Цехановский, Михаил Михайлович
Михаил Цехановский | |
---|---|
Михаил Михайлович Цехановский | |
автопортрет | |
Дата рождения | 26 мая (7 июня) 1889(1889-06-07) |
Место рождения | Проскуров (Хмельницкий) |
Дата смерти | 22 июня 1965(1965-06-22) (76 лет) |
Место смерти | Москва |
Гражданство | СССР |
Профессия | режиссёр, художник |
Направление | мультипликация |
Награды | |
IMDb | ID 0874893 |
Аниматор.ру | ID 1015 |
animator.ru/db/?p=show_p… | |
Михаил Цехановский на Викискладе |
Михаи́л Миха́йлович Цехано́вский (26 мая (7 июня) 1889 — 22 июня 1965) — советский художник и режиссёр мультипликации. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964)[1].
Содержание
1 Ранняя биография
2 Книжная иллюстрация
3 Мультипликация
4 Семья
5 Исследование творчества Цехановского
6 Библиография
7 Фильмография
8 Примечания
9 Литература
10 Ссылки
Ранняя биография |
Мать Зинаида Григорьевна ушла из жизни в 1899 году в возрасте 32-х лет[2]. Отец — действительный статский советник, сахарозаводчик и юрист Михаил Юрьевич Цехановский (1859—1929)[3], в 1918 году эмигрировал в Германию, затем в Париж[2][4].
Выпускник Первой Санкт-Петербургской гимназии. Начал рисовать в гимназии, в 1908—1910 годах работал в Париже в частной скульптурной мастерской; в 1911—1914 годах учился на юридическом факультете Петербургского университета (не закончил)[5], затем обучался в Императорской Академия художеств (Санкт-Петербург), в 1918 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1918 по 1923 год служил в Красной Армии, где занимался прикладной художественной и скульптурной работой, затем вернулся в Петроград, где продолжил занятия прикладными работами и работал инструктором-художником Государственного художественно-промышленного техникума[6][7][8].
Книжная иллюстрация |
С 1926 года Михаил Цехановский работает в издательстве «Радуга» и в детской редакции Ленгиза над иллюстрациями детских и юношеских книг, рядом с Владимиром Лебедевым. Цехановский, наряду с Соломоном Телингатером принял предложенный Эль Лисицким конструктивистский графический метод. Среди авторов иллюстрированных Цехановским книг — Илья Ионов («Топотун и книжка»), М. Ильин («Карманный товарищ», «Человек и стихия»), Самуил Маршак («Почта», «Приключения стола и стула», «Семь чудес»), Борис Житков («Ураган», «Телеграмма», «Рассказы о технике», «Про эту книгу»)[6][9][10]. Также Цехановский печатал так называемые «кинокнижки» — «Мяч», «Бим-Бом», «Поезд», при перекидывании страниц которых создавалась короткая мультипликация, содержащая некоторые кинематографические приёмы[11].
Мультипликация |
Воспроизвести медиафайл
В 1928 по 1936 и с 1938 по 1942 годы Михаил Цехановский работает режиссёром-мультипликатором на Ленинградской кинофабрике «Совкино» (затем «Ленфильм»)[8]. Первой киноработой Цехановского стал мультфильм «Почта» (1928), основанной на собственных иллюстрациях к книге С. Маршака, и развивающий конструктивистский метод, реализованный в книге[10]. В 1929 году Цехановский вместе с Евгением Шолпо и Арсением Авраамовым стоял у истоков «рисованного звука» — синтезирования музыкальных произведений посредством графического изображения звуковых дорожек на киноплёнке[12][13].
В 1930 году вышла озвученная версия «Почты» (композитор Владимир Дешевов, конферанс Даниила Хармса)[14][15], ставшая первым советским звуковым мультфильмом. Также «Почта» стала первым советским мультфильмом, имевшим широкую аудиторию, первым советским мультфильмом, широко показывавшимся за рубежом, а раскрашенная вручную версия стала первым советским цветным фильмом. Также новизной фильма стали неожиданные диагональные ракурсы и ритмическая, синхронизированная со звуком, организация рисунка[16]. Экспериментальный звуковой фильм «Пасифик 231» (1931 год, 10 мин.) на музыку Артюра Онеггера использовал идею полной синхронности звука и изображения в изощрённой визуальной-звуковой композиции, включающей монтаж съёмок действий дирижёра и оркестра, сопоставляемых с движениями составных частей паровоза[17].
Мультфильм «Сказка о попе и его работнике Балде» по сказке А. С. Пушкина должен был стать первым полнометражным фильмом Цехановского и пятым фильмом, музыку к которому писал Дмитрий Шостакович[18]. Работа над фильмом началась в 1933 году, Шостакович написал часть партитуры в 1933—1934 годах, в ноябре 1934 года композитор писал «Масса острых, гиперболических положений, гротескных персонажей… Писать музыку легко и весело»[19]. В 1936 году Шостакович был вынужден остановить работу после появления статьи «Сумбур вместо музыки», критикующей «формализм» в работах композитора[17]. Также возникали организационные проблемы на киностудии, а механически взаимосвязанные движения чёрно-белых персонажей представлялись критиками противоречащими «высокому стилю пушкинской сказки»[18]. В конце концов, мультипликация к фильму была отснята почти полностью, и сдана на хранение в архив Ленфильма, где была уничтожена в пожаре, вызванном бомбардировкой Ленинграда в начале Великой отечественной войны в 1941 году[19]. Из полнометражного фильма сохранился лишь шестиминутный фрагмент «Базар» со стихами Александра Введенского[17] и недописанная и разрозненная партитура Шостаковича, восстановленная и дописанная учеником композитора Вадимом Биберганом в 2005 году[19][20]. Цехановский в своих дневниках называл судьбу картины «катастрофой»[21].
С 1942 года режиссёр студии «Союзмультфильм».[8]
Семья |
Первая жена — Антонина Виссарионовна Китаева.
Вторая жена (c 1926 года) — Вера Всеславовна Цехановская (Шенгелидзе) (25.12.1902 — 25.04.1977), работала ассистентом и сорежиссёром на картинах мужа[2].
Исследование творчества Цехановского |
В 2013 году на XVII фестивале архивного кино «Белые Столбы» в Госфильмофонде был публично продемонстрирован экспериментальный фильм М. Цехановского «Гопак» (1931), один из первых советских звуковых мультфильмов, найденный в чешском киноархиве Николаем Изволовым и Сергеем Каптеревым[22].
Библиография |
- Автор иллюстраций
М. Ильин. Карманный товарищ. Гиз, М. — Л. 1927
М. Ильин. Человек и стихия. Л.: Гидрометеоиздат, 1947
И. Ионов. Топотун и книжка. Л.: Гиз, 1926
Б. Житков. Ураган. М.— Л., Гиз, 1926
Б. Житков. Телеграмма. М. — Л., Гиз, 1927, 30 с.
Б. Житков. Рассказы о технике. М. — Л.: Детгиз, 1947
С. Маршак. Почта. Работа на камнях В. В. Цехановской и П. Соколова. «Радуга», Ленинград, Москва. 1927. 10 с.
С. Маршак. Семь чудес. Работа на камнях П. Соколова. «Радуга», Ленинград-Москва, 1927. 8 с.
С. Маршак. Приключения стола и стула. Работа на камнях В. В. Цехановской. «Радуга», 1928. 10 с.
С. Маршак. Почта. Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1937. 21 с.
Е. Полонская Про пчёл и про Мишку-медведя. Л. — М.: Гиз, 1927. — 10 с.
Л. Савельев Пионерский устав. Л.: Гиз, 1926. — 12 с.
- Автор статей
- Кино и живопись // Пролетарское кино. — 1931. — № 4.
- Специфика тонфильма // Пролетарское кино. — 1931. — № 12.
- Цвет в кино // Искусство кино. — 1940. — № 7—8.
- Книги о Михаиле Цехановском
- Кузнецова В. А., Кузнецов Э. Д. Цехановский. — Л.: Художник РСФСР, 1973. — 114 с. — 10 000 экз.
Фильмография |
Воспроизвести медиафайл
- Режиссёр
- 1929 — Почта
- 1931 — Гопак (Пляс)
- 1931 — Пасифик 231
- 1936 — Сказка о попе и о работнике его Балде (большая часть фильма утеряна)
- 1936 — Флаг нации (мультипликационная вставка в игровой фильм)
- 1940 — Сказка о глупом мышонке[21]
- 1941 — Киноконцерт 1941 года, (Вальс цветов из балета «Щелкунчик»)[21]
- 1942 — Ёлка (Новогодняя сказка) (совместно с Петром Носовым)
Воспроизвести медиафайл
- 1944 — Телефон
- 1948 — Цветик-семицветик — Премия Кинофестиваля в Марианских Лазнях (1949) за лучший фильм для детей
- 1950 — Сказка о рыбаке и рыбке — Приз Кинофестиваля в Карловых Варах (1951)
- 1952 — Каштанка
- 1954 — Царевна-Лягушка — Приз «Серебряный дубовый листок» (1960) Кинофестиваля в Мар-дель-Плате
- 1956 — Девочка в джунглях (совместно с В. Цехановской) — Поощрительный диплом Всесоюзного кинофестиваля (1958)
- 1958 — Сказ о Чапаеве (совместно с В. Цехановской)
- 1959 — Легенда о завещании мавра (совместно с В. Цехановской)
- 1960 — Лиса, бобёр и другие (совместно с В. Цехановской)
- 1962 — Дикие лебеди (совместно с В. Цехановской)
- 1964 — Почта (совместно с В. Цехановской)
- 1966 — Иван Иванович заболел…
- Автор сценария
- 1931 — Пасифик 231
- 1940 — Сказка о глупом мышонке
- 1941 — Киноконцерт 1941 года
- 1964 — Почта (совместно с С. Маршаком, В. Цехановской)
- Художник-постановщик
- 1929 — Почта
- 1944 — Телефон (совместно с И. Ивановым-Вано, В. Цехановской)
- 1964 — Почта (совместно с Б. Корнеевым)
- Художник
- 1966 — Иван Иванович заболел…[23][24][8]
- Фильмы о Михаиле Цехановском
- Михаил Цехановский. Драматическая графика. (1995) 56 мин., Режиссёр: Сергей Серёгин
- В поисках утраченной «Почты» (2014) Режиссёр: Дмитрий Золотов, сценарий: Сергей Каптерев, Николай Изволов Первая серия. Вторая серия.
Воспроизвести медиафайл
Почта, 1929
Воспроизвести медиафайл
Гопак, 1931
Воспроизвести медиафайл
Пасифик 231, 1931
Воспроизвести медиафайл
Сказка о попе и его работнике Балде (единственный сохранившийся фрагмент), 1933
Воспроизвести медиафайл
Сказка о глупом мышонке, 1940
Воспроизвести медиафайл
Киноконцерт 1941 года, Вальс цветов из балета «Щелкунчик»
Воспроизвести медиафайл
Ёлка (Новогодняя сказка), 1942
Воспроизвести медиафайл
Телефон, 1944
Примечания |
↑ Советский экран: двухнедельный иллюстрированный журнал. — Союз работников кинематографии СССР, 1964-01-01. — 582 с.
↑ 123 Дыхание воли. Дневники Михаила ЦЕХАНОВСКОГО // Киноведческие записки : журнал. — 2001. — № 54. — С. 172, 208—211.
↑ М. Ю. Цехановский — автор ряда публикаций по правовым аспектам сахарной промышленности, в том числе «Исторический обзор свеклосахарной промышленности» (1904), «Сборник узаконений по акцизу с сахара и мерам урегулирования сахарной промышленности» (3-е изд. 1909), «Сахарная промышленность в России в связи с условиями военного времени и причины удорожания рыночных цен сахара» (1916) и других.
↑ Российское зарубежье во Франции 1919—2000. Биографический словарь в трёх томах. Т. 3: С—Я / под общ. ред. Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской. — М.: Наука, Дом-музей Марины Цветаевой, 2010. — С. 462. — 760 с. — ISBN 978-5-02-036267-3.
↑ Элеонора Гайлан. Когда-то… Воспоминания о ленинградской предвоенной мультипликации // Киноведческие записки : журнал. — Москва, 2005. — № 73. — ISSN 0235-8212.
↑ 12 Евгений Штейнер. Цехановский Михаил Михайлович. Биография (неопр.). Аниматор.ру. Проверено 4 января 2011. Архивировано 9 июля 2012 года.
↑ Кузнецова В. А., Кузнецов Э. Д. Цехановский. — Л.: Художник РСФСР, 1973. — 114 с.
↑ 1234 Сергей Капков. Михаил Цехановский // Энциклопедия отечественной мультипликации. — Алгоритм, 2006. — С. 699. — 810 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9265-0319-4.
↑ Художники-иллюстраторы книг С. Я. Маршака (неопр.). «Недописанная страница». Проверено 4 января 2011. Архивировано 9 июля 2012 года.
↑ 12 Evgeny Steiner. Stories for little comrades: revolutionary artists and the making of early Soviet children's books. — illustrated. — University of Washington Press, 1999. — P. 214. — ISBN 0295977914.
↑
Кузнецова В. А., Кузнецов Э. Д. От страницы к кадру // Цехановский. — Л.: Художник РСФСР, 1973. — С. 42—45. — 114 с.
↑ Смирнов, А. Рисованный звук (неопр.). Термен-центр. Проверено 23 апреля 2011. Архивировано 9 июля 2012 года.
↑ Изволов, Н. Из истории рисованного звука в СССР, или медиа без медиума // Советская власть и медиа. — СПб, 2005. — С. 365—377.
↑ Светлана Ким, Александр Дерябин. Дыхание воли. Дневники Михаила Цехановского // Киноведческие записки : журнал. — Москва, 2001. — № 54. — ISSN 0235-8212.
↑ Вероника Бруни. Николай Изволов: В поисках утраченной "Почты" мы нашли неизвестный текст Хармса (неопр.). Культпросвет (18 января 2015). Проверено 7 апреля 2016.
↑ Лариса Малюкова. Гулливеры до-диснеевской эпохи // Энциклопедия отечественной мультипликации / Сергей Капков. — М.: Алгоритм, 2006. — С. 16. — 810 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9265-0319-4.
↑ 123 Николай Изволов. Михаил Цехановский // Наши мультфильмы / Арсений Мещеряков, Ирина Остаркова. — Интеррос, 2006. — ISBN 5-91105-007-2.
↑ 12 John Riley. The Tale of the Priest and His Worker Balda // Dmitri Shostakovich: a life in film. — illustrated. — I.B.Tauris, 2005. — Vol. 3. — P. 24. — 150 p. — (Filmmakers' Companion Series). — ISBN 1850437092.
↑ 123 Александр Медведев. «…Легко и весело» (О музыке балета «Балда» Д. Шостаковича) (неопр.). Пермский академический театр оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского. Проверено 4 января 2011. Архивировано 1 декабря 2007 года.
↑ Шостакович Дмитрий. Сказка о попе и работнике его Балде. Музыка к мультипликационному фильму. Соч. 36. Сказка о глупом мышонке. Музыка к мультипликационному фильму. Соч 56. // Новое собрание сочинений. — Партитура. — М.: DSCH, 2005. — Т. 126. — 390 с. — (Серия XIV: Киномузыка). — ISBN 9781001539720.
↑ 123 Георгий Бородин. История «нехрестоматийной» картины. «Сказка о глупом мышонке» М. М. Цехановского в документах // Киноведческие записки : журнал. — Москва, 2005. — № 73. — ISSN 0235-8212.
↑ 2 февраля 2013 г. XVII фестиваль архивного кино «Белые Столбы» в Госфильмофонде
↑ Любовь Аркус. Цехановский Михаил Михайлович (неопр.). Энциклопедия отечественного кино. Проверено 4 января 2011. Архивировано 9 июля 2012 года.
↑ Цехановский Михаил Михайлович. Фильмография (неопр.). Аниматор.ру. Проверено 4 января 2011. Архивировано 9 июля 2012 года.
Литература |
- Кузнецова В. А., Кузнецов Э. Д. Цехановский / В. А. Кузнецова, Э. Д. Кузнецов. — Л.: Художник РСФСР, 1973. — 116 с.
Ссылки |
Цехановский Михаил Михайлович — РГАЛИ
- Михаил Цехановский — russiancinema.ru
- Цехановский Михаил Михайлович — animator.ru