Есаул
Есау́л (асау́л, осау́л, асаву́л, осаву́л (укр.), от тюрк. ясау́л[1]) — должность и чин[1] в казачьих войсках. Изначально — наименование помощника военачальника, его заместителя[2]. Впоследствии — обер-офицерский чин в казачьих войсках русской армии[1] (см. Казачьи чины).
В XIX веке есаул командовал казачьей сотней[3][4] (ротой или эскадроном) и потому сопоставлялся с чином ротмистра или капитана[5].
Содержание
1 Происхождение слова
2 Должность в казачьих войсках
2.1 В Войске Запорожском
2.2 В Российской империи
3 См. также
4 Комментарии
5 Примечания
Происхождение слова |
Существуют разные версии происхождения слова есау́л (асау́л, осау́л, асаву́л, осаву́л).
По одной из них, термину приписывается тюркское[1] или даже монгольское происхождение, которое, возможно, связано с названиями «яса» (грамота, закон в Монгольской империи) и «ясак» (сбор дани согласно закону). Этим титулом иногда в летописях называется сын Чингизхана Чагатай (Джагатай): «еке ясаул» — то есть «второй ясаул».
Также среди племён Северного Кавказа издревле было известно слово «атаулы» — так называли глав родов, происходящих от общего предка (сынов своего отца, атаулылар).
Бенджамин Бергман в работе «Nomadische Streiferein unter den Kalmuecken» (Рига, 1805, на немецком языке), описывая воинские звания калмыков, приводит следующие сведения: «Над 50 и над 100 призвавшимися назначают командира. Главнокомандующий имеет звание цэригийн йасоол, командующие ниже рангом имеют звания зоон йасоол и тавин йасоол»[7].
Сторонники второй, ираноязычной версии этимологии слова (Оранский И. М., Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В., Грантовский Э. А., Раевский Д. С.)[8][9][10] утверждают, что слово «есаул» изначально имеет раннеиранское происхождение и пришло в тюркский язык в форме «асаул». На древнеиранском языке «аса» означает «свободный», а «ул» — ребёнок, сын. Соответственно, в переводе с древнеиранского — «сын свободного» или «сын вольного»[8][9].
Трудами многих учёных[11][12][13] установлено, что в ареале употребления термина, на юго-востоке Европы (северное Причерноморье, побережье Каспийского моря, верховья Дона и Северного Донца) во II−I вв. до н. э. жили ираноязычные племена асов (алан)[Комм 1].[14]
Длительное общение асов (степных алан) с хазарами (носителями тюркских языков), а также последующее включение в систему Хазарского каганата крымских и салтовских алан[Комм 2], привело к взаимовлиянию культур и языков, что обусловило проникновение ираноязычного слова «асаул», «ясаул» в тюркский язык. Этому способствовало и то, что «многие восточнославянские племена в VIII−IX вв. находились под властью хазар и платили им дань»[15][16].
В древнерусский язык это слово вошло в этом же звучании (асаул)[17][18], но позднее в украинском языке приобрело формы: ассаул, асавул, осавул; в русском языке: есаул, эсаул, ясаул.
младшее звание: Подъесаул | Есаул | старшее звание: Войсковой старшина |
---|
Должность в казачьих войсках |
В Войске Запорожском |
Должность есаула для казаков впервые введена в 1578 (1576[1]) г. в Реестровом Войске Запорожском королём Речи Посполитой Стефаном Баторием. Позднее эта должность перекочевала в Донское и другие казачьи войска России.[2]
Есаулы были[2]:
- генеральные,
- войсковые,
- полковые,
- сотенные,
- станичные,
- походные,
- артиллерийские.
Генеральный есаул был помощником казачьего гетмана. В мирное время в его обязанности входила инспекция казачьих полков, а во время войны под его командованием находилось несколько полков. При отсутствии гетмана генеральный есаул командовал всем войском. У старшего генерального есаула хранилась гетманская булава — знак гетманской власти. Должность просуществовала до 1764 года — до ликвидации гетманства на Украине.[2]
Войсковой есаул (с XVI в.) был помощником при кошевом атамане. По иерархии Запорожского Коша он причислялся к кошевой старши́не и был четвёртым лицом по старшинству. На деле, войсковой есаул был настоящей «правой рукой» в Запорожском Коше.[19]
Полковой есаул был помощником командира полка — казачьего полковника. В казачьем полку, по обыкновению, было два полковых есаула.
В Российской империи |
В Российской империи в 1775 г. по высочайшему повелению, сделанному по представлению князя Потёмкина, полковых есаулов было указано считать «прилично офицерскому званию» и признавать обер-офицерами.
В 1798 году чин есаула был приравнен к чину ротмистра в кавалерии[20].
После 1884 года, когда в армии был упразднён чин майора, чин есаула был приравнен к чину капитана и стал соответствовать современному званию майора. Начиная с этого времени — это обер-офицерский чин в казачьих войсках IX класса (в 1798—1884) / VIII класса (в 1884—1917) в соответствии с Табелью о рангах. В период с 1884 по 1917 год есаул носил капитанские погоны — с одним просветом без звёздочек.
См. также |
- Подъесаул
Комментарии |
↑ Аорсы («белые аланы»), роксоланы («светлые аланы»), алано-аорсы (по терминологии Птолемея, II в.) и алано-сарматы (Маркиан, V в.). Начиная с IX−X вв. самоназвание «асы» всё чаще появляется в письменных источниках (см. Minn E. N. Alani. — Encyclopedia Britannica, t. 1. — London, 1911. — С. 469.), обычно рядом с аланами, как эквивалентные понятия (Караулов Н. А. Сведения арабских географов IX и X вв. по Р. хр. о Кавказе, Армении и итало-русских свзей в XV в. — Ленинград, 1971. — С. 51.).
↑ Салтовские аланы в VIII в. проживали в верховьях Дона и Северного Донца (ныне — Харьковская область).
Примечания |
↑ 12345 Есаул // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ 1234 Карпеев И. В. Есаул // Сайт Международной Военно-Исторической Ассоциации (www.imha.ru) 27.12.2007 (недоступная ссылка)
↑ 1864-Иканский бой сотни уральских казаков есаула Серова
↑ 1-й Лабинский генерала Засса полк
↑ Казачьи чины: вчера и сегодня // Сайт Церкви Успения Богородицы (klin-demianovo.ru), усадьба Демьяново, г. Клин (Проверено 24 июня 2015)
↑ «Иллюстрированная история верховой езды». Париж. 1893 год.
↑ Война у калмыков в описании Бергмана
↑ 12 Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы, II.. — Тбилиси, 1984. — С. 755.
↑ 12 Грантовский Э. А., Раевский Д. С. Об ираноязычном и «индоарийском» населении Северного Причерноморья в античную эпоху. — Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. Лингвистика, история, археология. — М.: «Наука», 1984. — С. 58.
↑ Оранский И. М. Введение в иранскую филологию. — М.: «Наука», 1988. — С. 72.
↑ Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. — М.: «Менеджер», 2003. — С. 154, 156.
↑ Страбон. География / Перев., статья и коммент. Г. А. Стратановского. — Л.: «Наука», 1964. — С. 116, 269, 280.
↑ Смирнов К. Ф. Савроматы. Ранняя история и культура сарматов.. — М., 1964. — С. 286.
↑ Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X−XI вв. — М.: Издательство восточной литературы, 1963. — С. 221.
↑ Афанасьев Г. Е. Население лесостепей зоны бассейна Среднего Дона в VIII−Х вв. (аланский вариант салтово-маяцкой культуры) // «Археологические открытия на новостройках». — М.: «Наука», 1987. — Вып. 2.
↑ Гатье Ю. В. Ясы-аланы в ранней русской истории // «Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии». — Симферополь, 1927. — Т. 1. — С. 26.
↑ Мокляк В. О. Джерела з iсторiï Полтавського полку. Середина XVII−XVIII ст. / Упорядковання, подготовка до друку, вступна стаття В. О. Мокляка. — Полтава: АСМ, 2007. (укр.) — Т. 1. Компути та ревiзiï Полтавського полку. Компут 1949 р. Компут 1718р. — С. 153, 159, 163.
↑ Тупиков Н. М. Словарь древнерусских личных имен.. — СПб., 1903.
↑ Короленко П. П. Кошевые атаманы Черноморского казачьего войска XVIII столетия // Вестник Казачьих войск — СПб., 2 Ноября 1901.
↑ Павел I. О уравнении чинов войска Донского с регулярными войсками // Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. — СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. — Т. XXV, 1798—1799, № 18673. — С. 387.