Подводная съёмка






Подводный бокс для фотоаппарата «Didital Ixus»





Простейший фотоаппарат «Canon Sure Shot WP-1»




Одноразовый фотоаппарат «Kodak-Sport» (глубина погружения до 15 м)


Подво́дная съёмка — кино- и фотосъёмка различных объектов, находящихся под водой.


Как правило, происходит с применением специального водонепроницаемого оборудования, или с помощью обычного фотоаппарата или кинокамеры, помещаемых в бокс для подводной съёмки или в мягкий водозащитный чехол.


Комплект для подводной съёмки на малых глубинах обычно состоит из съёмочного аппарата в боксе и автономного осветительного прибора. Профессиональные съёмки ведутся с использованием нескольких осветительных приборов с автономными источниками питания, средств установки аппаратуры на грунте или подводном аппарате, средств подводного транспортирования аппаратуры и средств связи между операторами.


Современное оборудование даёт возможность снимать и на глубинах, самому человеку недоступных, благодаря использованию средств дистанционного управления.


Именно в подводной фотографии наиболее полно раскрываются особые свойства цифровой фотографии из-за расширенных возможностей дополнительной манипуляции с изображением, т. н. «цифровой» ретуши.




Содержание






  • 1 Особенности


    • 1.1 Показатель преломления среды


    • 1.2 Рассеяние света в воде


    • 1.3 Спектральные особенности




  • 2 Некоторые разновидности


  • 3 История


  • 4 Выбор типа подводного бокса


  • 5 Примечания


  • 6 Ссылки





Особенности |



Показатель преломления среды |


Показатель преломления воздуха приблизительно равен 1. Показатель преломления воды равен 1,3.


В связи с этим объектив съёмочного аппарата должен быть отделён от водной среды воздушной прослойкой. Кроме того, переход световых лучей из более плотной среды в менее плотную сопровождается их преломлением, и их отклонение таково, что находящийся в воде предмет кажется ближе, чем на самом деле. Это приходится учитывать при фокусировке съёмочного объектива по шкале расстояний.


Соответственно уменьшается угловое поле объектива и меняется масштаб создаваемого на фотоматериале изображения. Как правило, для подводной съёмки применяют более короткофокусные объективы, нежели на воздухе.



Рассеяние света в воде |


Вода рассеивает лучи света в значительно большей степени, нежели воздух. Особенно существенно влияют на изображение взвешенные в ней частицы песка, ила, планктона. Это обуславливает понижение контраста и резкости изображения.


Исходя из этого, для подводной съёмки следует применять контрастные фотоматериалы.



Спектральные особенности |


Вода значительно лучше пропускает коротковолновую часть спектра, голубые и зелёные лучи. В результате при съёмке в естественном освещении цвет подводных объектов изменяется с погружением в глубину. Начиная с глубины 3-5 метров, практически полностью теряется красная и ослабляется жёлтая часть спектра.


Для глубин более 5 метров компенсация нарушений цветопередачи светофильтрами практически не применяется из-за сложности подбора. Как правило, применяется искусственное освещение.


Подводная съёмка на чёрно-белые материалы часто осуществляется с жёлтым светофильтром, задерживающим наиболее рассеиваемые водой синие лучи. Это существенно улучшает контраст получаемого изображения.



Некоторые разновидности |




Сплит — одновременно над и под водой


  • Сплит — съёмка одновременно в двух средах, с использованием поверхности воды как части сюжета.


  1. Преломление света создаёт совершенно различное представление о глубине пространства и смещает изображения подводных частей предметов относительно надводных.

  2. Сложность выбора экспозиции. Освещённость воздушной и водной частей отличается на несколько ступеней экспозиции, причём разница зависит от времени суток, чистоты воды.

  3. Разница в дистанции фокусировки.


Для компенсации второй и третьей проблем выпускаются специальные насадки, состоящие из полулинзы, создающей разницу в фокусном расстоянии и светофильтра, затеняющего верхнюю часть кадра.



  • Съёмка аквариума — наиболее простая разновидность, требующая, однако, избавления от паразитных отражений в стекле (обычно применяется поляризатор с направленим отклонения от оси съемки в 13 градусов)

  • Съемка в специально оборудованных подводных студиях.




История |




Первая подводная фотография. Вильям Томпсон (William Thompson), 1856




  • 1856 год — Вильям Томпсон (William Thompson) делает первые подводные снимки, используя фотокамеру, закреплённую на шесте.


  • 1886 год — Вячеслав Измайлович Срезневский создал водонепроницаемую камеру для морских съёмок.


  • 1893 год — Луи Ботан (Louis Boutan) сделал подводные фотографии в процессе погружения в стандартном водолазном скафандре c жёстким шлемом.


  • 1914 год — Джон Эрнст Вильямсон (John Ernest Williamson) снял первый в истории подводный кинофильм.


  • 1923 год — В. Лонгли (W.H. Longley) и Чарльз Мартин (Charles Martin) сделали первые цветные снимки под водой и впервые применили под водой магниевую вспышку.


  • 1933 год — в СССР Ф. А. Леонтович создал кинокамеру для подводной съёмки[1]


  • 1943 год — изобретение акваланга (Жак-Ив Кусто и Э. Ганьян, Франция) способствовало развитию подводной съёмки.


  • 1957 год — камера «Calypso Phot» была разработана Жаном Де Вутэ. Впервые выпущена в Австралии в 1963 году. Минимальная выдержка 1/1000 секунды. Аналогичная камера с минимальной выдержкой 1/500 секунды была позже выпущена фирмой Nikon и стала одной из самой продаваемых подводных камер.



Выбор типа подводного бокса |


При выборе водозащитного чехла или бокса следует помнить о затратах. Если мягкие водозащитные чехлы для компактных цифровых фотоаппаратов в розничной торговле стоят от 500 до 1500 рублей, то для цифровых зеркальных фотоаппаратов цена мягкого защитного чехла в розничной торговле составит уже от 70 до 120 % стоимости самого аппарата. Розничная цена жёстких подводных боксов для компактных цифровых фотоаппаратов обычно составляет от 1/2 до 2/3 стоимости самого компактного цифрового фотоаппарата, а для зеркальных цифровых фотоаппаратов от 1500 до 7000 долларов США в зависимости от материала (поликарбонат или металл), страны и фирмы производителя.


Ещё недавно на рынке доступного любительского оборудования для подводной фотосъемки лидировала фирма Olympus. Однако с распространением цифровой фотографии ряд других крупных производителей, такие как Canon, Fujifilm и Sony стали активно расширять линейку жёстких подводных боксов из поликарбоната для компактных цифровых фотоаппаратов.


Наибольшего размаха этот процесс получил у фирмы Canon, у которой, с небольшими исключениями, для каждого компактной цифровой камеры есть соответствующий ему жёсткий бокс для подводной съёмки[2]. При этом следует помнить, что жёсткие боксы для компактных камер создаются для каждой конкретной модели и не взаимозаменяемы с другими, пусть внешне очень похожими на них моделями аппаратов.



Примечания |





  1. Нисский, А. В. Подводная съёмка // Фотокинотехника: Энциклопедия / Гл. ред. Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — 447 с.


  2. Боксы фирмы Canon




Ссылки |



  • Фрагменты подводного видео

  • Подводное фото









Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск