих отношениях только повторением литературных обозрений «Полярной звезды».
Литературная деятельность периода ссылки |
Декабрьские события 1825 г. на время прервали литературную деятельность Бестужева. Уже отпечатанные листы «Полярной звезды» на 1826 год с его статьёй были уничтожены. Сам он сначала был отвезён в Шлиссельбургскую крепость, а затем сослан в Якутск. Здесь он ревностно изучал иностранные языки, а также знакомился с краем, нравами и обычаями местных жителей; это дало содержание нескольким этнографическим его статьям о Сибири. Здесь же им начата повесть в стихах под заглавием «Андрей, князь Переяславский», первая глава которой, без имени и согласия автора, напечатана в Санкт-Петербурге (1828).
В следующем году Бестужев был переведён на Кавказ рядовым с правом выслуги. В первое время по приезде он постоянно участвовал в различных военных экспедициях и стычках с горцами, а к литературе получил возможность вернуться только в 1830 году. Работал и жил он в городе Дербенте, в Дагестане. С 1830 года, сначала без имени, а потом — под псевдонимом Марлинский в журналах все чаще и чаще появляются его повести и рассказы («Испытание», «Наезды», «Лейтенант Белозор», «Страшное гадание», «Аммалат-бек», «Фрегат Надежда» и пр.), изданные в 1832 году в пяти томах под заглавием «Русские повести и рассказы» (без имени автора). Вскоре понадобилось второе издание этих повестей (1835 с именем А. Марлинского); затем ежегодно выходили новые тома; в 1839 году явилось третье издание, в 12 частях; в 1847-м — четвёртое. Главнейшие повести Марлинского перепечатаны в 1880-х гг. в «Дешёвой библиотеке» А. С. Суворина.
Оценка современниками |
Своими произведениями Бестужев-Марлинский в короткое время приобрёл себе огромную известность и популярность в русской читающей публике. Всякая новая его повесть ожидалась с нетерпением, быстро переходила из рук в руки, зачитывалась до последнего листка; книжка журнала с его произведениями делалась общим достоянием, так что его повесть была самой надёжной приманкой для подписчиков на журналы и для покупателей альманахов. Его сочинения раскупались нарасхват и, что гораздо важнее, — ими не только все зачитывались — их заучивали наизусть. В 30-х годах Марлинского называли «Пушкиным прозы», гением первого разряда, не имеющим соперников в литературе… Причина этого необыкновенного успеха заключалась в том, что Марлинский был первым русским романистом, который взялся за изображение жизни русского общества, выводил в своих повестях обыкновенных русских людей, давал описания русской природы и при этом, отличаясь большой изобретательностью на разного рода эффекты, выражался особенным, чрезвычайно цветистым языком, полным самых изысканных сравнений и риторических прикрас. Все эти свойства его произведений были в нашей тогдашней литературе совершенной новостью и производили впечатление тем более сильное, что русская публика, действительно, ничего лучшего ещё и не читала (повести Пушкина и Гоголя явились позже).
Романтический стиль прозы Марлинского |
В своих романах и повестях Марлинский явился настоящим «романтиком». В них мы видим стиль и приёмы, очень близко напоминающие немецкий Sturm und Drang 70-х годов прошлого столетия и «неистовую» французскую беллетристику школы В. Гюго (которым Марлинский всего больше увлекался). Как там, так и здесь — стремление рисовать натуры идеальные в добре и зле, чувства глубокие, страсти сильные и пылкие, для которых нет иного выражения, кроме самого патетического; как там, так и здесь — игра сравнениями и контрастами возвышенного и пошлого, благородного и тривиального; во имя презрения к классическим теориям и правилам — усиленная погоня за красивой, оригинальной фразой, за эффектом, за остроумием — словом, за тем, что на немецком языке эпохи Шиллера и Гёте называлось «гениальностью», а на языке поклонников и критиков Марлинского получило ироническое название «бестужевских капель».
Герои Марлинского выражают свою душевную бурю блестящим, риторическим языком, в театрально-изысканной позе; в них «всё, о чём так любят болтать поэты, чем так легкомысленно играют женщины, в чём так стараются притворяться любовники, — кипит, как растопленная медь, над которой и самые пары, не находя истока, зажигаются пламенем… Пылкая, могучая страсть катится, как лава; она увлекает и жжёт все встречное; разрушаясь сама, разрушает в пепел препоны, и хоть на миг, но превращает в кипучий котёл даже холодное море»… «Природа, — говорит один из этих героев Марлинского, — наказала меня неистовыми страстями, которых не могли обуздать ни воспитание, ни навык; огненная кровь текла в жилах моих»… «Я готов, — говорит другой, — источить кровь по капле и истерзать сердце в лоскутки»…
Оценка Белинского и упадок славы Марлинского |
Белинский определил Марлинского как талант внешний, указав этим и на главную причину его быстрого возвышения и ещё более быстрого падения в литературе.
В конце XIX века, в эпоху реализма и публицистического подхода к литературе, преобладало критическое отношение к прозе Марлинского. Словарь Брокгауза и Ефрона так оценивает его творчество:
Совершенное пренебрежение к реальной житейской правде и её требованиям (которые в ту пору никому из писателей даже и не снились) и полная искусственность, сочиненность и замысла, и его выполнения. Марлинский первый выпустил в нашу литературу целую толпу аристократически-изящных «высших натур» — князей Лидиных, Греминых, Звездиных и им подобных, которые живут только райским блаженством любви или адскими муками ревности и ненависти, — людей, «чело» которых отмечено особой печатью сильной страсти. <…> И ни в том, ни в другом, ни в десятом из этих эффектных героев в действительности нет ни капли настоящей крови, нет настоящей, реальной жизни, характера, типа. Все они — бледные и бесплотные призраки, созданные фантазией беллетриста-романтика и лишь снаружи прикрытые яркими блёстками вычурного слога. <…> В самом деле, им зачитывались и восхищались только до тех пор, пока в литературе не явилась свежая струя в повестях сначала Пушкина, потом — Гоголя, поставивших писателю совсем иные требования, практически указавших на необходимость свести литературу с её отвлечённых высот на почву действительной жизни. Как только эта необходимость была почувствована, как только читатель заявил о своём желании видеть в книге самого себя и свою жизнь без риторических прикрас — он уже не мог по-прежнему восхищаться «гениальностью» Марлинского, и любимый ими писатель скоро был оставлен и забыт.
Влияние на литературу |
Лучшими из повестей Марлинского считаются: «Фрегат Надежда», «Аммалат-бек» (посвященная герою Кавказской войны, предводителю горцев Умалат-беку Буйнакскому), «Мулла-Нур» и «Страшное Гадание». В его повестях из кавказской жизни заслуживают внимания интересные картины природы и нравов, но действующие среди этой обстановки дагестанцы (горцы и равнинные тюрки) наделены чрезвычайно «неистовыми» байроновскими чувствами.
Стиль и характер Марлинского имели в своё время большое влияние на нашу изящную литературу. Не говоря о толпе бездарных подражателей, которые скоро довели отличительные особенности Марлинского до пошлой карикатуры, нельзя не заметить, что его манера до известной степени отразилась и в повестях Пушкина («Выстрел»), и в «Герое нашего времени» Лермонтова, и ещё более — в драмах последнего. «Творчество Марлинского сыграло немаловажную роль в истории русской лит-ры. Оно сильнейшим образом воздействовало на аристократическую часть дворянской литературы 50-х гг. и на творчество ряда писателей, только начинавших свою литературную деятельность Отметим в этом плане, с одной стороны, авантюрные повести Вонлярлярского (1850-е годы), „Марину из Алого Рога“ Маркевича (1872)], с другой стороны — „Спальню светской женщины“ Ив. Панаева (1832), „Счастливую ошибку“ Гончарова (1839) и др.»
Библиография |
- 1821: «Замок Венден»
- 1821: «Поездка в Ревель»
- 1823: «Роман и Ольга, повесть 1396 года»
- 1823: «Вечер на бивуаке», «Второй вечер на бивуаке»
- 1824: «Наезды»
- 1824: «Замок Нейгаузен»
- 1825: «Ревельский турнир»
- 1825: «Изменник»
- 1825: «Кровь за кровь» («Замок Эйзен»)
- 1825: «Ночь на корабле» (Из записок гвардейского офицера на возвратном пути в Россию после кампании 1814 года).
- 1825: «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 года». Критика
- 1830: «Испытание» Повесть (Впервые напечатано: «Сын отечества», 1830, № 29-32,стр.117-143, 181—215, 245—268, 309—349. Подпись А. М.)
- 1830: «Вечер на Кавказских водах в 1824 году»
- 1831: «Лейтенант Белозор»
- 1831: «Страшное гадание». О влюбленном в замужнюю даму офицере, заблудившемся в полях и попавшем на крестьянское гадание.
- 1831: «Латник»
- 1831: «Аммалат-Бек»
- 1831: «Красное покрывало» Сцена из походной жизни (Впервые напечатано: «Тифлисские ведомости», 1831, № 6-7 (сдвоенный номер газеты), стр.41-48. Подпись: А. Б.)
- 1832: «Фрегат „Надежда“». О любовной истории между морским капитаном и замужней светской дамой
- 1832: «Письма из Дагестана»
- 1834: «Мореход Никитин» Быль (Впервые напечатано: «Библиотека для чтения»,1834, т.4, стр.65-108. Подпись: А.Марлинский. Сюжет основан на реальных событиях из жизни М. А. Герасимова[6].)
- 1835-36: «Мулла-Нур»
- 1835: «Он был убит»
- «Роман в 7 письмах»
«Андрей Переяславский», стихотворная повесть
Экранизации |
- «Князь Серебряный и пленница Варвара» (Российская империя, 1911) — экранизация повести «Наезды», персонажами которой являются князь Степан Серебряный и Варвара Васильчикова.
«Рыцарский замок» — художественный фильм режиссёра Сергея Тарасова, снятый на киностудии «Мосфильм» при участии киностудии «Жанр» по повести «Замок Нейгаузен» в 1990 году.
Премьера фильма состоялась в мае 1991 года.[7]
Память |
Переулок Бестужева в Липецке.
Улица Бестужева в Сочи.
Переулок Бестужева-Марлинского в Гагре.,улица Бестужева-Марлинского
Парк имени Бестужева-Марлинского в Сочи.- А. Бестужеву-Марлинскому посвящены повести Л. Раковского «Жизнь наперекор. Повесть о Марлинском» и В. Кардина «Минута пробужденья», очерк Н. Щукина «Александр Бестужев-Марлинский в Якутске».
- Улица Бестужева-Марлинского в Якутске
- Улица Бестужева-Марлинского в Дербенте
- Улица Бестужева во Владивостоке, в самом начале полуострова Эгершельд.
- Улица и переулок Бестужева в Киеве.
- Мемориальный знак в честь декабриста А. Бестужева в дер. Выгоничи (Республика Беларусь, 25 км от г. Минска) был установлен в 1987 году к 150-летию со дня его смерти на месте бывшей усадьбы рода Водзевичей, где Бестужев проживал в 1821—1822 гг.
- Пьеса Константина Скворцова «Бестужев-Марлинский»[8][9]
Комментарии |
↑ В метрической книге церкви Рождества Христова что на Песках указаны дата рождения А. А. Бестужева — 1 ноября 1797 года и дата крещения 4 ноября
Примечания |
↑ 12 Белинков А. В. Бестужев // Краткая литературная энциклопедия — М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 1. — С. 582–584.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q24258969"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q28858384"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q4239850"></a>
↑ Энциклопедический словарь / под ред. И. Е. Андреевский, К. К. Арсеньев, Ф. Ф. Петрушевский — СПб.: Брокгауз—Ефрон, 1907.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q602358"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q4065721"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q19908137"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q4361720"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q1782723"></a>
↑ Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118662627 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q27302"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q304037"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q256507"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q170109"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q36578"></a>
↑ 12 Бестужев, Александр Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ Снытко Н. В. Литературные корреспонденты П. А. Вяземского // Встречи с прошлым. — М. : Сов. Россия, 1960. — Вып. 3. — С. 333—334.
↑ Герасимов, Матвей Андреевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
↑ Фильм «Рыцарский замок» на сайте www.kino-teatr.ru
↑ Скворцов К. В. СЫНЫ СЛАВЫ: Драматические призведения, -М.: Советский писатель, 1988. −800 с. ISBN 5-265-00423-8 «БЕСТУЖЕВ-МАРЛИНСКИЙ» с.635
↑ Скворцов К. В. С42 Избранные произведения в 3-х т. Т.2.М.: Русская книга, 1999.- 544 с. ISBN 5-268-00423-9 . ISBN 5-268-00422-0 . «БЕСТУЖЕВ-МАРЛИНСКИЙ» с.85
Документы |
Материалы следственного дела А. А. Бестужева. Восстание декабристов. Документы. Т.I, С.425-473.
Литература |
- Бестужев, Александр Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Трубачёв С. С. Бестужев, Александр Александрович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб., 1900. — Т. 2: Алексинский — Бестужев-Рюмин. — С. 763-766.
- Марлинский, Александр Александрович // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
Тоддес Е. А. Бестужев Александр Александрович // Русские писатели, 1800—1917 : биографический словарь. М., 1989. Т. 1. С. 253—257.
Шапи Казиев. Бестужев. Пьеса. Сборник пьес «В раю, проездом». Махачкала, 2008
Шапи Казиев. Имам Шамиль. (ЖЗЛ) — М.: Молодая гвардия, 2010. — ISBN 5-235-02677-2
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Портал «Литература» | |
Александр Бестужев в Викицитатнике | |
Александр Бестужев в Викитеке | |
Александр Бестужев на Викискладе |
- Александр Бестужев. Проза
Александр Бестужев стихотворения в Собрании Сочинений русских и советских классиков- Сборник русской поэзии «Лирикон» — Бестужев А. А.
- В литературной энциклопедии