Дигнага



















Дигнага
Портрет
Дата рождения
480
Дата смерти
540
Род деятельности
философ, писатель

Дигнага (санскр. दिग्नाग; (mahā-)dignāga, dignāga; тиб. ཕོགས་ཀྱི་གླང་པོ། — Phrogs-kyi gLang-po; кит. 陳那 — Чэньна, жил приблизительно 480—540) — индийский мыслитель, буддийский монах, принадлежащий школе йогачара, основатель индийской буддийской логики.


Дигнага родился в семье брахмана в Симхавакта около Канчи (Канчипурам), его учителем был Нагадатта из школы Ватсипутрия. Это направление буддийской мысли считает, что существует реальная индивидуальность (пудгала), которая не зависит от отдельных элементов или агрегатов, входящих в её состав.


Позже он учился логике у Васубандху и освоил мастерство логических диспутов, одержав много побед. Последние годы Дигнага провел в Ориссе. Большинство его сочинений сохранились в китайском и тибетском переводах.


Работа Дигнаги Хетучакра (Колесо причины) посвящена формальной логике и выводит новую форму дедуктивного логического умозаключения. Эта работа является переходом между прежней доктриной трайру: пия и теорией вья: пти, которую Дигнага обосновал позже.


Другие работы[1]:




  • Трактат об объектах и познании (Аламбанапарикша) : Дигнага, следуя Васубандху, доказывает, что объект познания не может принадлежать внешнему миру, используя два критерия: объект познания должен быть причиной познания и обладать той же формой, которая проявляется в познании. Внешний объект, обладающий «массивной формой» (стхула-акара), этим условиям не соответствует, а потому можно говорить только об «объекте, являющемся в познании»


  • Трактат о источникам знания (Праманасамуччая) — основной труд Дигнаги по эпистемологии и логике.


  • Трактат о правильных принципах логики (Ньяя-мукха).


Дигнага в своих работах пытался сформулировать, какие источники знания являются правильными. Дигнаге принадлежала заслуга создания новой категориальной системы, которая обозначалась не как падартхи, а как панчавидхакалпана — «пятеричная конструкция рассудка».




Содержание






  • 1 Последователи


  • 2 Примечания


  • 3 Литература


  • 4 Ссылки





Последователи |


Согласно энциклопедии Кругосвет[1]:
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}






Самым известным учеником Дигнаги был Ишварасена, основным продолжателем — Дхармакирти (VII век). Среди его комментаторов можно выделить Джиненанрабуддхи (IX век). Категориальная же система Дигнаги развивается в комментарии Камалашилы к Таттвасанграхе Шантаракшиты (VIII век) и ряде других текстов Виджнянавады. Дигнага оказал влияние на логико-эпистемологические воззрения вайшешика Прашастапады ((VI век). С его концепциями полемизировали найяики, мимансаки и джайны, а также буддист-мадхъямик Чандракирти (6-7 вв).


.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}




Примечания |





  1. 12 Дигнага — статья из энциклопедии «Кругосвет»




Литература |




  • Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. — Ч.I: Учебник логики Дармакирти с толкованием на него Дармоттары; Ч.II: Учение о восприятии и умозаключении.. — СПб.: Типолитография «Герольд», 1903; 1909. — 291 с.; 381 с. — (Изд. фак-та вост. языков Имп. СПб. ун-та, №14).

    • Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов / Санскритские параллели, редакция и примечания А.В. Парибка. — Ч.I; II. — СПб.: Аста-Пресс Ltd, 1995. — 395 с., 282 с. — ISBN 5859620506; ISBN 5859620497


  • [ Щербатской ] Stcherbatsky Th. Buddhist logic: in two vols. — Vol. 1; Vol. 2, containing a translation of the short treatise of logic by Dharmakirti, and of its commentary by Dharmottara, with notes appendices and indices. — Leningrad (Л.): Изд-во АН СССР, 1932; 1930. — XII, 560 p.; VI, 469 p. — (Bibliotheca Buddhica XXVI).



Ссылки |




  • Dignaga’s Logic of Invention, by Volker Peckhaus  (англ.)


  • Das Rad der Gründe, german translation of The Wheel of Reason  (англ.)









Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Центральная группа войск

Троллейбус