Дхармапала

Multi tool use
Дхармапа́ла (санскр. धर्मपाल dharmapāla; пали dhammapāla; тиб. ཆོས་སྐྱོང་, Вайли: chos-skyong, тиб. пиньинь: Qögyong; кит. трад. 護法神, упр. 护法神, пиньинь: hùfǎshén — «защитник дхармы»; монг. сахиус, бур. сахюусан — «защитник, хранитель») — гневные божества в буддийской мифологии, защищающие Учение и каждого отдельного буддиста.
В Тибете наряду с калькированным термином «дхармапала» (тиб. ཆོས་སྐྱོང་, Вайли chos-skyong) употребляют «драгшед» (тиб. དྲག་གཤེད, Вайли drag-gshed), переводимый как «ужасный, гневный палач», от которого происходит монгольский термин «докшит». Также дхармапал именуют ангелами-хранителями[1].
Группа дхармапал в пантеоне разграничена нечётко, среди них нередко перечисляются идамы, дакини и местные божества народов, у которых распространялся буддизм.
Содержание
1 Происхождение
2 Ритуалы
3 Иконография
4 Классификация
5 Примечания
6 Ссылки
Происхождение |
В буддийской мифологии имеются легенды о том, как демоны магической силой святых были обращены в дхармапал. Так, Падмасамбхава покорил множество божеств тибетской религии бон, которые до этого препятствовали распространению буддизма в Тибете.
Ритуалы |
Культ дхармапал выражен в ритуальных костюмированных представлениях цам, в которых монахи-танцоры надевают деревянные маски божеств c париками и изображают их подвиги. Эти представления-мистерии приурочены к празднованию буддийского нового года и отдалённо напоминают китайский танец льва. Танцы исполняются под музыкальное сопровождение на открытом воздухе, чаще во дворе монастыря или храма[2]. Вне праздников поклонения драхмапалам выражаются в мантрах и подношениях их изображениям (танка) в посвящённых им храмах (бур. Сахюусан-сумэ).
Иконография |
Иконография дхармапал корнями уходит в индийское религиозное искусство, в культ танцующего многорукого бога Шивы и его супруги Кали. Божества изображаются низкорослыми, мускулистыми, их оскаленные пасти готовы проглотить врагов веры, их злобные лица выражают отвращение к мирским благам, их могучие мускулы означают способность победить зло. Они все трёхглазы, причем глаза их широко раскрыты и налиты кровью.
Классификация |
Первоначально выделяли четырёх дхармапал — хранителей четырёх сторон света[3]:
Вирупакша — красный, Запад,
Вайшравана — жёлтый, Север,
Вирудхака — синий, Юг,
Дхритараштра (Белый Махакала, Гонгор) — белый, Восток.
Некоторые исследователи[4] предлагают разделить дхармапал на две подгруппы (кшетрапалы и локапалы), однако и в этом случае за пределами классификации остаётся некоторое число дхармапал.
Классический тибетский список содержит имена 8 дхармапал[5]:
Имя |
Синоним |
Цвет |
Атрибуты |
|
---|---|---|---|---|
![]() |
Ямантака |
Shinje Shed |
тёмно-синий |
рога |
![]() |
Хаягрива |
Tamdrin, Дамдин |
красный |
тигровая юбка, корона из 5 черепов |
![]() |
Махакала |
Nagpo Chenpo |
тёмно-синий |
тигровая юбка, корона из 5 черепов |
![]() |
Палдэн Лхамо |
Шри Деви, Охин-Тэнгри |
тёмно-синий |
три глаза, тигровая юбка, корона из 5 черепов, мул |
Джамсаран |
Prana Atma, Begtse |
красный |
три глаза, корона из 5 черепов, |
|
Кубера |
Намсарай, Виттешвара, Вайшравана |
белый |
два глаза, знамя, белый лев, мангуст |
|
![]() |
Яма |
Чойджал, Номун Хан, Эрлик |
тёмно-синий |
голова быка, рога, три глаза |
Пехар |
Махапанчараджа, Белый Брахма, Таван хаан |
белый |
птичья голова |
Также к числу дхармапал относят Экаджати и Ваджрасадху.
Примечания |
↑ Буддийское божество Намсарай покровительствует шахматам.
↑ Цам — танцы гневных буддийских божеств.
↑ Дхармапала
↑ Chögyam Trungpa, Visual Dharma, Berk.-L., 1975, p. 22-23
↑ Дхармапалы
Ссылки |
- ДХАРМАПАЛЫ
JEQiSP0uH89 z Ng5afJ,QUJcbFyhsVRnK,szfw,DWHDThKxrRert4,dYSlwD1pGBQCIeiRtMh9ScxT1QefFN gj