Учитель, Константин Александрович
Константин Александрович Учитель | |
---|---|
Дата рождения | 31 июля 1968(1968-07-31) (50 лет) |
Место рождения |
|
Гражданство |
|
Профессия | историк театра, педагог, продюсер |
Константин Александрович Учитель (род. 31 июля 1968, Кривой Рог) — российский историк театра, педагог, продюсер.
Содержание
1 Биография
2 Творчество
2.1 Проекты
2.2 Книги и монографии
2.3 Статьи
3 Примечания
4 Ссылки
Биография |
Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (ныне Российский государственный институт сценических искусств) окончил по двум специальностям: как театральный менеджер и историк музыкального театра. С 1998 года преподает в институте дисциплины, связанные с продюсерской деятельностью в сфере исполнительских искусств, историей оперы, методологией научного исследования. Доктор искусствоведения[1][2]. В период с 2007 по 2008 год работал заместителем директора Михайловского театра по репертуару и исследовательской деятельности[3].
Объекты исследовательского интереса Учителя: история русского оперного театра; музыка, литература и театр русского авангарда; театральный и музыкальный менеджмент; современная академическая и новая импровизационная музыка; сценография. Автор книг «Михайловский театр. Сюжеты. Имена», «МАЛЕГОТ. 1918–1948. Организация творческого процесса и художественный эксперимент», соавтор-составитель (с Валерием Полуновским) издания «Геннадий Сотников» и др. В 1991–2007 в качестве музыкального критика сотрудничал с газетами «Вечерний Петербург», «Коммерсант-Daily», «Невское время», «Час пик», журналом «Театральный Петербург».
Продюсер музыкальных фестивалей, в том числе «Гений места» (2012–2013), «Часы Хармса» (2016). Автор сценария спектакля «Silentio. Диана Вишнёва» (Мариинский театр, совместно с Андреем Могучим, 2006) и других реализованных либретто и сценариев. Выступает как музыкант-импровизатор; первый исполнитель ряда сочинений Юрия Красавина, Анатолия Королева и других современных авторов; в 2009 году представил на фестивале «Театральное пространство Андрея Могучего» «действо, которое пока не имеет аналогов и названия. В сопровождении музыкальной группы «Борщ Капелла» он прочел собравшимся записки своих друзей из социальной сети „ВКонтакте“»[4].
Автор и продюсер ряда художественных акций, сочетающих элементы театра, концерта и перформанса, в их числе: «Хармс в филармонии» (2006), спектакль-путешествие по Д. И. Хармсу «Маршрут „Старухи“» (2013–2017), «Путь „Весны священной“» (2013–2017, с Сергеем Старостиным и ансамблем «Виртуальная деревня»)[5], «Александр Введенский. Опыт взирания» (с Владимиром Кузнецовым, 2014–2015).
Постановка Учителя «Разговоры беженцев» (2016, фестиваль «Точка доступа» по Бертольту Брехту, совместно с Владимиром Кузнецовым) номинирована на Национальную театральную премию «Золотая маска»[6]. «Путь „Весны священной“» в сентябре 2017 года был представлен на сцене Парижской филармонии (Франция)[7].
Творчество |
Проекты |
2003 — Церемонии открытия и закрытия национального театрального фестиваля и премии «Золотая Маска» в Санкт-Петербурге" (в сотрудничестве с Андреем Могучим и Александром Шишкиным) — сценарий, музыкальное оформление — Мариинский театр, Александринский театр
2003 — «Борис Годунов» — консультант постановки оперы Модеста Мусоргского Мариинского театра
2006 — «Хармс в Филармонии» (в сотрудничестве с Александром Галибиным) — автор сценария — Большой зал Санкт-Петербургской филармонии
2006 — «Сумбур вместо музыки» (в сотрудничестве с Виктором Смирновым) — автор сценария — Большой зал Санкт-Петербургской филармонии
2006 — «Золотой век» Дмитрия Шостаковича (сотрудничестве с Ноа Гелбером) — автор нового либретто — Мариинский театр, Колизеум (Лондон)
2007 — «Silentio. Диана Вишнева» (в сотрудничестве с Андреем Могучим) — автор сценария — Мариинский театр
2008 — «Пер Гюнт в Филармонии» — автор сценария, постановщик — Большой зал Санкт-Петербургской филармонии
2013-2017 — Спектакль-путешествие по Д. И. Хармсу «Маршрут „Старухи“»[2] — продюсер, автор проекта
2013-2017 — «Путь „Весны священной“» (в сотрудничестве с Сергеем Старостиным и ансамблем «Виртуальная деревня») — продюсер, художественный руководитель проекта
2014-2015 — «Александр Введенский. Опыт взирания» (в сотрудничестве с Владимиром Кузнецовым) — автор сценария, музыки, постановщик
2016 — «Разговоры беженцев» Бертольта Брехта (в сотрудничестве с Владимиром Кузнецовым) — художественный руководитель постановки — постановка Летнего фестиваля искусств «Точка доступа»[8]
- 2017 — Хармс-трамвай (с Максимом Фоминым)
Книги и монографии |
- Учитель К. А. Михайловский театр. Сюжеты. Имена. — СПб.: ЛИК, 2009. — 176 с. — ISBN 978-5-86038-162-9.
- Полуновский В. И., Учитель К. А. Геннадий Сотников. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, 2010. — 247 с. — ISBN 978-5-88689-046-4.
- Учитель К. А. МАЛЕГОТ, 1918-1948. Организация творческого процесса и художественный эксперимент. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, 2014. — 146 с.
Статьи |
- Учитель К. А. Эскизы к Дару // Петербургский театральный журнал : журнал. — 2005. — № 3 (41).
- Учитель К. А. Зимы не будет?, Фонтанка.ру (12 декабря 2010).
Примечания |
↑ Учитель К. А. Современная западноевропейская опера на советской сцене 1920-х - 1930-х годов : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.01 (рус.) // Российская государственная библиотека : автореферат диссертации. — 2015. — 2 июля.
↑ 12 Учитель Константин Александрович (рус.). Российский государственный институт сценических искусств.
↑ Константин Учитель (рус.). theoryandpractice.ru. Проверено 23 декабря 2017.
↑ Константин Учитель: Слишком легко быть хорошим в Интернете (рус.) // Вечерний Петербург : газета. — 2015. — 12 октября (№ 186 (25455)).
↑ «Путь Весны Священной» Стравинского сыграют в петербургской филармонии (рус.), РИА Новости (22 декабря 2013). Проверено 23 декабря 2017.
↑ Золотая маска. Спектакль «Разговоры беженцев»
↑ Aux sources du sacre (англ.). Philharmonie de Paris. Проверено 24 декабря 2017.
↑ Разговоры беженцев в режиме ожидания (рус.), Газета.Ru. Проверено 23 декабря 2017.
Ссылки |
- Интервью на MASKBOOK
- Пётр Лаул о проекте «Путь Весны священной»
- Статьи Константина Учителя в Петербургском театральном журнале