Баян (корвет)
Баян | |
---|---|
«Баян» между 1858 и 1893 годами | |
Служба | |
Россия | |
Класс и тип судна | корвет |
Организация | Балтийский флот |
Изготовитель | «Колл и К°», Бордо |
Строительство начато | 1 октября 1856 года |
Спущен на воду | 11 июля 1857 года |
Введён в эксплуатацию | 1858 год |
Выведен из состава флота | 10 января 1893 года |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 1 969 т |
Длина | 65,95 м |
Ширина | 11,4 м |
Осадка | 5,6 м |
Двигатели | 1 паровая машина Шнейдера и Крезо |
Мощность | 300 л. с. |
Вооружение | |
Артиллерия | 16 пушек |
Изображения на Викискладе | |
Баян — парусно-винтовой корвет российского императорского флота[1].
Содержание
1 Строительство
2 Описание
2.1 Корпус
2.2 Силовая установка
2.3 Вооружение
3 Служба
4 Известные люди служившие на корабле
4.1 Командиры
4.2 Старшие офицеры
4.3 Другие должности
5 Гибель моряков
6 Интересные факты
7 Пямять
8 Примечания
9 Ссылки
Строительство |
Заказан для нужд Российского императорского флота контр-адмиралом И. И. Шанцом во Франции за 415 717 рублей. Строительство корабля начато 1 октября 1856 года в Бордо на верфи «Колл и К°». Спущен на воду 11 июля 1857 года[2][3]. 28 октября 1857 года прибыл в Кронштадт на достройку в, которой руководил старший судостроитель Кронштадтского порта М. М. Окунев[4].
Описание |
Корпус |
Набор корпуса производился по системе инженера Армана. При его постройке применялись: французский дуб, тик и красное дерево[5].
- Водоизмещение: 1969 тонн
- Размеры:
- длина: 65,95 метра
- ширина: 11,4 метра
- осадка: 5,6 метра
Силовая установка |
- Силовая установка: 1 паровая машина Шнейдера и Крезо, в 1873 году котлы заменены на новые производства завода Берда.
- Мощность: 300 и. л. с.
Вооружение |
Изначально вооружение состояло из шестнадцати 12-фунтовых длинных пушек (в других источниках 24-фунтовых пушек). После тимберовки в 1873 года вооружение изменили на четыре 6-дюймовые пушки образца 1867 года и четыре 9-фунтовые нарезные пушки образца 1867 года[6], к 1880 году вооружение вновь изменилось и состояло из четырёх 6-дюймовых пушек, четырёх 9-фунтовых пушек образца 1877 года и одной 4-фунтовой нарезной пушки[1].
Служба |
В 1858 году «Баян» (командир капитан 2-го ранга П. И. Истомин[7]) наряду с «Ретвизаном», «Громобоем», «Рюриком», и «Медведем» зачислен в эскадру Средиземного моря контр-адмирала К. И. Истомина, и должен был нести службу стационера в Афинах[6]. Но прибыв в Генуе 17 ноября 1858 года «Баян» был зачислен в состав эскадры под командованием генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича (также в неё вошли «Ретвизан», «Полкан», «Громобой», «Рюрик»), и 5 декабря перешёл в Тулон, 13 декабря в Виллафранк, и 22 декабря в Палермо. Во время стоянки в Виллафранке, команда участвовала в закладке первого камня Русской церкви в Ницце. Также в этой церемонии участвовали великий князь Константин Николаевич с сыном Николаем и великие княгини Александра Иосифовна и Екатерина Михайловна с супругом[8]. С 7 по 26 января 1859 года ходил с депешами в Грецию и обратно[7]. Далее оставался в Италии, исполняя связь между портами — Неаполь, Рагауза, Палермо[9]. С 16 марта по 24 апреля прошёл докование в Неаполе. 14 мая «Баян» присоединился к эскадре в Яффе и выполнял курьерские рейсы в Родос, Хиос, Султан-Кале (Дарданеллы), Смирну, Пирей, Неаполь. 5 июля «Баян» получил предписание вернуться в Кронштадт, куда прибыл в ночь на 31 августа[7].
Вечером 7 августа 1859 года «Баян» пришёл на рейд Сандауна и встал на якорь возле «Светланы». На следующий день Великий князь Константин Николаевич и граф Евфимий Васильевич Путятин посетили корабли на рейде, в ходе визита Великий князь остался недоволен «Баяном», так как счёл его ужасно грязным. 11 августа Великий князь делал ему парусное учение до Портсмута[10].
В 1864 году «Баян» в качестве учебного судна ходил с воспитанниками Морского кадетского корпуса Ф. Д. Изыльметьева в Балтийском море.
В 1873 году прошёл тимберовку в Николаевском доке Кронштадта с заменой вооружения и котлов на новые производства завода Берда.
В 1875 году начал переход на Дальний Восток России. 25 декабря 1876 года прибыл в Гонконг, и далее в Сан-Франциско в составе «Второй американской экспедиции» под командованием начальника Отряда судов Тихого океана контр-адмирала О. П. Пузино. В случае войны эскадра («Баян», «Всадник», «Абрек», «Горностай», «Японец», «Тунгус», «Восток» и «Ермак») должна была перейти к Ванкуверу и провести обстрел военных учреждений города, попутно уничтожая военные и купеческие суда противника. Затем отряд должен был перейти к Австралии и крейсировать у её берегов. После того как русско-британские отношения стали налаживаться, то 30 апреля поступил приказ эскадре покинуть американские воды и вернуться к обычному несению службы[6]. 20 мая 1877 года «Баян» вместе с клиперами «Абрек» и «Всадник» вышел из Гонолулу и 1 июля 1877 года прибыл во Владивосток. В 1877 году «Баян» являлся флагманским кораблём Тихоокеанского отряда контр-адмирала О. Р. Штакельберга. В 1879 году прибыл на Балтику, тем самым завершив кругосветное плавание[1][11].
В апреле 1884 года участвовал в больших морских манёврах в Финском заливе с Высочайшим смотром флота. По окончании манёвров Государь Император с Государыней Императрицей и Их Высочествами посетили корвет[12].
С 1 февраля 1892 года пеклассифицирован как учебное судно[1].
16 августа 1893 года «Баян» сдан Кронштадтскому порту, исключён из списков судов Российского Императорского флота 10 января 1899 года и переведён в блокшив № 4. В 1901—1902 годах продан на слом[1].
Известные люди служившие на корабле |
Командиры |
- Капитан 2-го ранга Истомин Павел Иванович 1858 — ????
- Капитан 2-го ранга Забудский Григорий Николаевич 1863 — ????
- Капитан-лейтенант Кульстрём Карл Фёдорович 1867 — 1869
- Капитан 2-го ранга Кузьмич Константин Павлович 1887 — 1890
Старшие офицеры |
- Барон Бойе Аксель Иванович (фр. Baron de Baye), старший офицер 1857 — 1857 (перешёл из Бордо в Кронштадт)[13]
- Капитан лейтенант Забудский Григорий Николаевич 1862 — 1863
- Капитан 2-го ранга Энквист Оскар Адольфович, старший офицер 1887 — 1888[14]
Другие должности |
- Механик Нозиков Николай Гаврилович, старший механик 1860 — 1863
- Лейтенант Авелан Фёдор Карлович, вахтенный начальник 31 мая — 22 августа 1867
- Мичман Всеволожский Дмитрий Дмитриевич, офицер 1875 — 1879
- Алексей Костин (удостоен нашивки «За беспорочную службу»), горнист ???? — 1879[15]
- Лейтенант Дабич Николай Дмитриевич, минный офицер 1884 — 1884
- Мичман Шульц Максимилиан Фёдорович, офицер 21.05.1883 — 27.08.1885
Мордовин Константин Павлович, офицер 1887 — 1887[16]
Гибель моряков |
В ходе службы по разным причинам погиб ряд моряков корвета[17].
- 26 января 1859 года в Палермо во время салюта оторвало руку и выбросило за борт неизвестного матроса, который через 2 часа умер.
- 24 февраля 1859 года в Палермо при спуске брам-реи упал с крюйс-салинга на палубу и через 15 минут скончался матрос Зятьков Александр.
- 11 августа 1859 года в Портсмуте неизвестный матрос упал в воду с марса-реи и утонул.
- 20 апреля 1875 года в Рагузе (ныне Дубровник) квартирмейстер Н… С… упал с мачты и разбился.
- 20 апреля 1875 года на траверзе Гравозы (маяк Pettini) унтер-офицер Самойлов упал с мачты и разбился.
- 2 августа 1875 года в Нагасаки матрос И… П… скончался от огнестрельной раны полученной по неосторожности от матроса-вестового.
- 29 марта 1876 года в Нагасаки матрос Ф… В… умер от воспаления лёгких.
- В 1876 году близ Гонконга утонул матрос С….
- В июле 1883 года в Копенгагене от тифа умер матрос Китов.
- 29 марта 1884 года в Пирее умер матрос Викшин Михаил Григорьевич (родился 1 ноября 1857 года)
- 14 мая 1884 года в Неаполе в госпитале умер от желтухи лейтенант Василий Харитонов (похоронен на кладбище города).
Интересные факты |
В 1858 году на корвете «Баян» по приглашению Морского министерства отправился в экспедицию А. Н. Майков. За время долгих стоянок в итальянских портах были написаны стихи из цикла «Неаполитанский альбом (Мисс Мэри)» и «Новогреческие песни»[18]
Пямять |
Внешние изображения | |
---|---|
Носовая фигура винтового корвета «Баян» |
- Копия носовой фигуры находится в Санкт-Петербургском Военно-Морском музее[19].
- Имя «Баян» унаследовал головной крейсер типа «Баян»
Примечания |
↑ 12345 Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. — СПб.: Типография морского министерства, 1872. — 798 с.
↑ РГА ВМФ. — Ф. 40. — Оп. 2. — Д. 1785. — Л. 48
↑ Рапорт капитан-лейтенанта Кроуна из Нью-Йорка от 24 ноября (6 декабря) 1857 г. // РГА ВМФ. — Ф. 283. — Оп. 2. — Д. 331. — Л. 3-4
↑ Окунев Михаил Михайлович // Военная энциклопедия / Под ред. В. Ф. Новицкого и др.. — СПб.: товарищество И. В. Сытина, 1914. — Т. XVII. — С. 117. — 382 с.
↑ Широкорад А. Б. Россия выходит в мировой океан. Страшный сон королевы Виктории. — М.: «Вече», 2005. — (Военный парад истории). — ISBN 5-9533-0751-9.
↑ 123 Широкорад А. Б. Россия — Англия: неизвестная война, 1857–1907. — М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 512 с. — (Военно-историческая библиотека). — 5000 экз. — ISBN 5–17–017796–8.
↑ 123 Обзор заграничных плаваний судов русского военного флота в 1850-1868 годах // {{{заглавие}}}. — СПб.: Типография Морского Ведомсква в Главном Адмиралтействе, 1871. — Т. I. — С. 215. — 701 с.
↑ Состовители: Малевинская М. Е., Вартанян Ю. Т. Елагинские чтения. Выпуск 6 / Научный редактор кандидат исторических наук Чернявский С. В.. — СПб.: ООО «ИТД «Остров», 2013. — С. 60. — 128 с. — ISBN 978-5-94500-076-6. Архивировано 4 марта 2016 года.
↑ Политическая философия Аполлона Майкова Архивировано 25 октября 2012 года.
↑ Дневник Великого Князя Константина Николаевича // Москва: Научная цифровая библиотека
↑ Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: «Вече», 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-9533-1517-3.
↑ Морские маневры в Финском заливе // Всемирная иллюстрация : Журнал. — Спб., 1884. — № 816—817.
↑ Морская Библиотека в лицах
↑ Копелев Д. Н. На службе Империи. Немцы и Российский флот в первой половине XIX века. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010. — С. 134. — 338 с. — («Территория истории». Выпуск 3). — ISBN 978-5-94380-096-2.
↑ Вокруг света за несколько лет
↑ Состовители: Малевинская М. Е., Вартанян Ю. Т. Елагинские чтения. Выпуск 6 / Научный редактор кандидат исторических наук Чернявский С. В.. — СПб.: ООО «ИТД «Остров», 2013. — С. 22. — 128 с. — ISBN 978-5-94500-076-6. Архивировано 4 марта 2016 года.
↑ Не скажет ни камень ни крест (опыт военно-морского некрополя 1696—1917)
↑ Ирина Лукьянова. Ему ты песен наших спой (рус.) // «Русский мир.ru» : Журнал. — М., 2013. — Июль.
↑ Петербург. Военно-Морской музей
Ссылки |
- Наш флот
- Корветы Балтийского флота