Форт-Бридж





















































Мост через Ферт-оф-Форт
Мост через Ферт-оф-Форт

55°59′58″ с. ш. 3°23′16″ з. д.HGЯO
Официальное название
Forth Bridge
Область применения
железнодорожный
Пересекает
Ферт-оф-Форт
Место расположения
Эдинбург
Конструкция
Тип конструкции
консольный
Материал
сталь
Основной пролёт
2 по 521,3 м
Общая длина
2 528,7 м
Эксплуатация
Открытие
4 марта 1890
Commons-logo.svg Мост через Ферт-оф-Форт на Викискладе

Железнодорожный мост через Ферт-оф-Форт или просто мост через Форт (англ. Forth Bridge) — мост через залив Ферт-оф-Форт у восточного берега Шотландии. Возведённый с 1882 по 1890 годы, мост стал одним из первых консольных мостов в мире, а также несколько лет имел максимальную длину пролёта.[1] Мост соединяет столицу Шотландии город Эдинбург с областью Файф. Мост и сопутствующая железнодорожная инфраструктура принадлежат компании Network Rail.


В 1999 году Британское правительство выдвинуло мост на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.[2] Рядом с железнодорожным мостом залив Ферт-оф-Форт пересекает завершённый в 1964 году автомобильный мост, имеющий подвесную структуру и длину пролёта 1 км.




Содержание






  • 1 Строительство


  • 2 Устройство моста


  • 3 Эксплуатация


  • 4 Интересные факты


  • 5 В популярной культуре


  • 6 Примечания


  • 7 Литература





Строительство |




Открытка, демонстрирующая принцип консольного моста (между 1882 и 1904 гг.)


На протяжении большей части XIX века организации прямого железнодорожного сообщения по восточному берегу Шотландии между Эдинбургом и Абердином мешали два широких фьордообразных залива Северного моря — Ферт-оф-Форт и Ферт-оф-Тей. В 1806 году под Ферт-оф-Форт было предложено построить туннель, а в 1818 году — мост, однако оба проекта были отклонены. В 1865 году актом парламента было утверждено строительство моста в узкой части залива у деревни Куинсферри. В 1873 году консорциум из 4 железнодорожных компаний поручил проектирование моста Томасу Баучу, который предложил подвесной мост с двумя пролётами по 480 м. Из-за задержки финансирования строительные работы откладывались, и к 1879 году началась установка только одной опоры.




Мост через Форт после завершения в 1890 году


Строительство моста было остановлено сразу после катастрофы на мосту через Ферт-оф-Тей 28 декабря 1879 года, всего через два года после его возведения. В результате сильного шторма центральная секция моста вместе с проходящим поездом обрушилась, что привело к гибели 75 человек. Результаты комиссии, представленные в январе 1881 года, выявили недочёты в проекте рухнувшего моста, и план Бауча был отвергнут. После скорой смерти Томаса Бауча инженеры Джон Фоулер и Бенджамин Бэйкер представили новый проект на основе консольной структуры, который был утверждён парламентом в июле 1881 года. Из-за происшествия с мостом через Тей к мосту через Ферт-оф-Форт были предъявлены сильно завышенные требования — не должно было быть никаких вибраций даже при проходящем по мосту поезде.




На мосту после его завершения в 1890 году


Отказавшись от чугуна и кованного железа, инженеры выбрали сталь, благо с разработкой мартеновской печи в 1865 году её качество значительно повысилось. Позаимствовав опыт американского инженера Джеймса Идса, построившего первый крупный стальной мост через Миссисипи в 1874 году, британцы начали строительство в декабре 1882 и к концу 1885 года завершили установку гранитных быков, восемь из которых стоят в воде. Подготовка фундамента подводных опор производилась рабочими с помощью кессонов — массивных металлических цилиндров, погруженных на глубину 27 м.


В 1886 году начались работы по возведению опор, на которые ушло неслыханное количество стали — 54 860 тонн, произведённых на двух сталелитейных производствах Шотландии и одном в Уэльсе. 6,5 млн заклёпок общим весом 4 267 тонн были сделаны в Глазго. Центральный пролёт был закрыт 14 ноября 1889 года.[3]


Церемония открытия моста 4 марта 1890 года проводилась принцем Уэльским (Эдуард VII) в присутствии Бенджамина Бэйкера и Гюстава Эйфеля.[4] Общая стоимость проекта составила 3,2 млн фунтов стерлингов. Открытие моста сопровождалось дискуссиями о его эстетической составляющей — поэт и художник Уильям Моррис назвал мост «верхом уродства» (англ. the supremest specimen of all ugliness).[1]


При строительстве моста погибло 57 человек, причём ещё восьмерых спасли с лодок, дежуривших под мостом (хотя относительно точного числа жертв существуют сомнения).[5]



Устройство моста |


Мост имеет три основные опоры высотой 100,6 м, центральная из которых располагается у острова Инчгарви, посередине глубокого залива. Собранные из труб диаметром 3,6 м консоли поддерживают рукава длиной по 207,3 метра, соединённые перемычками длиной 106,7 м, что делает суммарное расстояние пролёта равным 521,3 м. Расстояние между опорами составляет 582,8 м, между крайними быками — 1630,7 м. Железнодорожное полотно проходит на высоте 48,2 м над уровнем воды в прилив.[6]


С юга к консольной части моста подходит виадук из 10 пролётов по 51,2 м, с севера — из 5 пролётов.


Forth Bridge (15095755025).jpgForthbron, Nordisk familjebok.png.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}






Из воды поднимались высокие и стройные, как башни, каменные быки. На них лежали тысячетонные стальные фермы. Вишнево окрашенные конструкции застыли железными волнами. Сплетения бесчисленных балок, раскосов, укосин протянулись над водой на три километра. Я вспоминал пухлые учебники сопромата, тоску однообразных эпюр, таблицы, остервенелые пересчёты в поисках ошибок.


Когда-то это был знаменитейший мост, кажется, первый мост консольно-балочной системы; он приводился в пример во всех атласах, схема его висела в нашей лаборатории: «Фортский мост в Шотландии. Триумф техники XIX века». До сих пор он производил впечатление своей мощью.


.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}


Гранин Д. А. Примечания к путеводителю: Два моста. — Неожиданное утро. — Л.: Лениздат, 1970. — С. 124—125. — 344 с. — 100 000 экз.



Эксплуатация |


21 января 1890 года два поезда длиной по 300 м въехали одновременно на мост с южной стороны. Два локомотива весом по 72 тонны тянули по 50 вагонов, общий вес каждого поезда составлял 900 тонн. Испытания показали, что структурные смещения были в заданных пределах.


За 1894 год по мосту проехал 26 451 пассажир, общая нагрузка составила 7 492 833 тонны. В 2000 году эти показатели составили 54 080 человек и 10 500 000 тонн.[6]





Панорама железнодорожного моста через Ферт-оф-Форт

Панорама железнодорожного моста через Ферт-оф-Форт





Интересные факты |


На протяжении более 120 лет, начиная с момента его постройки, шотландцы непрерывно красили мост, длина которого составляет 2,5 км. Не успевала высохнуть краска на одном конце объекта, как на другом начинала образовываться ржавчина.


В Великобритании выражение «красить мост Форт» стало эквивалентом наших фразеологизмов «Сизифов труд» и «носить воду в решете». С 2012 года, благодаря новому составу специальной краски, процесс бесконечной покраски прерван, по оценкам, по крайней мере на 25 лет.[7]



В популярной культуре |




Мост через Форт ночью



  • На мосту снималась одна из сцен фильма Альфреда Хичкока «Тридцать девять ступеней» 1935 года, а также в его ремейке 1959 года.

  • Железнодорожный мост через Ферт-оф-Форт встречается в компьютерных играх Grand Theft Auto: San Andreas (под названием Kincaid Bridge) и Need for Speed: Underground

  • Мост через Ферт-оф-Форт явился прототипом фантастического гротескного моста, на котором происходит действие романа Иэна Бэнкса «Мост».

  • Французский трейсер Себастьян Фукан без страховки пробрался вдоль одной из наивысших точек моста для документального фильма «Jump Britain», снимаемого компанией Channel 4.



Примечания |





  1. 12 Forth Bridge (railway bridge, Scotland, United Kingdom) — Britannica Online Encyclopedia


  2. The Forth Rail Bridge at UK Tentative List (англ.). UNESCO. Проверено 18 июня 2009. Архивировано 9 июня 2012 года.


  3. Donald Langmead, Christine Garnaut. Encyclopedia of architectural and engineering feats. — 3. — 2001. — С. 388. — 118-120 с.


  4. Forth Rail Bridge (англ.). Structurae. Проверено 18 июня 2009.


  5. Rail bridge death toll increases (англ.). BBC (4 сентября 2006). Проверено 18 июня 2009. Архивировано 9 июня 2012 года.


  6. 12 Forth Rail Bridge Facts & Figures (англ.). forthbridges.org.uk. Проверено 19 июня 2009. Архивировано 9 июня 2012 года.


  7. Cramb, Auslan. Non-stop job of painting Forth Bridge to end, Daily Telegraph (18 February 2008). Проверено 25 марта 2014.




Литература |



  • Пунин А. Л. Архитектура современных зарубежных мостов. — Л.: Стройиздат, 1974. — 168 с.

  • Куницкий С. Фортский мост // Журнал Министерства путей сообщения. — СПб, 1890.

  • Glen, Ann. Forth Bridge: Restoring an Icon / Ann Glen, Bowman, Andrew. — Lily Publications, 2012. — ISBN 978-1-907945-19-9.

  • Harding, J. E. Bridge Management: Inspection, maintenance, assessment and repair / J. E. Harding, Gerard, Ryall. — CRC Press, 2006. — ISBN 9780203973547.

  • MacKay, Sheila. The Forth Bridge: A Picture History. — Birlinn, 2011. — ISBN 978-1-84158-935-0.

  • McKean, Charles. Battle for the North. — Granta Books, 2006. — ISBN 978-1-86207-852-9.

  • Nock, Oswald S. The Railway Race to the North. — Ian Allan, 1958.

  • Paxton, Roland. 100 Years of the Forth Bridge. — Thomas Telford, 1990. — ISBN 9780727716002.

  • Summerhayes, Stuart. Design Risk Management. — John Wiley & Sons, 2010. — ISBN 9781444318906.

  • Westhofen, Wilhem. The Forth Bridge. — Offices of "Engineering", 1890.

  • Wills, Elspeth M. The Briggers: The Story of the Men Who Built the Forth Bridge. — Birlinn, 2009. — ISBN 978-1-84158-761-5.









Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск