Мерчандайзинг











Мерчанда́йзинг[1] (от англ. merchandising) — часть процесса маркетинга, определяющая методику продажи товара в магазине.


Мерчандайзинг призван определять набор продаваемых в розничном магазине товаров, способы выкладки товаров, снабжение их рекламными материалами, цены. Понятие мерчандайзинга неприменимо к продажам вообще (услуг, оптовым продажам, розничным продажам через интернет-магазин[2]).


Мерчандайзинг — вид деятельности, направленный на продвижение товаров и торговых марок на региональном рынке, используемый крупными предприятиями розничной торговли (супермаркетами, гипермаркетами), причиной возникновения которого послужила нехватка квалифицированных продавцов.
Основными требованиями для применения являются:



  • предприятие должно всегда иметь в наличии полный ассортимент товара;

  • необходимо специальное оформление: организация торговых залов, включая специальные холодильные установки, стеллажи, витрины с подогревом и т. д.; расстановка оборудования по залу, звуковая атмосфера торгового зала, окраска стен, освещение;

  • внутри предприятия должны быть созданы небольшие торговые точки, как правило, с более дорогими и качественными товарами;

  • выкладка товаров должна осуществляться таким образом, чтобы заставить потребителя как можно дольше ходить по торговым залам предприятия, практически не прибегая к помощи продавцов.


Выкладка товаров является одним из основных элементов системы мерчандайзинга. Очень часто внедрение мерчандайзинга начинают именно с контроля и анализа выкладки товара.


В связи с этим можно выделить пять основных инструментов мерчандайзинга:



  • место размещения и площадь выкладки товаров в рамках продуктовой линейки;

  • место размещения и площадь выкладки продуктовой линейки;

  • планировка торгового зала;

  • спецвыкладки;

  • использование рекламных материалов[3].


Мерчандайзинг продукции так же важен, как разработка бренда товара, наружная реклама или проведение рекламных акций. По этой причине в настоящее время появляются мерчандайзинговые агентства, предоставляющие услуги розничным продавцам.


На российский рынок идеи категорийного мерчандайзинга были занесены мультинациональными корпорациями: Кока-кола, Пепси-кола, Филип Моррис и другими.


Практика визуального мерчандайзинга была внедрена в России в конце 1990-х годов брендами модной одежды и обуви, представленными в России в то время четырьмя крупными компаниями: Crocus Group, Mercury, Боско, Jamilco.




Содержание






  • 1 Эволюция мерчандайзинга


  • 2 Визуальный мерчандайзинг


  • 3 См. также


  • 4 Примечания


  • 5 Ссылки


  • 6 Литература





Эволюция мерчандайзинга |


Первоначальная инициатива по внедрению идей мерчандайзинга исходила от наиболее организованных розничных торговцев, которыми являлись сети супермаркетов. Среди ассортимента каждой товарной группы можно достаточно чётко выделить марки и упаковки, которые завоевали наибольшую популярность среди потребителей, и торговля которыми приносит основную прибыль владельцу магазина. В их продвижении и заинтересованы розничные торговцы. Облегчив поиск и выбор необходимого товара, превратив процесс выбора и покупки в увлекательное занятие и, таким образом, расширив время пребывания покупателя в торговом зале, можно получить дополнительный эффект. Также для стимулирования сбыта мерчандайзинг стал использоваться и производителями, поставщиками товаров.


В результате своей эволюции, мерчандайзинг стал ещё и инструментом, дающим ощутимые конкурентные преимущества. Статистика свидетельствует, что покупатели оставляют на 13 % больше денег в тех магазинах, где мерчандайзинг продукции безупречен.



Визуальный мерчандайзинг |


Визуальный мерчандайзинг (visual merchandising [4]) — вся презентационная деятельность, обусловленная особенностями визуального восприятия потребителей.


В начале XXI века визуальный мерчандайзинг имел лишь прикладное значение, научное формирование визуального мерчандайзинга началось лишь после 2005 года с ряда научных статей и исследований в данной области.
К настоящему времени можно выделить четыре основных составляющих визуального мерчандайзинга, определяющих его научную сущность: теория дизайна, психология, психофизика, экономика.


С точки зрения теории дизайна визуальный мерчандайзинг позволяет осуществлять художественно-образное моделирование предметного мира.


Обоснование психологии визуального мерчандайзинга строится на общенаучных принципах обоснования предмета научного исследования, и содержит:



  • Выделение основных свойств психологии визуальной презентации;

  • Описание наиболее значимых с теоретической и практической точек зрения черт выделенных свойств;

  • Определение параметров совокупности данных свойств, определяющей психологию визуального мерчандайзинга.


Визуальный мерчандайзинг опирается на два важнейших понятия, относящихся к сфере психофизики человека – восприятие и внимание. Важность учета особенностей внимания и восприятия при создании визуальной презентации определяется тем, что посредством визуальной презентации потребителю сообщается информация о товаре, которую он может получить, опираясь на собственные психофизиологические возможности.


С позиций экономики визуальный мерчандайзинг может являться частью маркетинговой и рекламной стратегии компании. Так как направлен на регулирование покупательских потоков и создание маршрутов движения потребителей. А также при разработке стратегии визуального мерчандайзинга во многих случаях может ставиться задача продвижения отдельных марок.


Впервые научные аспекты визуального мерчандайзинга в контексте экономики раскрыты в диссертации Сягловой Ю.[5]. Визуальный мерчандайзинг с позиций дизайна среды впервые стал рассматривать Галун Д. в ряде статей по этой теме[6][7][8][9][10][11].



См. также |


  • Мерчандайзер


Примечания |





  1. мерчанда́йзинг, -а // Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва, 2004. — 960 с.


  2. Для интернет-магазинов термин "мерчандайзинг" вполне применим: в сети он пересекается с задачей создания удобной структуры сайта, с тем, чтобы товары, сопутствующие или аналогичные выбранному, и информация о них были сразу видны покупателю


  3. Йенс Нордфальт, 2015, с. 59.


  4. Visual merchandising - Wikipedia, the free encyclopedia


  5. Визуальный мерчандайзинг в системе маркетинговых коммуникаций: диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05, Сяглова Юлия Владимировна, 2005


  6. Основные правила организации торгового пространства в обувном магазине сегмента «масс-маркет», Галун Дмитрий http://www.shoes-report.ru/articles/merchandayzing/osnovnye-pravila-organizatsii-torgovogo-prostranstva-v-obuvnom-magazine-segmenta-mass-market/


  7. Дизайн витрин, Галун Дмитрий Анатольевич// Дизайн. Материалы. Технология, 2010


  8. Макро и микро мерчендйзинг, Галун Дмитрий Анатольевич, 2012 http://www.rusnauka.com/1_NIO_2012/Tecnic/12_98808.doc.htm


  9. Цвет в визуальном мерчендайзинге, Галун Дмитрий Анатольевич// Дизайн. Материалы. Технология, 2012 http://sutd.ru/publish/Soderzhanie_3_23_2012.pdf Архивная копия от 2 апреля 2013 на Wayback Machine


  10. Симметрия в визуальном мерчендйзинге, Галун Дмитрий Анатольевич// Дизайн. Материалы. Технологии, 2012


  11. Теория дизайна и визуальный мерчендайзинг, Галун Дмитрий Анатольевич// Дизайн. Материалы. Технология, 2013 http://sutd.ru/publish/Soderzhanie_4_29_2013.pdf Архивная копия от 1 февраля 2014 на Wayback Machine




Ссылки |



  • Стандарты мерчендайзинга Kraft Foods

  • Визуальный мерчендайзинг. Иррационализм. Эмпиризм. Рационализм.

  • Мерчандайзинг — прогулка по магазину по всем правилам

  • Мерчандайзинг невидимый, но полезный

  • Золотые правила визуального мерчандайзинга (статья)

  • Принцип арены в визуальном мерчендайзинге.



Литература |




  • Иванченко Б. В. Мерчендайзинг. Искусство продавать — Феникс, 2008.- 248 с.


  • Галун Д.А. Визуальный мерчандайзинг на раз-два-три-четыре-пять — СПб.: Питер, 2012. — 125 с.


  • Семин О. А. Сервис в торговле. Книга 2. Искусство торговать или секреты мерчандайзинга — М.: Дело и Сервис, 2007. — 112 с.


  • Таборова Л. Г. Умный мерчандайзинг — М.: Дашков и Ко, 2009. — 160 с.


  • Галун Д.А. Визуальный мерчендайзинг одежды и обуви. Сборник статей. — М.: Lap Lambert Academic Publishing, 2013. — 116 с.


  • Щербачук В. П. Визуальный мерчандайзинг как эффективный маркетинговый инструмент для увеличения продаж в розничной торговле // Маркетинг услуг, 2012. — № 1. — С. 68-75.


  • Галун Д.А. Визуальный мерчендайзинг в розничной торговле одеждой // Технология легкой промышленности, 2010. — № 4. — С. 48-51.


  • Гузелевич Н. Ю. Фокусы мерчандайзинга. Эффективные «трюки» для торговцев и поставщиков — СПб: Питер, 2010. — С. 21.


  • Котляренко М. Мерчендайзинг — это искусство // Практический маркетинг, 2001. — № 7. — С. 53-54.


  • Синицына О. Н. Мерчандайзинговые технологии как фактор повышения конкурентоспособности организации // Управление каналами дистрибуции, 2012. — № 1. — С. 12-14.


  • Морган Т. Визуальный мерчандайзинг. Витрины и прилавки для розничной торговли / Т. Морган. — М.: Рипол Классик, 2008. — 208 с.


  • Романенкова О. Н. Визуальный мерчандайзинг как инструмент управления розничными продажами // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление, 2012. — № 2 (9). — С. 67-69.


  • Варлей Р. Управление розничными продажами. Мерчандайзинг — М.: Проспект, 2005. — 272 с.


  • Моисеева Н. К. Менеджмент категорий и мерчендайзинг в розничной торговле // Маркетинг, 2005. — № 3. — С. 92.


  • Алексеенко М. А. Визуальный мерчандайзинг как инструмент маркетинга // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Экономика и право, 2012. — № 4.

  • Йенс Нордфальт. Ритейл-маркетинг: Практики и исследования = In-Store Marketing. On sector knowledge and research in retailing. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 490 с. — ISBN 978-5-9614-4701-9.




Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск