Спортивные танцы на льду






«Твизлы» — один из наиболее характерных элементов современных танцев на льду





Оксана Домнина и Максим Шабалин, обязательный танец — «Золотой вальс» на чемпионате Европы 2007 года


Спортивные танцы на льду — дисциплина фигурного катания. Олимпийский вид спорта, включён в программу игр с 1976 года.


Танцы внешне похожи на парное фигурное катание. Однако в танцах запрещены выбросы, поддержки партнёрши выше головы партнёра, подкрутки, и другие так называемые «акробатические» элементы [1].




Содержание






  • 1 История


  • 2 Обязательные элементы и структура соревнований


    • 2.1 Музыка


    • 2.2 Обязательные элементы


    • 2.3 Запрещённые элементы




  • 3 Примечания


  • 4 Литература





История |





Ирина Моисеева и Андрей Миненков, 1976 год


После того, как в середине XIX века Джексон Хейнз стал танцевать на коньках под музыку, конькобежцы начали адаптировать имеющиеся танцы к новой среде. Собственно, в первые годы фигурного катания парное катание и было в первую очередь танцем — но в 1920—30-е годы оно ушло в акробатику, стали предъявляться особые требования к физической подготовке кавалера и комплекции дамы. Так что в 1930-е годы в Великобритании появился новый, более демократичный вид спорта. Именно тогда британские спортсмены продемонстрировали танцы, позднее ставшие обязательными.


В 1952 году спортивные танцы были включены в программу чемпионатов мира и Европы. В течение 10 лет на всех крупных международных состязаниях побеждали фигуристы Великобритании. В 1962 году победили представители новой школы спортивных танцев — чехословацкие фигуристы Ева Романова и Павел Роман. Эта пара побеждала на протяжении четырёх лет.


На XII зимних Олимпийских играх 1976 года в австрийском Инсбруке новая дисциплина стала олимпийским спортом. Первыми в истории олимпийскими чемпионами стали фигуристы СССР Людмила Пахомова и Александр Горшков. Все последующие годы борьба за лидерство в танцах на льду шла практически только между советскими фигуристами.


В 1980—90-е годы фигуристы находили всё новые лазейки в правилах, заменяя рёберное скольжение сложной авангардной хореографией. Например, пара Торвилл—Дин в чемпионском танце 1984 года первые 40 секунд танцевала на месте. Судейство — и без того не самое объективное — затруднилось настолько, что в 1990-е годы ИСУ попытался вернуть танцы в «бальные» рамки. Но из-за жалоб на скуку ограничения вскоре сняли, взамен установили набор обязательных элементов на оригинальный и произвольный танцы.


К концу 2000-х годов российские тренеры, уехавшие за границу, вырастили новое поколение успешных спортсменов. Особенно отличились Игорь Шпильбанд и Марина Зуева, работавшие в паре: их дуэты Вертью—Моир и Дэвис—Уайт стали чемпионами.


В 2010 году обязательный и оригинальный танцы объединили в один, так называемый «короткий». Новый формат стал компромиссом между красотой оригинального танца и соревновательной природой обязательного.



Обязательные элементы и структура соревнований |


Для танцевальных дуэтов список обязательных элементов появился только в 1999 году. В настоящий момент танцоры исполняют дорожки шагов, серии твизлов, поддержки и танцевальные вращения.[2]


Соревнования по спортивным танцам на льду, начиная с сезона 2010—11, состоят из двух программ.




  1. Короткий танец. На весь сезон задаётся танец. Пара обязана выполнить один-два круга этого танца и какую-либо собственную заготовку, подходящую по характеру к этому танцу. 24 лучших пары допускаются к произвольному танцу.


  2. Произвольный танец. В произвольном танце содержатся такие элементы, как поддержки, вращения, арабески, спирали, шаги и др., связанные в единое целое.


Победителем объявляется пара, которая по сумме двух танцев набирает больше всего очков.


До сезона 2009—10 включительно выступления состояли из трёх танцев: обязательного, оригинального и произвольного.


Соревнования низкого уровня (детские, региональные, любительские) могут проходить и по другой схеме: обязательный — короткий — произвольный или обязательный — произвольный[3].



Музыка |


Музыка в танцах отличается от таковой в других дисциплинах. Мелодия должна иметь «танцевальный» характер, с чётким ритмом. Разрешена музыка с вокалом.


В обязательном танце музыка устанавливается оргкомитетом. В оригинальном и коротком фигуристы с хореографом сами подбирают музыку под заданный на сезон стиль. В произвольном танце стиль может быть любым, при этом музыка должна хотя бы раз менять темп; допустима как постепенная смена, так и две разных мелодии.



Обязательные элементы |



  • Дорожка шагов, которая должна иметь и «двуногую», и «одноногую» часть.


  • Твизлы — вращения в движении на одной ноге.

  • Танцевальные поддержки — на небольшой высоте в экзотических позах.


  • Совместные вращения — партнёры вращаются вместе, как единое целое.



Запрещённые элементы |



  • «Спортивные» поддержки выше головы.

  • Прыжки более чем в один оборот.

  • Однооборотные прыжки, выполненные обоими партнёрами одновременно.

  • Явно выраженный разбег снижает оценку за танец; партнёры должны поддерживать скорость танцевальными шагами.

  • Длительная езда поодиночке.



Примечания |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}







  1. Официальный сайт Федерации фигурного катания на коньках Москвы


  2. Элементы фигурного катания (недоступная ссылка — история). Icesport.ru. Проверено 26 ноября 2008. Архивировано 14 декабря 2007 года.


  3. Любительский чемпионат в Оберстдорфе 2012. (англ.) Видно, что «мастера» танцуют четыре танца (два обязательных, короткий и произвольный), остальные категории — три.





Литература |



  • Жеребкина, Л. И. "Сравнительный анализ некоторых аспектов в спортивных танцах на льду и спортивных бальных танцах (подготовка спортсменов и оценка их мастерства)." Спортивные танцы. Спортивный бюллетень 3 (1999): 5.

  • Лосева В.А., Китаева Н.В. "Анализ сложности и качества исполнения дорожек шагов в спортивных танцах на льду". Статья в сборнике трудов Конференции студентов и молодых учёных ФГБОУ ВПО "РГУФКСМТ", изд.: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма. Москва, 2015. С.46-50.




Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск