Баян (корвет)







































































Баян
Bayan1856-1893.jpg
«Баян» между 1858 и 1893 годами
Служба
Андреевский флаг Россия
Класс и тип судна корвет
Организация Балтийский флот
Изготовитель Франция «Колл и К°», Бордо
Строительство начато 1 октября 1856 года
Спущен на воду 11 июля 1857 года
Введён в эксплуатацию 1858 год
Выведен из состава флота 10 января 1893 года
Основные характеристики
Водоизмещение 1 969 т
Длина 65,95 м
Ширина 11,4 м
Осадка 5,6 м
Двигатели 1 паровая машина Шнейдера и Крезо
Мощность 300 л. с.
Вооружение
Артиллерия 16 пушек
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

Баян — парусно-винтовой корвет российского императорского флота[1].




Содержание






  • 1 Строительство


  • 2 Описание


    • 2.1 Корпус


    • 2.2 Силовая установка


    • 2.3 Вооружение




  • 3 Служба


  • 4 Известные люди служившие на корабле


    • 4.1 Командиры


    • 4.2 Старшие офицеры


    • 4.3 Другие должности




  • 5 Гибель моряков


  • 6 Интересные факты


  • 7 Пямять


  • 8 Примечания


  • 9 Ссылки





Строительство |


Заказан для нужд Российского императорского флота контр-адмиралом И. И. Шанцом во Франции за 415 717 рублей. Строительство корабля начато 1 октября 1856 года в Бордо на верфи «Колл и К°». Спущен на воду 11 июля 1857 года[2][3]. 28 октября 1857 года прибыл в Кронштадт на достройку в, которой руководил старший судостроитель Кронштадтского порта М. М. Окунев[4].



Описание |



Корпус |


Набор корпуса производился по системе инженера Армана. При его постройке применялись: французский дуб, тик и красное дерево[5].



  • Водоизмещение: 1969 тонн

  • Размеры:

    • длина: 65,95 метра

    • ширина: 11,4 метра

    • осадка: 5,6 метра





Силовая установка |



  • Силовая установка: 1 паровая машина Шнейдера и Крезо, в 1873 году котлы заменены на новые производства завода Берда.

  • Мощность: 300 и. л. с.



Вооружение |


Изначально вооружение состояло из шестнадцати 12-фунтовых длинных пушек (в других источниках 24-фунтовых пушек). После тимберовки в 1873 года вооружение изменили на четыре 6-дюймовые пушки образца 1867 года и четыре 9-фунтовые нарезные пушки образца 1867 года[6], к 1880 году вооружение вновь изменилось и состояло из четырёх 6-дюймовых пушек, четырёх 9-фунтовых пушек образца 1877 года и одной 4-фунтовой нарезной пушки[1].



Служба |


В 1858 году «Баян» (командир капитан 2-го ранга П. И. Истомин[7]) наряду с «Ретвизаном», «Громобоем», «Рюриком», и «Медведем» зачислен в эскадру Средиземного моря контр-адмирала К. И. Истомина, и должен был нести службу стационера в Афинах[6]. Но прибыв в Генуе 17 ноября 1858 года «Баян» был зачислен в состав эскадры под командованием генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича (также в неё вошли «Ретвизан», «Полкан», «Громобой», «Рюрик»), и 5 декабря перешёл в Тулон, 13 декабря в Виллафранк, и 22 декабря в Палермо. Во время стоянки в Виллафранке, команда участвовала в закладке первого камня Русской церкви в Ницце. Также в этой церемонии участвовали великий князь Константин Николаевич с сыном Николаем и великие княгини Александра Иосифовна и Екатерина Михайловна с супругом[8]. С 7 по 26 января 1859 года ходил с депешами в Грецию и обратно[7]. Далее оставался в Италии, исполняя связь между портами — Неаполь, Рагауза, Палермо[9]. С 16 марта по 24 апреля прошёл докование в Неаполе. 14 мая «Баян» присоединился к эскадре в Яффе и выполнял курьерские рейсы в Родос, Хиос, Султан-Кале (Дарданеллы), Смирну, Пирей, Неаполь. 5 июля «Баян» получил предписание вернуться в Кронштадт, куда прибыл в ночь на 31 августа[7].


Вечером 7 августа 1859 года «Баян» пришёл на рейд Сандауна и встал на якорь возле «Светланы». На следующий день Великий князь Константин Николаевич и граф Евфимий Васильевич Путятин посетили корабли на рейде, в ходе визита Великий князь остался недоволен «Баяном», так как счёл его ужасно грязным. 11 августа Великий князь делал ему парусное учение до Портсмута[10].


В 1864 году «Баян» в качестве учебного судна ходил с воспитанниками Морского кадетского корпуса Ф. Д. Изыльметьева в Балтийском море.


В 1873 году прошёл тимберовку в Николаевском доке Кронштадта с заменой вооружения и котлов на новые производства завода Берда.


В 1875 году начал переход на Дальний Восток России. 25 декабря 1876 года прибыл в Гонконг, и далее в Сан-Франциско в составе «Второй американской экспедиции» под командованием начальника Отряда судов Тихого океана контр-адмирала О. П. Пузино. В случае войны эскадра («Баян», «Всадник», «Абрек», «Горностай», «Японец», «Тунгус», «Восток» и «Ермак») должна была перейти к Ванкуверу и провести обстрел военных учреждений города, попутно уничтожая военные и купеческие суда противника. Затем отряд должен был перейти к Австралии и крейсировать у её берегов. После того как русско-британские отношения стали налаживаться, то 30 апреля поступил приказ эскадре покинуть американские воды и вернуться к обычному несению службы[6]. 20 мая 1877 года «Баян» вместе с клиперами «Абрек» и «Всадник» вышел из Гонолулу и 1 июля 1877 года прибыл во Владивосток. В 1877 году «Баян» являлся флагманским кораблём Тихоокеанского отряда контр-адмирала О. Р. Штакельберга. В 1879 году прибыл на Балтику, тем самым завершив кругосветное плавание[1][11].


В апреле 1884 года участвовал в больших морских манёврах в Финском заливе с Высочайшим смотром флота. По окончании манёвров Государь Император с Государыней Императрицей и Их Высочествами посетили корвет[12].


С 1 февраля 1892 года пеклассифицирован как учебное судно[1].


16 августа 1893 года «Баян» сдан Кронштадтскому порту, исключён из списков судов Российского Императорского флота 10 января 1899 года и переведён в блокшив № 4. В 1901—1902 годах продан на слом[1].



Известные люди служившие на корабле |



Командиры |



  • Капитан 2-го ранга Истомин Павел Иванович 1858 — ????

  • Капитан 2-го ранга Забудский Григорий Николаевич 1863 — ????

  • Капитан-лейтенант Кульстрём Карл Фёдорович 1867 — 1869

  • Капитан 2-го ранга Кузьмич Константин Павлович 1887 — 1890



Старшие офицеры |



  • Барон Бойе Аксель Иванович (фр. Baron de Baye), старший офицер 1857 — 1857 (перешёл из Бордо в Кронштадт)[13]

  • Капитан лейтенант Забудский Григорий Николаевич 1862 — 1863

  • Капитан 2-го ранга Энквист Оскар Адольфович, старший офицер 1887 — 1888[14]



Другие должности |



  • Механик Нозиков Николай Гаврилович, старший механик 1860 — 1863

  • Лейтенант Авелан Фёдор Карлович, вахтенный начальник 31 мая — 22 августа 1867

  • Мичман Всеволожский Дмитрий Дмитриевич, офицер 1875 — 1879

  • Алексей Костин (удостоен нашивки «За беспорочную службу»), горнист ???? — 1879[15]

  • Лейтенант Дабич Николай Дмитриевич, минный офицер 1884 — 1884

  • Мичман Шульц Максимилиан Фёдорович, офицер 21.05.1883 — 27.08.1885


  • Мордовин Константин Павлович, офицер 1887 — 1887[16]



Гибель моряков |


В ходе службы по разным причинам погиб ряд моряков корвета[17].



  • 26 января 1859 года в Палермо во время салюта оторвало руку и выбросило за борт неизвестного матроса, который через 2 часа умер.

  • 24 февраля 1859 года в Палермо при спуске брам-реи упал с крюйс-салинга на палубу и через 15 минут скончался матрос Зятьков Александр.

  • 11 августа 1859 года в Портсмуте неизвестный матрос упал в воду с марса-реи и утонул.

  • 20 апреля 1875 года в Рагузе (ныне Дубровник) квартирмейстер Н… С… упал с мачты и разбился.

  • 20 апреля 1875 года на траверзе Гравозы (маяк Pettini) унтер-офицер Самойлов упал с мачты и разбился.

  • 2 августа 1875 года в Нагасаки матрос И… П… скончался от огнестрельной раны полученной по неосторожности от матроса-вестового.

  • 29 марта 1876 года в Нагасаки матрос Ф… В… умер от воспаления лёгких.

  • В 1876 году близ Гонконга утонул матрос С….

  • В июле 1883 года в Копенгагене от тифа умер матрос Китов.

  • 29 марта 1884 года в Пирее умер матрос Викшин Михаил Григорьевич (родился 1 ноября 1857 года)

  • 14 мая 1884 года в Неаполе в госпитале умер от желтухи лейтенант Василий Харитонов (похоронен на кладбище города).



Интересные факты |


В 1858 году на корвете «Баян» по приглашению Морского министерства отправился в экспедицию А. Н. Майков. За время долгих стоянок в итальянских портах были написаны стихи из цикла «Неаполитанский альбом (Мисс Мэри)» и «Новогреческие песни»[18]



Пямять |









Images.png Внешние изображения
Image-silk.png
Носовая фигура винтового корвета «Баян»


  • Копия носовой фигуры находится в Санкт-Петербургском Военно-Морском музее[19].

  • Имя «Баян» унаследовал головной крейсер типа «Баян»



Примечания |





  1. 12345 Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. — СПб.: Типография морского министерства, 1872. — 798 с.


  2. РГА ВМФ. — Ф. 40. — Оп. 2. — Д. 1785. — Л. 48


  3. Рапорт капитан-лейтенанта Кроуна из Нью-Йорка от 24 ноября (6 декабря) 1857 г. // РГА ВМФ. — Ф. 283. — Оп. 2. — Д. 331. — Л. 3-4


  4. Окунев Михаил Михайлович // Военная энциклопедия / Под ред. В. Ф. Новицкого и др.. — СПб.: товарищество И. В. Сытина, 1914. — Т. XVII. — С. 117. — 382 с.


  5. Широкорад А. Б. Россия выходит в мировой океан. Страшный сон королевы Виктории. — М.: «Вече», 2005. — (Военный парад истории). — ISBN 5-9533-0751-9.


  6. 123 Широкорад А. Б. Россия — Англия: неизвестная война, 1857–1907. — М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 512 с. — (Военно-историческая библиотека). — 5000 экз. — ISBN 5–17–017796–8.


  7. 123 Обзор заграничных плаваний судов русского военного флота в 1850-1868 годах // {{{заглавие}}}. — СПб.: Типография Морского Ведомсква в Главном Адмиралтействе, 1871. — Т. I. — С. 215. — 701 с.


  8. Состовители: Малевинская М. Е., Вартанян Ю. Т. Елагинские чтения. Выпуск 6 / Научный редактор кандидат исторических наук Чернявский С. В.. — СПб.: ООО «ИТД «Остров», 2013. — С. 60. — 128 с. — ISBN 978-5-94500-076-6. Архивировано 4 марта 2016 года.


  9. Политическая философия Аполлона Майкова Архивировано 25 октября 2012 года.


  10. Дневник Великого Князя Константина Николаевича // Москва: Научная цифровая библиотека


  11. Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: «Вече», 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-9533-1517-3.


  12. Морские маневры в Финском заливе // Всемирная иллюстрация : Журнал. — Спб., 1884. — № 816—817.


  13. Морская Библиотека в лицах


  14. Копелев Д. Н. На службе Империи. Немцы и Российский флот в первой половине XIX века. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010. — С. 134. — 338 с. — («Территория истории». Выпуск 3). — ISBN 978-5-94380-096-2.


  15. Вокруг света за несколько лет


  16. Состовители: Малевинская М. Е., Вартанян Ю. Т. Елагинские чтения. Выпуск 6 / Научный редактор кандидат исторических наук Чернявский С. В.. — СПб.: ООО «ИТД «Остров», 2013. — С. 22. — 128 с. — ISBN 978-5-94500-076-6. Архивировано 4 марта 2016 года.


  17. Не скажет ни камень ни крест (опыт военно-морского некрополя 1696—1917)


  18. Ирина Лукьянова. Ему ты песен наших спой (рус.) // «Русский мир.ru» : Журнал. — М., 2013. — Июль.


  19. Петербург. Военно-Морской музей




Ссылки |



  • Наш флот

  • Корветы Балтийского флота









Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск