Учитель, Константин Александрович
























Константин Александрович Учитель
Константин Учитель.jpg
Дата рождения
31 июля 1968(1968-07-31) (50 лет)
Место рождения
  • Кривой Рог, Днепропетровская область, Украинская ССР, СССР

Гражданство

  • Flag of the Soviet Union.svg СССР

  • Flag of Russia.svg Россия


Профессия
историк театра, педагог, продюсер

Константин Александрович Учитель (род. 31 июля 1968, Кривой Рог) — российский историк театра, педагог, продюсер.




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Творчество


    • 2.1 Проекты


    • 2.2 Книги и монографии


    • 2.3 Статьи




  • 3 Примечания


  • 4 Ссылки





Биография |


Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (ныне Российский государственный институт сценических искусств) окончил по двум специальностям: как театральный менеджер и историк музыкального театра. С 1998 года преподает в институте дисциплины, связанные с продюсерской деятельностью в сфере исполнительских искусств, историей оперы, методологией научного исследования. Доктор искусствоведения[1][2]. В период с 2007 по 2008 год работал заместителем директора Михайловского театра по репертуару и исследовательской деятельности[3].


Объекты исследовательского интереса Учителя: история русского оперного театра; музыка, литература и театр русского авангарда; театральный и музыкальный менеджмент; современная академическая и новая импровизационная музыка; сценография. Автор книг «Михайловский театр. Сюжеты. Имена», «МАЛЕГОТ. 1918–1948. Организация творческого процесса и художественный эксперимент», соавтор-составитель (с Валерием Полуновским) издания «Геннадий Сотников» и др. В 1991–2007 в качестве музыкального критика сотрудничал с газетами «Вечерний Петербург», «Коммерсант-Daily», «Невское время», «Час пик», журналом «Театральный Петербург».


Продюсер музыкальных фестивалей, в том числе «Гений места» (2012–2013), «Часы Хармса» (2016). Автор сценария спектакля «Silentio. Диана Вишнёва» (Мариинский театр, совместно с Андреем Могучим, 2006) и других реализованных либретто и сценариев. Выступает как музыкант-импровизатор; первый исполнитель ряда сочинений Юрия Красавина, Анатолия Королева и других современных авторов; в 2009 году представил на фестивале «Театральное пространство Андрея Могучего» «действо, которое пока не имеет аналогов и названия. В сопровождении музыкальной группы «Борщ Капелла» он прочел собравшимся записки своих друзей из социальной сети „ВКонтакте“»[4].


Автор и продюсер ряда художественных акций, сочетающих элементы театра, концерта и перформанса, в их числе: «Хармс в филармонии» (2006), спектакль-путешествие по Д. И. Хармсу «Маршрут „Старухи“» (2013–2017), «Путь „Весны священной“» (2013–2017, с Сергеем Старостиным и ансамблем «Виртуальная деревня»)[5], «Александр Введенский. Опыт взирания» (с Владимиром Кузнецовым, 2014–2015).


Постановка Учителя «Разговоры беженцев» (2016, фестиваль «Точка доступа» по Бертольту Брехту, совместно с Владимиром Кузнецовым) номинирована на Национальную театральную премию «Золотая маска»[6]. «Путь „Весны священной“» в сентябре 2017 года был представлен на сцене Парижской филармонии (Франция)[7].



Творчество |



Проекты |




  • 2003 — Церемонии открытия и закрытия национального театрального фестиваля и премии «Золотая Маска» в Санкт-Петербурге" (в сотрудничестве с Андреем Могучим и Александром Шишкиным) — сценарий, музыкальное оформление — Мариинский театр, Александринский театр


  • 2003 — «Борис Годунов» — консультант постановки оперы Модеста Мусоргского Мариинского театра


  • 2006 — «Хармс в Филармонии» (в сотрудничестве с Александром Галибиным) — автор сценария — Большой зал Санкт-Петербургской филармонии


  • 2006 — «Сумбур вместо музыки» (в сотрудничестве с Виктором Смирновым) — автор сценария — Большой зал Санкт-Петербургской филармонии


  • 2006 — «Золотой век» Дмитрия Шостаковича (сотрудничестве с Ноа Гелбером) — автор нового либретто — Мариинский театр, Колизеум (Лондон)


  • 2007 — «Silentio. Диана Вишнева» (в сотрудничестве с Андреем Могучим) — автор сценария — Мариинский театр


  • 2008 — «Пер Гюнт в Филармонии» — автор сценария, постановщик — Большой зал Санкт-Петербургской филармонии


  • 2013-2017 — Спектакль-путешествие по Д. И. Хармсу «Маршрут „Старухи“»[2] — продюсер, автор проекта


  • 2013-2017 — «Путь „Весны священной“» (в сотрудничестве с Сергеем Старостиным и ансамблем «Виртуальная деревня») — продюсер, художественный руководитель проекта


  • 2014-2015 — «Александр Введенский. Опыт взирания» (в сотрудничестве с Владимиром Кузнецовым) — автор сценария, музыки, постановщик


  • 2016 — «Разговоры беженцев» Бертольта Брехта (в сотрудничестве с Владимиром Кузнецовым) — художественный руководитель постановки — постановка Летнего фестиваля искусств «Точка доступа»[8]

  • 2017 — Хармс-трамвай (с Максимом Фоминым)



Книги и монографии |



  • Учитель К. А. Михайловский театр. Сюжеты. Имена. — СПб.: ЛИК, 2009. — 176 с. — ISBN 978-5-86038-162-9.

  • Полуновский В. И., Учитель К. А. Геннадий Сотников. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, 2010. — 247 с. — ISBN 978-5-88689-046-4.

  • Учитель К. А. МАЛЕГОТ, 1918-1948. Организация творческого процесса и художественный эксперимент. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, 2014. — 146 с.



Статьи |



  • Учитель К. А. Эскизы к Дару // Петербургский театральный журнал : журнал. — 2005. — № 3 (41).

  • Учитель К. А. Зимы не будет?, Фонтанка.ру (12 декабря 2010).



Примечания |





  1. Учитель К. А. Современная западноевропейская опера на советской сцене 1920-х - 1930-х годов : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.01 (рус.) // Российская государственная библиотека : автореферат диссертации. — 2015. — 2 июля.


  2. 12 Учитель Константин Александрович (рус.). Российский государственный институт сценических искусств.


  3. Константин Учитель (рус.). theoryandpractice.ru. Проверено 23 декабря 2017.


  4. Константин Учитель: Слишком легко быть хорошим в Интернете (рус.) // Вечерний Петербург : газета. — 2015. — 12 октября (№ 186 (25455)).


  5. «Путь Весны Священной» Стравинского сыграют в петербургской филармонии (рус.), РИА Новости (22 декабря 2013). Проверено 23 декабря 2017.


  6. Золотая маска. Спектакль «Разговоры беженцев»


  7. Aux sources du sacre (англ.). Philharmonie de Paris. Проверено 24 декабря 2017.


  8. Разговоры беженцев в режиме ожидания (рус.), Газета.Ru. Проверено 23 декабря 2017.




Ссылки |



  • Интервью на MASKBOOK

  • Пётр Лаул о проекте «Путь Весны священной»

  • Статьи Константина Учителя в Петербургском театральном журнале




Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Центральная группа войск

Троллейбус