Дигнага

Multi tool use
Multi tool use



















Дигнага
Портрет
Дата рождения
480
Дата смерти
540
Род деятельности
философ, писатель

Дигнага (санскр. दिग्नाग; (mahā-)dignāga, dignāga; тиб. ཕོགས་ཀྱི་གླང་པོ། — Phrogs-kyi gLang-po; кит. 陳那 — Чэньна, жил приблизительно 480—540) — индийский мыслитель, буддийский монах, принадлежащий школе йогачара, основатель индийской буддийской логики.


Дигнага родился в семье брахмана в Симхавакта около Канчи (Канчипурам), его учителем был Нагадатта из школы Ватсипутрия. Это направление буддийской мысли считает, что существует реальная индивидуальность (пудгала), которая не зависит от отдельных элементов или агрегатов, входящих в её состав.


Позже он учился логике у Васубандху и освоил мастерство логических диспутов, одержав много побед. Последние годы Дигнага провел в Ориссе. Большинство его сочинений сохранились в китайском и тибетском переводах.


Работа Дигнаги Хетучакра (Колесо причины) посвящена формальной логике и выводит новую форму дедуктивного логического умозаключения. Эта работа является переходом между прежней доктриной трайру: пия и теорией вья: пти, которую Дигнага обосновал позже.


Другие работы[1]:




  • Трактат об объектах и познании (Аламбанапарикша) : Дигнага, следуя Васубандху, доказывает, что объект познания не может принадлежать внешнему миру, используя два критерия: объект познания должен быть причиной познания и обладать той же формой, которая проявляется в познании. Внешний объект, обладающий «массивной формой» (стхула-акара), этим условиям не соответствует, а потому можно говорить только об «объекте, являющемся в познании»


  • Трактат о источникам знания (Праманасамуччая) — основной труд Дигнаги по эпистемологии и логике.


  • Трактат о правильных принципах логики (Ньяя-мукха).


Дигнага в своих работах пытался сформулировать, какие источники знания являются правильными. Дигнаге принадлежала заслуга создания новой категориальной системы, которая обозначалась не как падартхи, а как панчавидхакалпана — «пятеричная конструкция рассудка».




Содержание






  • 1 Последователи


  • 2 Примечания


  • 3 Литература


  • 4 Ссылки





Последователи |


Согласно энциклопедии Кругосвет[1]:
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}






Самым известным учеником Дигнаги был Ишварасена, основным продолжателем — Дхармакирти (VII век). Среди его комментаторов можно выделить Джиненанрабуддхи (IX век). Категориальная же система Дигнаги развивается в комментарии Камалашилы к Таттвасанграхе Шантаракшиты (VIII век) и ряде других текстов Виджнянавады. Дигнага оказал влияние на логико-эпистемологические воззрения вайшешика Прашастапады ((VI век). С его концепциями полемизировали найяики, мимансаки и джайны, а также буддист-мадхъямик Чандракирти (6-7 вв).


.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}




Примечания |





  1. 12 Дигнага — статья из энциклопедии «Кругосвет»




Литература |




  • Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. — Ч.I: Учебник логики Дармакирти с толкованием на него Дармоттары; Ч.II: Учение о восприятии и умозаключении.. — СПб.: Типолитография «Герольд», 1903; 1909. — 291 с.; 381 с. — (Изд. фак-та вост. языков Имп. СПб. ун-та, №14).

    • Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов / Санскритские параллели, редакция и примечания А.В. Парибка. — Ч.I; II. — СПб.: Аста-Пресс Ltd, 1995. — 395 с., 282 с. — ISBN 5859620506; ISBN 5859620497


  • [ Щербатской ] Stcherbatsky Th. Buddhist logic: in two vols. — Vol. 1; Vol. 2, containing a translation of the short treatise of logic by Dharmakirti, and of its commentary by Dharmottara, with notes appendices and indices. — Leningrad (Л.): Изд-во АН СССР, 1932; 1930. — XII, 560 p.; VI, 469 p. — (Bibliotheca Buddhica XXVI).



Ссылки |




  • Dignaga’s Logic of Invention, by Volker Peckhaus  (англ.)


  • Das Rad der Gründe, german translation of The Wheel of Reason  (англ.)









H,W2Pr,S3TmzRw7IMTmBDYl
Xe1vnIjfW9A,oWHyOr,e0DijeDWng 7U1V vaI,lH6JHF7lwY jc AYqUj8J h6,k0AP6P0kGzd4Ctonc4LNvVBk3retmSucA6Jjha4q7PCD

Popular posts from this blog

Центральная группа войск

Дои, Мисаки

Бедствия войны