Храброво (аэропорт)
Аэропорт «Храброво» | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
ИАТА: KGD – ИКАО: UMKK | |||||||
Информация | |||||||
Тип | совместного базирования | ||||||
Страна | Россия | ||||||
Расположение | Гурьевский район, Калининградская область | ||||||
Дата открытия | 1922 | ||||||
Эксплуатант | АО «Аэропорт Храброво» | ||||||
Хаб для | Победа | ||||||
Высота НУМ | 13 м | ||||||
Часовой пояс | UTC+2 | ||||||
Время работы | Круглосуточно | ||||||
Сайт | kgd.aero | ||||||
Карта | |||||||
Аэропорт на карте Калининградской области | |||||||
Взлётно-посадочные полосы | |||||||
| |||||||
Статистика (2016) | |||||||
Годовой пассажиропоток | ▲ 1,78 млн[2] | ||||||
Годовой грузопоток | ▲ 6 571 837 | ||||||
Статистика[3] |
Аэропорт «Храбро́во» (IATA: KGD, ICAO: UMKK) — международный аэропорт Калининграда. Расположен в 20 км к северо-востоку от центра города (по улице Александра Невского и автостраде Приморского кольца, расстояние 15 км), рядом с одноимённым посёлком. Имеет статус аэропорта федерального значения[4].
Является аэродромом совместного базирования — помимо гражданской авиации, используется авиацией ФСБ РФ, МЧС РФ, ФТС РФ и Минобороны РФ. В частности, здесь базируется 398-я отдельная транспортная эскадрилья Балтийского флота ВМФ РФ (самолёты Ан-24, Ан-26).
Генеральный директор ЗАО «Аэропорт Храброво» (с 14 мая 2015 года) — Александр Семёнович Корытный[5].
В перспективе на базе аэропорта предполагается создать хаб для авиакомпаний (преимущественно бюджетных), осуществляющих перевозки пассажиров из России в страны Европы.
Содержание
1 История
1.1 Аэродром Повунден
1.2 Советский военный аэродром
1.3 Аэропорт совместного базирования
2 Технические характеристики
3 Авиакомпании и пункты назначения
4 Показатели деятельности
5 Транспорт
6 Аварии и происшествия
7 Примечания
8 Ссылки
История |
Аэродром Повунден |
После Первой мировой войны, когда по Версальскому мирному договору 1919 года Польше была передана часть территории Западной Пруссии, получившая название Польский коридор, Восточная Пруссия превратилась в полуэксклав Свободного государства Пруссия Веймарской республики. Начавшийся в 1929 году мировой экономический кризис особенно сильно затронул Германию. После прихода к власти национал-социалистов во главе с Адольфом Гитлером в 1933 году в стране начались реформы, направленные на восстановление экономики. 16 марта 1935 года Германия отказалась выполнять положения Версальского договора о демилитаризации и восстановила свой военный суверенитет. С этого же года началась милитаризация немецкой экономики.
В 1935 году в Восточной Пруссии близ селения Повунден, входившем в сельский район Кёнигсберг, была построена взлётно-посадочная полоса 1400х1200 м, создан аэродром Повунден. Во время Второй мировой войны, с лета 1943 года, на нём дислоцировалась пятая эскадра «ночных охотников» (нем. Nachtjagd) Люфтваффе.[6]
Советский военный аэродром |
27 января 1945 года в ходе Восточно-Прусской операции советские войска заняли аэродром Повунден. 5 по 25 февраля 1945 года на аэродроме базировался полк «Нормандия-Неман».[7] С 1945 года аэродром Повунден начал использоваться советскими ВВС. Аэропорт гражданского воздушного флота в Кёнигсберге был образован в октябре 1945 года на базе аэропорта Девау, одного из старейших в Европе. В июле 1946 года и посёлок, и аэродром Повунден были переименованы в Храброво, город Кёнигсберг — в Калининград, а аэропорт соответственно в Калининградский.
В начале 1950-х годов на аэродроме Храброво была сооружена бетонная взлётно-посадочная полоса длиной 2000 метров и рулёжные дорожки.
Аэропорт совместного базирования |
В начале 1960-х в гражданской авиации СССР началось внедрение турбовинтовых самолётов Ан-10 взамен поршневых Ил-14. Аэродром Девау оказался непригодным для приёма Ан-10 и для было решено использовать для гражданской авиации совместно с военными аэродром Храброво. В 1961 году Калининградский аэропорт был объединён в одно предприятие с 64‑й авиационной эскадрильей Белорусского территориального управления гражданского воздушного флота (БТУ ГВФ).
20 марта 1962 года в аэропорту приземлился первый самолёт Ан-10, открывший линию Калининград — Минск — Москва. В декабре 1976 года в аэропорту «Храброво» приземлился первый самолёт Ту-134А, который прибыл на постоянное место базирования, а с 1 января 1977 года он совершил свой первый рейс на линии Калининград-Москва.
В 1979 году в аэропорту построен пассажирский терминал.
17 июля 1979 года был открыт пассажирский терминал, являвшийся частью строившегося нового комплекса аэропорта. С этого времени пассажирские перевозки начали осуществляться с нового перрона
С июля 1987 года аэропорт стал принимать самолёты Ту-154.
1992 — Предприятие отделяется от Внуковского производственного объединения гражданской авиации и становится самостоятельным ФГУП.
1993 — Первые регулярные международные рейсы из аэропорта Храброво.
Июль 2004 — Начинаются работы в связи со строительством нового пассажирского терминала.
Октябрь 2004 — Начало реконструкции взлётно-посадочной полосы, лицевой части аэропорта, навигационного оборудования.
Август 2007 — Введение в эксплуатацию первой очереди нового аэровокзального комплекса в аэропорту Храброво, пропускной способностью 3 000 000 пассажиров в год.
Декабрь 2008 — «Заморозка» проекта реконструкции аэропорта из-за экономических трудностей КД авиа.
Октябрь 2014 — Начались строительно-монтажные работы в рамках второй очереди реконструкции аэропорта «Храброво», в результате которой произойдёт удлинение взлётно-посадочной полосы до 3,35 км и расширение перрона.(Видео о реконструкции аэровокзального комплекса на YouTube)
Ноябрь 2014 — Министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов принял решение о введении режима «открытого неба» с пятой степенью «свободы воздуха» для аэропорта «Храброво»
Июль 2017 — Построен и сдан в эксплуатацию новый терминал аэропорта.
Более подробная информация об истории аэропорта находится на сайте аэропорта[8][9].
Технические характеристики |
Аэродром Храброво 2 класса, оборудован одной взлётно-посадочной полосой 06/24 класса В длиной 3350 м и шириной 45 м. Покрытие полосы — асфальтобетон, она позволяет принимать такие типы воздушных судов как: (Boeing 747, Boeing 777,Boeing 737, Ту-204, Ил-96, Як-42, Airbus A330, Airbus A350, Airbus A321, Bombardier CRJ, Embraer E-195, Sukhoi Superjet 100 и многие другие ВС классом ниже).
Авиакомпании и пункты назначения |
ПО состоянию на май 2018 года из аэропорта Храброво выполняют рейсы следующие авиакомпании:
Авиакомпания | Пункты назначения |
---|---|
Azur Air | Сезонные чартерные: Анталья, Барселона, Ираклион, Энфида |
LOT Polish Airlines | Варшава (Шопен) |
NordStar | Сезонные чартерные: Ираклион |
Nordwind Airlines | Сезонные чартерные: Ираклион, Энфида, Анталья |
Onur Air | Сезонные: Анталья |
Pegas Fly | Сезонные чартерные: Энфида, Ираклион, Монастир, Анталья |
Азимут | Калуга, Ростов-на-Дону |
S7 Airlines | Москва (Домодедово), Санкт-Петербург |
Uzbekistan Airways | Ташкент |
Vueling | Сезонные: Барселона |
Аэрофлот | Москва (Шереметьево) |
Аэрофлот выполняется Россией | Санкт-Петербург, Москва (Внуково) |
Белавиа | Минск Сезонные: Брест, Гомель, Гродно, Витебск |
Red Wings Airlines | Москва (Домодедово) |
Победа | Москва (Внуково), Санкт-Петербург, Париж (Шарль-де-Голль), Рим (Фьюмичино) |
Ижавиа | Сезонные: Краснодар |
Нордавиа | Сезонные: Москва (Домодедово), Мурманск, Архангельск, Санкт-Петербург, Сочи |
Северсталь | Череповец |
Уральские авиалинии | Москва (Домодедово), Санкт-Петербург Сезонные: Екатеринбург |
ЮВТ Аэро | Волгоград, Казань, Нижний Новгород, Пермь |
ЮТэйр | Москва (Внуково) |
airBaltic | Рига |
РусЛайн | Белгород, Воронеж, Липецк |
Показатели деятельности |
Год | Пассажиропоток |
---|---|
2002 | ▼ 163 000 |
2003 | ▼ 115 000 |
2004 | ▲ 209 000 |
2005 | ▲ 311 000 |
2006 | ▲ 731 626 |
2007 | ▲ 1 204 060 |
2008 | ▲ 1 924 543[10] |
2009 | ▼ 1 357 000 |
2010 | ▼ 1 023 990 |
2011 | ▲ 1 229 017[11] |
2012 | ▼ 1 188 000[12] |
2013 | ▲ 1 314 046[13] |
2014 | ▲ 1 460 054[3] |
2015 | ▲ 1 542 360 |
2016 | ▲ 1 570 821 |
2017 | ▲ 1 780 000 |
Транспорт |
К аэропорту подходит тупиковая железнодорожная ветка от станции Рябиновка Калининградской железной дороги. Эта ветка ответвляется от железнодорожной линии Калининград — Зеленоградск — Светлогорск. Однако железная дорога в Храброво не используется для пассажирских перевозок, хотя существуют планы пуска в Храброво пассажирского поезда-аэроэкспресса. По заявлению исполнительного директора ОАО «КД авиа» Леонида Лазаревича Ицкова, этот проект «находится в стадии разработки», сроки реализации зависят от слаженности усилий ряда государственных и коммерческих структур[14]. Однако, в 2009 году авиакомпания разорилась, Ицков арестован[15].
В 2009 году главой Правительства России В. В. Путиным открыта первая очередь кольцевой автомагистрали Приморское кольцо[16], которая имеет ответвление к аэропорту.
В аэропорт ходят маршрутные такси 243э "Донское-Аэропорт Храброво" (через Светлогорск и Зеленоградск) и 244э (из Калининграда).
Аварии и происшествия |
1 октября 2008 года произошёл авиационный инцидент с самолётом Boeing 737 компании "КД-авиа". Самолёт с бортовым номером EI-DON произвёл посадку на ВПП без шасси «на брюхо». Жертв и пострадавших не было, самолёт получил повреждения фюзеляжа и мотогондол[17].
4 января 2017 года произошёл инцидент с самолётом Airbus A321 компании «Аэрофлот». Самолёт при посадке выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы. Рейс следовал по маршруту Москва – Калининград. На борту было 167 пассажиров и семь членов экипажа. Жертв и пострадавших не было. Людей эвакуировали через надувные трапы. За помощью к медикам обратились три человека. Лайнер получил повреждения стойки шасси[18]. Аэропорт временно прекратил принимать и отправлять рейсы.
Примечания |
↑ Общие сведения
↑ В 2017 году аэропорт «Храброво» обслужил 1,78 миллиона человек
↑ 12 [http://www.kgd.aero/news/#2209 Калининградский аэропорт в 2014 году обслужил
1 миллион 460 тысяч пассажиров, увеличив пассажиропоток на 11%] (неопр.). KGD.ru (19 февраля 2015). Проверено 19 февраля 2015.
↑ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2016 года № 726-р «Об утверждении перечня аэропортов федерального значения»[1]
↑ Генеральный директор аэропорта
↑ Standort Powunden
↑ Аэродром с французским шармом. Наше время. 25 Февраля 2010
↑ История аэропорта в фотографиях 1945—2015
↑ Хронология аэропорта 1945—2015
↑ Количество пассажиров, обслуженных аэропортом «Храброво» за 2008 год, увеличилось на 71,2 %
↑ Аэропорт «Храброво» подводит итоги производственных показателей за 2011 год
↑ Пассажиропоток аэропорта «Храброво» в 2012 году снизился на 3,3% | РуГрад.еу — Калининградский городской портал Новости Калининграда (неопр.). Проверено 25 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
↑ За год количество пассажиров «Храброво» выросло на 10% (неопр.).
↑ Online-конференция авиакомпании «КД авиа», 15 июня 2007, ответ на вопрос № 3 // Калининград.ру
↑ Бывшего владельца «КД авиа» не отпустили под залог в 10 млн рублей
↑ Владимир Путин: «Приморское кольцо» очень важно для развития туризма в Калининградской области
↑ (рус.) Межгосударственный авиационный комитет. Окончательный отчёт по результатам расследования авиационного происшествия без человеческих жертв.
↑ (рус.) В Сети появилось видео ЧП в аэропорту Калининграда
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Храброво (аэропорт) на Викискладе |
- Официальный сайт аэропорта
- Аэропорт Храброво в справочнике Aviapages.ru
Храброво в справочнике World Aero Data (англ.)
Small guide to airport (англ.)
- Лист карты N-34-IX Калининград. Масштаб: 1 : 200 000. Состояние местности на 1984 год. Издание 1988 г.