Ньяя










Философия индуизма
Школы


  • Санкхья

  • Йога

  • Ньяя

  • Вайшешика

  • Миманса


  • Веданта

    • Адвайта

    • Вишишта-адвайта

    • Двайта

    • Ачинтья-бхеда-абхеда




Философы и мыслители

Древние


  • Вальмики

  • Капила

  • Патанджали

  • Гаутама

  • Канада

  • Джаймини

  • Вьяса

  • Маркандея

  • Яджнавалкья


Средневековые


  • Шанкара

  • Рамануджа

  • Мадхва

  • Нимбарка

  • Вишнусвами

  • Валлабха

  • Анандавардхана

  • Абхинавагупта

  • Мадхусудана

  • Намдев

  • Тукарам

  • Тулсидас

  • Кабир

  • Васугупта

  • Чайтанья


Современные


  • Ганди

  • Радхакришнан

  • Вивекананда

  • Рамана Махарши

  • Ауробиндо

  • Шивананда

  • Кумарасвами

  • Прабхупада

  • Анандамурти



Система ньяйи (санскр. न्याय, nyāya IAST, «закон, правило») — одна из шести главных теистических школ индийской философии (миманса , веданта, йога, санкхья, ньяя, вайшешика)[1]. Это реалистическая философия (теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики. Её базовый текст — «Ньяя-сутры».




Содержание






  • 1 Основы философии


  • 2 Этика ньяйи


  • 3 Теология найяиков


  • 4 Значение системы


  • 5 Примечания


  • 6 См. также


  • 7 Литература


  • 8 Ссылки





Основы философии |


Основы философии ньяйи были заложены мыслителем Готамой, который также известен как Гаутама (не путать с Буддой Гаутамой) и Акшапада[2]. Поэтому ньяя называется также системой Акшапады. Эта философия рассматривает главным образом условия правильного мышления и средства познания реальности. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия (пратьякша), вывода, или заключения (анумана), сравнения (упамана) и свидетельства, или доказательства (шабда). Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность, ум, деятельность, умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий.



Этика ньяйи |


Философы-найяики стремятся избавить душу от её привязанности к телу. Согласно системе ньяя, я (атман) представляет собой самостоятельную субстанцию, совершенно отличную от ума и тела и приобретающую атрибуты сознания в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Однако сознание не является неотъемлемым свойством я. Это — случайное, побочное свойство. Оно перестает ограничивать я в состоянии освобождения. Освобождение означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий, ставшее возможным благодаря правильному познанию действительности. Причем освобождение — это только облегчение страданий, а не удовольствие или счастье. Для достижения освобождения необходимо приобрести истинное познание своего я и всех других объектов опыта. Необходимо понять, что наше я отлично от тела, ума, чувств и т. д.



Теология найяиков |


Найяики считают Бога первопричиной созидания, сохранения и разрушения мира. Он создает мир не из ничего, но из вечных атомов, пространства, времени, эфира, умов и душ.
Мыслители этой школы доказывают существование Бога. Для этого они используют несколько аргументов.
В частности они говорят, что все сложные объекты мира, образованные определенной комбинацией атомов (горы, моря, реки и т. д.), должны иметь причину, потому что они по своей природе являются следствиями какого-то действия, подобно тому как следствием действия гончара является горшок. Без руководства со стороны разумной причины материальные причины этих вещей не могут достигнуть того порядка, связи и координации, которые дают им возможность производить определенные действия. Очевидно человек слаб для такого созидания.


Второй аргумент основан на вопросе о различности человеческих судеб. Найяики говорят, что причинами страдания и радости являются поступки людей совершенные в нынешней и прошлых жизнях. Если мир совершен Богом, не только всемогущим, но и морально совершенным, то, очевидно страдание человеку даётся за плохие поступки, а радость за хорошие. Если Бог является и творцом и моральным руководителем мира, то получается, что человеческие существа отвечают перед Богом за свои поступки. Из этого естественно и необходимо следует, что Бог награждает нас за хорошие поступки и наказывает за плохие. Иными словами, в мире, сотворенном Богом, хорошие действия должны вести к хорошим последствиям, а вредные действия не должны миновать вредных последствий.


Третий аргумент в пользу бытия Бога основывается на авторитете Вед.



Значение системы |


Значение системы ньяйи заключается в её методологии, то есть в теории познания, на которой строится эта философия. Созданная в ней теория познания является основой не только для ньяя-вайшешики, но с незначительными изменениями она служит и другим системам индийской философии. Ньяя применяет метод логической критики для решения всех жизненно важных и философских проблем. Ньяя не дает систематического представления о мире в целом в свете единого абсолютного принципа.



Примечания |





  1. Учебное пособие. Глава II. Философия Древней Индии и Древнего Китая


  2. Считается, что прозвище «Акшапада» (санскр. अक्षपाद, akṣapāda IAST, «смотрящий на ноги») Готама получил из-за того, что во время состояния сосредоточения смотрел себе на ноги.




См. также |


  • Ведийская литература


Литература |



  • Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья / Историко-философское исследование. пер. с санскрита и коммент. В. К. Шохина. — М. 2001.


  • Шохин В. К. Школы индийской философии. Период формирования IV в. до н. э. — II в. н. э. — М., 2004. — 415 с. ISBN 5-02-018390-3

  • Bhattacaryya, Gopikamohan. Studies in Nyāya-vaiśeṣika Theism. Calcutta: Sanskrit College 1961.

  • Chemparathy, George. An Indian Rational Theology: Introduction to Udayana’s Nyāyakusumāñjali.Publications of the De Nobili Research Library, Vol. 1. Vienna: Gerold & Co.; Delhi: Motilal Banarsidass 1972.

  • Ghokale, Pradeep P. Inference and Fallacies Discussed in Ancient Indian Logic (with special reference to Nyāya and Buddhism). Bibliotheca Indo-Buddhica Series, Sunil Gupta, ed.Delhi: Sri Satguru Publications 1992.

  • Chakrabarti, Kisor Kumar. Classical Indian Philosophy of Mind: The Nyāya Dualist Tradition. Albany: State University of New York Press 1999.



Ссылки |



  • Сатисчандра Чаттерджи, Дхирендрамохан Датта. «Древняя индийская философия. Часть первая»








Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Центральная группа войск

Троллейбус