Язычество








Vergilius Romanus, «Совет богов». Ватиканская апостольская библиотека




Реконструкция славянского языческого храма (Радоним)




Дерево желаний. Архызский заказник





Збручский идол, X век


Язы́чество (от церк.-слав. ꙗ҆зы́цы «народы»[1], формы мн. ч. от ꙗ҆зы́къ «народ», являющегося калькой с др.-греч. ἔθνος[2]) — принятый в христианском богословии и в исторической литературе термин, обозначающий традиционные и нехристианские религии. В более узком смысле, язычество — политеистические религии. Однако, далеко не все «языческие религии» политеистичны. Термин язычество происходит из Нового завета, в котором под язычеством подразумевались народы или «языки», противополагаемые первохристианским общинам[3].




Содержание






  • 1 Значение


  • 2 Этимология


  • 3 Языческие религии и мифологии


  • 4 Неоязычество


  • 5 См. также


  • 6 Примечания


  • 7 Литература


  • 8 Ссылки





Значение |


Однозначного общепринятого определения язычества не существует, термин может обозначать:



  1. Религиозные представления, обряды и праздники первобытных племён (анимизм, культ предков, магия, теротеизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм и др.), а также религиозные системы цивилизованных народов древнего мира: индо-иранцев, египтян, ассиро-вавилонян, евреев, греков, римлян, кельтов, скандинавов, тюрков, славян и так далее.

  2. С точки зрения авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама) — все остальные, не авраамические религии[4].


  3. Политеистические религии вообще.


  4. Идолопоклонство, поклонение творению (созданию), а не Творцу (Создателю), то есть почитание или поклонение кому-либо или чему-либо, кроме единого Бога. Идолопоклонство, по-еврейски — עבודה זרה (авода зара) — «чуждая служба», то есть поклонение чужому, с точки зрения иудеев и христиан, не существующему богу.


  5. Новые религиозные движения неоязыческого толка (родноверие, ромува, асатру, викка, сейд), реконструирующие верования и возрождающие обряды разных народов, существовавшие у них до распространения всемирных монотеистических конфессий.


  6. Иноверие[неизвестный термин], в том числе «монотеистическое».


  7. Обрядоверие, когда некоторые православные с жадностью запасаются множеством свечей, святой воды, верб, просфор и других предметов внешнего религиозного культа, не зная, при этом, даже основных принципов христианских вероучения и нравственности[5][6][7].



Этимология |


Славянский термин происходит от церк.-слав. ꙗ҆зы́къ, то есть «народ», «племя»[8], которым в славянском переводе Библии переведены еврейские термины гой (‏גוי‏‎) и нохри (‏נָכְרִי‏‎). Последние соответствуют в греческом переводе слову ἔθνος (этнос), а в Вульгате — лат. gentilis. С точки зрения этимолога Фасмера, церковно-славянский термин является калькой с греческого.


В большинстве европейских языков используются термины, производные от лат. paganismus. Это слово произошло от paganus, означавшего исходно «сельский» или «провинциальный» (от pagus «округ»)[9], позднее получившее значение «простолюдин», «деревенщина», по причине того, что христианство в Римской империи вначале распространялось в крупных городах, местах пребывания епископов. Уничижительное значение «невежественный нехристь» появляется в вульгарной латыни: в период до IV века христиане называли язычество religia pagana, то есть «деревенская вера»[10]. Латинское слово было заимствовано и в церковно-славянскую литературу в форме поганый «языческий», со временем приобретшей значение «нечистый, грязный».


В армянском языке закрепился древний, воспринятый от греков термин «հեթանոս» ([հетанос] от «этнос»), в то время как сами греки восприняли от латинян иной, более поздний термин παγανισμός, ранее же язычество в греческом языке обозначалось словом Εθνισμος.


Абстрактное понятие «язычество» в русском языке появляется гораздо позже конкретных терминов «язычник» и «языческий»[8].



Языческие религии и мифологии |



  • Армянская мифология

  • Древнегерманская религия

  • Древнегреческая мифология

  • Западносемитская мифология

  • Шумеро-аккадская мифология

  • Древнеегипетская религия

  • Кельтская мифология

  • Древнеримская религия

  • Древнеславянская религия

  • Фракийская мифология

  • Иллирийская мифология

  • Кавказско-иберийских народов мифология

  • Балтийская мифология

  • Вайнахская мифология

  • Тюркская мифология

  • Финно-угорская мифология



Неоязычество |



Неоязычество представляет собой новые учения и духовные практики (ромува, асатру, викка) или же реконструированные древние языческие учения (родноверие, диевтуриба). Неоязычество необходимо отличать от непрерывавшихся языческих традиций, таких как шаманизм.


Идеологи и последователи межнационального неоязычества, как правило, не скрывают синкретический характер своих учений, хотя и возводят их основы к традициям, корни которых уходят в глубокую древность.


В июне 1998 года в Литве, по инициативе делегатов из 16 разных стран Европы, Азии и Америки[11] основан Европейский конгресс этнических религий (ECER).


К неоязычеству резко отрицательно относится Русская православная церковь. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии Архиерейского собора 2004 года в своём выступлении назвал распространение неоязычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с терроризмом и «другими губительными явлениями современности»[12]. В связи с этим Круг языческой традиции направил в Священный Синод Русской Православной Церкви открытое письмо, которое было передано 18 октября 2004 года в ОВЦС Московского Патриархата[13]. В этом открытом письме говорилось о недопустимости заявлений, задевающих честь и достоинство современных язычников и нарушающих законы «О свободе совести и о религиозных объединениях» и «О противодействии экстремистской деятельности».



См. также |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
















  • Традиционная религия

  • Политеизм

  • Политеистический реконструкционизм

  • Идолопоклонство

  • Анимизм

  • Тотемизм

  • Шаманизм

  • Неоязычество

  • Славянское язычество




Примечания |





  1. В переводах Библии под этим словом имеются в виду нехристианские народы за пределами христианской ойкумены и в противоположность христианам. В древнерусском языке слово обозначало «народ» вообще.


  2. Фасмер:IV, 1987, с. 551.


  3. Буганов В. И., Язычество // Советская историческая энциклопедия


  4. Язычество


  5. Священник о грехе обрядоверия


  6. Язычество в православной обёртке.


  7. Олег Стародубцев ОБРЯДОВЕРИЕ ИЛИ БЛАГОГОВЕНИЕ? О ТОМ, ВЕРНО ЛИ ХРАНИТЬ ДОМА ПРОСФОРКИ И ЗЕМЕЛЬКУ И МОЛИТЬСЯ ТОЛЬКО ПЕРЕД ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ИКОНАМИ


  8. 12 Черных, 1999, с. 468.


  9. Фасмер:III, 1987, с. 294.


  10. Черных, 1999, с. 47.


  11. Европейский конгресс этнических религий


  12. Алексий Второй сравнил терроризм с новым язычеством


  13. Язычники предлагают РПЦ отказаться от проявлений экстремизма и религиозной розни




Литература |




  • Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. — СПб., 1914;

  • Зелинский Ф. Ф.,. Язычество греко-римское // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


  • Катаров Е. Г. Религия древних славян. — М., 1918;

  • Пенник Н., Джонс П. История языческой Европы = A History of Pagan Europe. — СПб.: Евразия, 2000. — 448 с. — ISBN 5-8071-0051-4.


  • Рыбаков Б. A. Основные проблемы изучения славянского язычества. — М., 1964.

  • Фасмер М. Поганый // Этимологический словарь русского языка / пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачёва; под ред. и с предисл. Б. А. Ларина. — М.: Прогресс, 1987. — Т. 3 (Муза — Сят). — С. 294.

  • Фасмер М. Язычник // Этимологический словарь русского языка / пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачёва; под ред. и с предисл. Б. А. Ларина. — М.: Прогресс, 1987. — Т. 4 (Т — Ящур). — С. 551.

  • Черных, П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. — 3-е изд., стереотип. — М.: Рус. язык, 1999. — Т. 2: Панцирь – Ящур. — С. 468. — 624 с. — ISBN 5-200-02685-7.



Ссылки |



  • Гурко С. Л. Язычество. // Энциклопедия Кругосвет

Христианская теология


  • Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. Глава VI. Язычество



Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск