Уотерс, Билли
Билли Уотерс | |
---|---|
Billy Waters | |
Дата рождения | 1778(1778) |
Дата смерти | 1823(1823) |
Место смерти | Лондон |
Страна |
|
Род деятельности | актёр-попрошайка |
Билли Уотерс на Викискладе |
Би́лли Уотерс (англ. Billy Waters, примерно 1778 — 1823, Лондон) — нищенствующий негр, выступавший на улицах Лондона в XIX веке с пением, игрой на скрипке и развлекательным театром со «своеобразными выходками». Стал широко известен в 1821 году, появившись в пьесе «Том и Джерри», поставленной в лондонском театре «Адельфи»[1].
Биография |
Билли Уотерс впервые упоминается в качестве нищего, играющего на улицах Лондона и развлекающего городскую публику за вознаграждение в полпенни. В описаниях его образа содержатся упоминания об его африканском происхождении, военно-морской форме, ноге-колышке, скрипке и шляпе с перьями. Как утверждает писатель Питер Фрайер в своей книге «Стойкость: история чёрных в Британии», Уотерс потерял ногу во время службы на Королевском флоте, упав с такелажа[2], хотя ходившие в то время слухи утверждали, что Уотерс потерял ногу, участвуя в войне за независимость США.
В 1810-е годы Уотерс выступал у театра «Адельфи»[3] и своими своеобразными выходками завоевал такую популярность среди лондонской публики, что его, в конце-концов, пригласили выступать на театральную сцену.
Уотерс был одним из пяти символов Лондона, упоминающихся у Пирса Игана в его «Томе и Джерри» в 1821 году[1], несмотря на то, что являлся лишь одним из десятка тысяч чернокожих, живших в это время в Англии. Он был очень беден, и постоянно рассказывал, что дважды спасался от принудительных работ, присуждаемых в то время в качестве наказания за нищенство, лишь только благодаря своей деревянной ноге[1].
В конце своей жизни Уотерс был всенародно избран в округе святого Джильса «королём нищих», что произошло благодаря его известности и отношению его «собратьев». Его пенсия, назначенная ему за службу в Королевском флоте была столь мала, что ему пришлось продать свою скрипку. Уотерс утверждал, что продал бы и свою деревянную ногу, если бы она стоила что-нибудь. В 1823 году Уотерс заболел и был вынужден пойти в работный дом St Giles' workouse, где через 10 дней умер[1].
Похоронен на кладбище Сент-Панкрас в Лондоне[4].
Имел жену и двоих детей[4]
Упоминания в культуре |
После смерти образ Уотерса был воссоздан в фарфоре в гончарных мастерских Стаффордшира[1] и в Дербском фарфоре[5]. Также фигурка, изображающая Уотерса выставлена в музее Виктории и Альберта, и её перевыпуск был приурочен к 1862 году. Фигурки были сделаны почти через сорок лет после смерти Уотерса; модель Эдварда Кейса преследовала цель сделать фигурку более дешёвую, чем у конкурентов[6]. Существует карикатура Томаса Лорда Басби из книги Costume of the Lower Orders of London («Костюмы низших слоёв Лондона»). Более реалистический портрет Уотерса связан с именем сэра Дейвида Уилки.
На сайте Лондонского Музея[3]: упоминается эпитафия, написанная неизвестным поэтом на смерть Билли Уотерса:
.mw-parser-output .ts-Цитата-container{margin:auto;border-collapse:collapse;display:flex;justify-content:center}.mw-parser-output .ts-Цитата-quote{font-style:italic}.mw-parser-output .ts-Цитата-container cite{display:block;float:right;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote,.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{width:30px;padding-right:10px}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote{vertical-align:top}.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{vertical-align:bottom}.mw-parser-output .ts-Цитата-container .ts-oq .NavFrame{padding:0.25em 0 0}
|
Вольный перевод на русский:
|
Примечания |
↑ 12345 Billy Waters (неопр.). Black Presense. National Archives. Проверено 9 августа 2011. Архивировано 25 августа 2012 года.
↑ Fryer, Peter. Staying power: the history of black people in Britain p231.
↑ 123 Billy Waters, Adelphi Theatre, the Strand, Museum of London Docklands, accessed August 2011
↑ 12 Billy Waters, Abolition of Slavery, National Portrait Gallery, London, accessed August 2011
↑ Label on Billy Waters Figure, Derby Museums, accessed August 2011
↑ Bily Waters, Victoria and Albert Museum, accessed August 2011