Буддизм Чистой Земли
В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. |
Буддизм Чистой Земли (кит. 净土宗 цзинтуцзун; яп. 浄土宗, дзёдо-сю; вьетн. Tịnh Độ Tông, Тинь До Тонг), также амидаизм, амитоизм — школа буддизма Махаяны, ветвь дальневосточного буддизма.
Содержание
1 Обзор учения
2 Нэмбуцу
3 Восточная Чистая Земля
4 См. также
5 Примечания
6 Литература
7 Ссылки
Обзор учения |
(В соответствии с E.A. Торчинов Введение в буддологию):
Появлению Школы Чистой Земли предшествовало Общество Белого Лотоса (кит. 白蓮社, Бай лянь шэ, яп. , бякурэнся), созданное в 402 Хуэйюанем для почитания будды Амитабхи и совместного обретения рождения в Западной Чистой Земле — его «раю». После смерти Хуэйюаня деятельность общества прекратилась.
В V—VI веках активным проповедником культа будды Амитабхи стал монах Таньлуань, однако его деятельность вскоре после его смерти была забыта. Много позднее в Японии его сочинения были вновь открыты, и Таньлуаня провозгласили первым патриархом школы.
В 641 монах Шаньдао (613—681) встретился с наставником Даочо, который впервые проповедовал ему сутры, посвящённые почитанию Будды Амитабхи. Шаньдао основал собственную школу в монастыре Гуанминсы столицы Чанъань (Сиань).
Постепенно школа Цзинту становилась всё более популярной. Её философия складывалась на базе школы Тяньтай. Школа Цзинту не была исключительно монашеской, она активно привлекала к религиозной деятельности мирян.
В основе учения школы Чистой Земли лежит общемахаянский культ Будды Амитабхи, оформившийся в Китае в особую школу.
От прочих буддийских школ школа Чистой Земли отличается тем, что освобождение от сансары в ней достигалось не собственными силами, а благодаря спасительной силе другого — будды Амитабхи, её поэтому и называли «школой сил другого», в отличие от прочих школ — школ «собственных сил». Необходимость опоры на силы будды Амитабхи объяснялась последователями этой школы исходя из принципа угасания способностей существ в эпоху «конца Учения»; согласно доктрине этой школы (и некоторых других направлений буддизма в Китае), вся история буддизма делится на периоды «истинного Учения» (первые 500 лет после нирваны Будды), «Учения, лишь подобного истинному» (последующие 500 или 1000 лет) и «конца Учения» (следующие 1000 лет). В последний из этих периодов люди уже не способны понимать сложности буддийской философии и заниматься изощренной техникой йоги. Единственный путь — возложить все свои надежды на спасительную силу сострадания Амитабхи. Так же обосновывал исключительную важность повторения мантры «Сутры Лотоса» и один из главных противников школы Чистой Земли — японский монах XIII века Нитирэн.
Главной формой религиозной практики школы Цзинту было постоянное повторение мантры «Намо Амито-фо» (в японской традиции — «Наму Амида буцу» (яп. 南無阿弥陀仏), «Поклонение Будде Амитабхе»), (во Вьетнаме Нам Мо А Зи Да Фат Nam Mô A Di Ðà Phât), что называлось «памятованием о Будде» (кит. 念佛, нянь фо, яп. 念仏, нэмбуцу) и считалось при наличии полной веры главным способом обретения рождения в Чистой Земле.
В монашеской практике Китая и школы Дзёдо в Японии «памятование о Будде» дополнялось шестнадцатью видами созерцания Чистой Земли для обретения рождения в ней согласно «Сутре созерцания Амитаюса (Амитабхи)». Вообще, школа Цзинту не была чисто монашеской: простота вероучения и практики, созвучие представлениям народного буддизма делали её массовым направлением не только монашеского, но и мирского буддизма.
В Японию школа Цзинту (Дзёдо-сю) проникла из Китая в конце XII века. В начале XIII века из неё выделилось собственно японское направление — Дзёдо-синсю — «Истинная школа Чистой Земли», основанная Синраном (1173—1262). Эта школа первоначально с неодобрением воспринималась властями и даже вызвала в XV веке ряд восстаний икко-икки. Синран ещё больше усилил роль веры в Амитабху как личного спасителя каждого человека и подчеркнул особую значимость 18-го обета Амитабхи, то есть его клятвы спасти все без исключения живые существа. Отсюда более мирской характер направления Синрана по сравнению с китайской «ортодоксией»: в ней даже монахи могли иметь семью, есть мясо и т. д. — всё это неважно по сравнению с верой в Будду Амитабху и его спасительные обеты. Со временем школа Дзёдо-синсю наряду со своим давним противником — школой Нитирэн-сю — стала ведущей буддийской школой Японии (сейчас ей принадлежит 21,5 тыс. храмов и монастырей). Одним из известных японских популяризаторов Учения Чистой Земли был монах Куя (903 - 972), который изобрёл «танцевальную молитву» (яп. 踊り念仏) к будде Амитабхе.
Школа Чистой Земли также существует в Корее и Вьетнаме, причём во Вьетнаме она является одной из доминирующих школ[1].
В настоящее время школа Чистой Земли получила распространение на Западе (прежде всего в США — Гавайи, Калифорния), преимущественно в японской форме Дзёдо-синсю. Вначале её носителями были в основном представители японской и китайской диаспоры, но позднее к школе стали примыкать и последователи из иных этно-конфессиональных групп.
Нэмбуцу |
Нэмбуцу или Намо Амида Буцу — японская транслитерация санскритской мантры «Намо Амида Буддая» "Призываю Будду Амиду" или «Поклоняюсь Будде Амиде».
Важнейшая мантра, произносимая сотни раз в день последователями буддизма «Чистой Земли», по имени Будды Амитабхи или Амиды (Будды безграничного света) называемого амидаизмом.
Культ Амитабхи возник в рамках махаяны в первые века новой эры в Индии (Буддизм. Словарь. М. 1992 , с. 34).
В Японию амидаизм был принесен из Китая (куда он попал в IV-м веке н. э. из Индии). Особенностью этой формы буддизма является упование не на собственные силы, что вообще присуще основной массе буддийских школ, а на помощь Будды Амитабхи (Амиды), создателя рая Сукхавати (Земли Блаженства), куда попадает всякий призывающий имя этого Будды. Произносящий многократно эту мантру надеется возродиться в раю Амитабхи.
Формуле нэмбуцу придавалось сакральное значение как основной возможности возродиться в Чистой земле Будды Амитабхи. (Буддизм. Словарь. М.1992, с. 190)
В Китае эта формула звучала как Омитофо (Омитоо — Амида, Фо — Будда). См. Игнатович. Буддизм в Японии. (В кн. рассказывается о перенесении амидаизма из Китая в Японию).
Восточная Чистая Земля |
В тантрическом буддизме Ваджраяны помимо Западной Чистой Земли будды Амитабхи есть ещё и Восточная Чистая Земля Будды Акшобхьи, которая называется Абхирати. Эту Землю особо отмечает школа сингон, однако буддизм Восточной Чистой Земли не так популярен, как западной.
См. также |
- Дзёдо
- Дзёдо-синсю
- Школы буддизма
- Буддизм в Японии
- Буддизм в Китае
- Буддизм в Корее
Примечания |
↑ Cuong Tu Nguyen. Zen in Medieval Vietnam: A Study of the Thiền Uyển Tập Anh. Honolulu: University of Hawaii Press 1997, p. 94.
Литература |
- Амидаизм / Андросов В. П. // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 609. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X.
- Буддизм в Японии / Отв. ред. Т. П. Григорьева. — М.: Наука, 1993. — 704 с. — ISBN 5-02-017607-9.
- Бухаев Ю. Г. Амидаизм в традиционной японской культуре: (Историко-этнографическое исследование). Дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. — М., 1991.
- Кабанов А. М. Амидаистская практика нянь-фо в чань-буддизме // Общество и государство в Китае. XVII научная конференция. Ч. 1. — М.: Наука, 1986. — С. 156–161.
- Климов B. Ю. Правила, регламентирующие поведение японских адептов буддийской школы «Истинной веры чистой земли» во второй половине XV в. // Четвертые востоковедные чтения памяти О.О.Розенберга. Доклады, статьи, публикации документов / Сост. М. И. Воробьева-Десятовская, Е. П. Островская. Редактор Т. В. Ермакова. — СПб., 2011. — С. 38—55. — 320 с.
- Козловский Ю. Б. Японский амидаизм в эпоху средневековья // Буддийская философия в средневековой Японии / Отв. ред. Ю. Б. Козловский. — М.: Янус-К, 1998. — С. 17—29. — 392 с. — ISBN 5-86218-352-3.
- Макарова О. И. Искусство амидаизма // История японской культуры: учебное пособие для вузов / Отв. ред. А. Н. Мещеряков. — М.: Наталис, 2011. — С. 225—228. — 368 с. — ISBN 978-5-8062-0339-8.
Малзурова Э. Л.-Д. Учение амидаизма в дальневосточном буддизме. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. — Улан-Удэ, 2007. — 123 с.- Маслов А. А., Торчинов Е. А. Цзинту-цзун // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Т. 1. Философия / Гл. ред. М. Л. Титаренко. — М.: Восточная литература, 2006. — С. 532—535. — 727 с.
- Торчинов Е. А. Буддизм в Китае и на Дальнем Востоке // Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 304 с. — ISBN 5-93597-019-8.
- Трубникова Н. Н., Бабкова М. В. Почитание будды Амида и его Чистой Земли // Обновление традиций в японской религиозно-философской мысли XIII-XIV вв. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2014. — С. 107—162. — 752 с. — ISBN 978-5-8243-1920-0.
- Трубникова Н. Н., Бачурин А. С. История религий Японии IX-XII вв. — М.: Наталис, 2009. — 560 с. — ISBN 978-5-8062-0308-4.
Хантаева Е. И. История и доктрина школы Цзинту в письменных источниках. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. — Улан-Удэ, 2000. — 160 c.- Eitel, Ernest J. Hand-Book of Chinese Buddhism, being a Sanskrit-Chinese Dictionary with Vocabularies of Buddhist Terms in Pali, Singhalese, Siamese, Burmese, Tibetan, Mongolian and Japanese (Second Edition). New Delhi, Madras: Asian Educational Services. 1992.
Ссылки |
- The Way of Jodo Shinshu
- Jodo Shu official website
E-Sangha Buddhism Portal (недоступная ссылка)
The Pure Land Tradition (недоступная ссылка) (includes scriptures) (недоступная ссылка с 28-03-11 [2908 дней])
Digital Dictionary of Buddhism (недоступная ссылка) (log in with userID «guest») (недоступная ссылка с 28-03-11 [2908 дней])
- A Contemplative View of Amida — The Buddha of the Land of Bliss
Pure Land Learning College in Toowoomba, Queensland, Australia
- Буддизм Чистой Земли (Там Куи Кхи-Конг)
- Московское объединение буддистов «Соломенная хижина»