Гликман, Исаак Давыдович












































Исаак Давыдович Гликман
Исаак Давидович Гликман
Дата рождения
11 января 1911(1911-01-11)
Место рождения
  • Витебск, Российская империя

Дата смерти
31 июля 2003(2003-07-31) (92 года)
Место смерти
  • Санкт-Петербург, Россия

Страна

  • Flag of the Soviet Union.svg СССР

  • Flag of Russia.svg Россия


Научная сфера
Театроведение
Место работы
  • Санкт-Петербургская консерватория

Альма-матер
Ленинградский государственный университет
Учёное звание
профессор

Исаак Давыдович Гликман (Давидович; 1911—2003) — российский литературовед, театровед, либреттист, сценарист, преподаватель Санкт-Петербургской консерватории, профессор. Близкий друг Дмитрия Шостаковича, брат Гавриила Гликмана.




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Фильмография


  • 3 Библиография


  • 4 Балетные либретто


  • 5 Автор сценариев, исторический консультант и/или редактор


    • 5.1 Фильмы-оперы


    • 5.2 фильмы-оперетты




  • 6 Ссылки


  • 7 Примечания





Биография |


Исаак Давыдович Гликман родился 11 января 1911 года в Витебске, в семье актёра и драматурга Д. И. Гликмана и его жены Фани Борисовны[1], в которой было ещё два сына: Соломон, погибший на фронте в Великую Отечественную войну и Гавриил (род. в 1913 году), ставший выдающимся художником и скульптором.


По совету В. Э. Мейерхольда поступил на филологический факультет Ленинградского университета, где его научным руководителем был В. Ф. Шишмарёв. В Ленинградском Техникуме сценических искусств был учеником И. И. Соллертинского.


В начале 1930-х годов начинает публиковаться в различных периодических изданиях Ленинграда в качестве театрального обозревателя — деятельность, продолжавшаяся несколько десятилетий. Позднее, по приглашению И. И. Соллертинского, художественного руководителя Ленинградской Филармонии, заведовал культмассовым отделом Филармонии.
По приглашению ведущих ленинградских режиссёров, в том числе, Л. С. Вивьена и Н. П. Акимова, тесно сотрудничал, в частности, с Театром им. Пушкина и Театром Комедии. Служил также в Ленинградском радиокомитете, создавая т. н. конферансы для музыкальных и театральных передач.


В 1940-е годы он возглавлял литературную часть Малого оперного театра.
С.Бенгельсдорф говорит, что тот период творческого подъёма (несмотря на суровое время) Малого театра:


.mw-parser-output .ts-Цитата-container{margin:auto;border-collapse:collapse;display:flex;justify-content:center}.mw-parser-output .ts-Цитата-quote{font-style:italic}.mw-parser-output .ts-Цитата-container cite{display:block;float:right;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote,.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{width:30px;padding-right:10px}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote{vertical-align:top}.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{vertical-align:bottom}.mw-parser-output .ts-Цитата-container .ts-oq .NavFrame{padding:0.25em 0 0}




« … справедливо назывался творческой лабораторией современных опер. Сотрудничая с композиторами, либреттистами, постановщиками, Гликман помогал рождению новых сценических произведений, вошедших в золотой фонд мирового оперного искусства, и среди них, в первую очередь, «Война и мир» Сергея Прокофьева по одноимённому роману Льва Толстого … »

Несколько десятилетий Исаак Гликман работал на киностудии «Ленфильм» музыкальным консультантом и редактором, помогал Григорию Козинцеву в работе над фильмами «Гамлет» и «Король Лир» (с музыкой Шостаковича). Состоял членом художественного совета «Ленфильма».


На факультете музыкальной режиссуры, основанном профессором Эммануилом Капланом в Ленинградской консерватории, Исаак Давыдович преподавал предмет «История театра». Все студенты с восторгом отзывались о своем Учителе — профессоре Исааке Гликмане, он преподносил предмет с большим интересом, рассказывал так, что все слушали раскрыв рот его лекции по истории зарубежного и русского театра.


Исаак Гликман — глубокий знаток законов драматургии музыкального театра и кинематографа. Автор переводов с французского языка оперы «Кармен» и оперетты «Перикола». По театральной драматургии Исаак Давыдович написал работы о Мольере, статьи о Карло Гольдони, А. В. Сухово-Кобылине, о драматургии Ж.-Ф. Реньяра («Библиотека драматурга») и монографию «Мейерхольд и музыкальный театр».[2]
В числе других работ — вступительные статьи к сборнику рассказов Ф. Брет-Гарта, к сборникам поэзии Николая Языкова, Николая Щербины, Ивана Козлова (две последние — в «Большой библиотеке поэта»), к трилогии А. В. Сухово-Кобылина.


На протяжении четырёх десятилетий И. Д. Гликмана связывала близкая дружба с Д. Д. Шостаковичем. В 1993 г. Гликман опубликовал около 300 сохранившихся писем Шостаковича к нему (1941—1975) с Предисловием и подробными комментариями — «Письма к другу. Дмитрий Шостакович — Исааку Гликману». Публикация книги стала сенсационным событием. Она была переведена на несколько языков и по сей день остаётся одним из важнейших и надёжных в своей неоспоримой достоверности источников для биографов и исследователей творчества Шостаковича во всём мире.



Фильмография |




  • 1962 — «Черёмушки», музыкальный фильм Герберта Раппапорта на музыку Шостаковича с Ольгой Заботкиной — сценарист


  • 1968 — «Лебединое озеро», экранизация балета «Лебединое озеро» с Еленой Евтеевой и Джоном Марковским — сценарист


  • 1969 — «Князь Игорь», премьера 1971, фильм Романа Тихомирова, с Борисом Хмельницким — сценарист



Библиография |



  • И.Д.Гликман. «Мольер. Критико-биографический очерк». — «Художественная литература», 1966. — 280 с. — 20 000 экз.

  • И.Д.Гликман. «Мейерхольд и музыкальный театр». — Санкт-Петербург: «Советский композитор», 1989. — 352 с. — 10 000 экз. — ISBN 5852850934.

  • И.Д.Гликман. «Письма к другу. Дмитрий Шостакович — Исааку Гликману». — Москва-Санкт-Петербург: «DSCH» и «Композитор», 1993. — 336 с. — 10 000 экз. — ISBN 5852852317.

  • И.Д.Гликман. «Монологи на Большой Пушкарской» / редакция и составление А.Избицера. — альманах «Лебедь», 13 апреля 2003. — (№ 319).

  • И.Д.Гликман. «О Ю. В. Свиридове …» / публикация А.Избицера. — Нью-Йорк: Журнал «Стороны света», 20 февраля 2006. — (№ 5).



Балетные либретто |



  • «Золотой век», поставленный Юрием Григоровичем в Большом театре

  • «Встреча», на музыку Девятой симфонии Шостаковича

  • «Бык на крыше», на музыку Дариюса Мийо

  • «Золотой ключик», на музыку Моисея Вайнберга



Автор сценариев, исторический консультант и/или редактор |



  • «Гамлет»

  • «Всё остаётся людям»,

  • «Ведьма» по Чехову,

  • «Дон Сезар де Базан»,

  • «Пёстрые рассказы» по Чехову,

  • «Третья молодость»,

  • «Прощание с Петербургом».



Фильмы-оперы |



  • «Евгений Онегин» Петра Чайковского по одноимённому роману Александра Пушкина

  • «Пиковая дама» Петра Чайковского по одноимённому роману Александра Пушкина

  • «Князь Игорь» А. П. Бородина по «Слово о полку Игореве»

  • «Флория Тоска» Джакомо Пуччини по одноимённой драме Викторьена Сарду

  • «Катерина Измайлова»



фильмы-оперетты |



  • «Мистер Икс»,

  • «Свадьба в Малиновке» Андрея Тутышкина, экранизация оперетты Бориса Александрова

  • «Крепостная актриса» — музыкальный фильм 1963 года по оперетте Николая Стрельникова «Холопка»,

  • «Москва-Черёмушки» — Герберта Раппапорта, киноверсия оперетты Шостаковича «Москва, Черёмушки»



Ссылки |



  • фото: Дмитрий Шостакович и Исаак Гликман (неопр.). Архивировано 12 мая 2012 года.

  • Гликман Исаак Давидович (неопр.). на сайте Кино-Театр. Архивировано 12 мая 2012 года.

  • А. Избицер: Об Исааке Давидовиче Гликмане (неопр.). Архивировано 12 мая 2012 года.

  • С.Бенгельсдорф: Слово об учителе (неопр.). Архивировано 12 мая 2012 года.

  • Роман Бродавко. Профессор Гликман (неопр.) (недоступная ссылка — история).



Примечания |





  1. Слово об учителе (неопр.). Архивировано 12 мая 2012 года.


  2. Гликман:Мейерхольд и музыкальный театр (неопр.). Архивировано 22 июля 2012 года.









Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Центральная группа войск

Троллейбус