Военно-воздушные силы Исламской Республики Иран

Multi tool use
نیروی هوایی ارتش جمهوری اسلامی ایران Военно-воздушные силы Исламской Республики Иран | |
---|---|
![]() Опознавательный знак ВВС Ирана | |
Годы существования | с 1925 года |
Страна | ![]() |
Подчинение | Министерство обороны Ирана |
Входит в | Вооружённые силы Ирана |
Тип | Военно-воздушные силы |
Участие в | Ирано-иракская война |
Командиры | |
Действующий командир | Хасан Шах-Сафи |
Известные командиры | Джавад Факури[en] Ахмад Мигани |
Военно-воздушные силы Исламской Республики Иран (перс. نیروی هوایی ارتش جمهوری اسلامی ایران — niru-ye havâ-ye ârtesh-e jomhuri-ye eslâmi-ye irân, Nahâjâ; англ. Islamic Republic of Iran Air Force, IRIAF) — вид Вооружённых Сил Ирана. В их состав включены также силы противовоздушной обороны (ПВО) страны.
Корпус стражей исламской революции (КСИР) имеет свои собственные ВВС.
Содержание
1 История
2 Современное состояние
3 Техника и вооружение
3.1 Shahed 129[источник не указан 1094 дня]
4 Примечания
5 Ссылки
История |
Современные военно-воздушные силы были созданы на основе Имперских ВВС Ирана после исламской революции 1979 года. Они сразу же столкнулись со значительными трудностями. Введение США эмбарго на поставку оружия в Иран лишило запчастей авиапарк ВВС, полностью состоявший из самолётов и вертолётов американского производства. Кроме того, новая власть с недоверием относилась к офицерам бывшей шахской армии, и многие опытные пилоты и командиры подверглись репрессиям.
Несмотря на все трудности, ВВС Ирана сыграли значительную роль на раннем этапе ирано-иракской войны, начавшейся 22 сентября 1980 года. Попытка Ирака уничтожить авиацию противника на аэродромах провалилась. В течение недели после начала боевых действий иранские самолёты (F-4 «Фантом» II, F-5 «Фридом Файтер»/«Тайгер» II, F-14 «Томкэт») выполнили множество вылетов, подвергнув бомбардировке ряд военных и экономических объектов на территории Ирака, в том числе в Багдаде. Действия иранской авиации нанесли существенный ущерб тыловой системе Ирака, что замедлило темпы наступления иракских войск[1].
В апреле 1981 года иранская авиация провела свою самую удачную операцию: в результате налёта на аэродром в Западном Ираке было уничтожено, по иранским данным, несколько десятков вражеских самолётов. Но активность ВВС к этому времени значительно снизилась, а после 1982 года они почти перестали оказывать влияние на ход войны. Катастрофическая нехватка запчастей вынудила техническую службу заниматься «каннибализацией» (разбором на запчасти) самолётов, и число боеготовых машин неуклонно сокращалось. К 1983 году из нескольких сотен боевых самолётов в воздух могли подняться лишь около 100[2]. Неудовлетворительная ситуация с запчастями сохранялась до конца войны, несмотря на некоторые тайные поставки из США через Израиль.[3]
После завершения войны в 1988 году Иран предпринял меры по усилению своих ослабленных ВВС, закупив в Советском Союзе истребители МиГ-29 и фронтовые бомбардировщики Су-24, а в Китае — устаревшие истребители F-7 (копия МиГ-21). Неожиданное пополнение произошло в январе—феврале 1991 года, когда во время войны в Персидском заливе большое количество самолётов ВВС Ирака перелетело на иранские аэродромы, спасаясь от авиации союзников. Иран отказался возвращать эти самолёты, считая их своеобразной репарацией за ущерб в восьмилетней войне, и включил часть из них в состав своих ВВС.
Современное состояние |
На 2016 год численность ВВС Ирана оценивается в 18 тыс. человек в ВВС и 12 тыс. человек в ПВО [4]. Имелось 12 авиабаз, включая 10 истребительных и 2 транспортные. В своём составе ВВС имели до 25 боевых эскадрилий, 12 транспортных, 2 вертолётные, 10 отрядов связи и управления, 10 поисково-спасательных отрядов[5]. За истёкшее время построены две новые авиабазы.
В феврале 2013 года был представлен прототип нового истребителя Кахер 313, спроектированного с применением технологий малозаметности.
Техника и вооружение |
Боеспособно около 60% всей авиатехники производства США и 80% производства КНР/РФ. Список включает количество в ВВС Корпуса Стражей Исламской революции[4] Если не указано иное, данные приведены на 2016 год
Тип |
Производство |
Назначение |
Количество |
Примечания |
Изображение |
---|---|---|---|---|---|
Истребительная авиация | |||||
Qaher-313 |
![]() |
МФИ |
1 |
Разработан и построен силами Ирана в 2013 г., стелс самолет. |
|
HESA Saeqeh |
![]() |
Фронтовой истребитель |
5[6] |
Иранского производство, является обратной разработкой самолета Northrop F-5[4] |
![]() |
HESA Azarakhsh |
![]() |
Фронтовой истребитель |
30[7] |
Иранского производство, является обратной разработкой самолета Northrop F-5[4] |
|
F-14 Tomcat |
![]() |
Истребитель-перехватчик |
43[4] |
Построены в 1974—1979. Иран самостоятельно наладил производство запчастей для F-14. |
![]() |
МиГ-29 |
![]() |
Фронтовой истребитель |
36[4] |
36 Миг-29А/У/УБ[4] Перегнаны в 1991 из Ирака[8] |
![]() |
Dassault Mirage F1 |
![]() |
Фронтовой истребитель |
10[4] |
Построены в 1991. Перегнаны из Ирака во время войны в Персидском заливе в 1991 году[8] |
![]() |
F-7M |
![]() |
Фронтовой истребитель |
24[4] |
![]() |
|
Су-25 |
![]() |
Штурмовик |
10[4] |
7 Су-25К и 3 Су-25УБК. 7 перегнаны в 1991 из Ирака.[8] 1.07.2014 г. 7 машин перегнано в Ирак [3] |
|
Dorna/Tazarv |
![]() |
Учебно-тренировочный самолет / лёгкий штурмовик /лёгкий истребитель |
25[3] |
Разработан и построен силами Ирана |
|
Lockheed P-3MP |
![]() |
Противолодочный/патрульный самолет |
5[4] |
||
Lockheed T-33 |
![]() |
учебно-тренировочный |
9[4] |
||
RF-4E |
![]() |
Разведчик |
более 6[4] |
![]() |
|
Embraer EMB 312 |
![]() |
учебно-боевой самолёт, штурмовик |
15[4] |
||
MFI-17 |
![]() |
учебно-боевой самолёт, штурмовик |
25[4] |
||
Chengdu J-7 |
![]() |
учебно-тренировочный |
15[4] |
![]() |
|
PC-7 |
![]() |
учебно-тренировочный |
35[4] |
||
Paratsu |
![]() |
учебно-тренировочный |
12[4] |
Разработан и построен силами Ирана |
|
Бомбардировщики | |||||
Су-24МК |
![]() |
Фронтовой бомбардировщик |
30[4] |
24 перегнаны из Ирака в 1991[8] |
![]() |
F-4D/4E |
![]() |
Фронтовой бомбардировщик |
64[4] |
Постройки 1960-х |
![]() |
Northrop F-5 |
![]() |
Истребитель-бомбардировщик |
более 75[4] |
20 F-5B и более 55 F-5E/F[4]. Поставлялись с 1960 по 1970-е |
![]() |
Транспортная авиация | |||||
Boeing 707 |
![]() |
Транспортный |
более 3[4] |
2 пассажирских и более 1 в военно-транспортной авиации (могут быть использованы как военные транспортные, заправщики и т.д.)[4] |
![]() |
Boeing 747 |
![]() |
Транспортный |
более 7[4] |
5 пассажирских (из них 4 Boeing 747F) и более 2-х в военно-транспортной авиации (могут быть использованы как военные транспортные, заправщики и т.д.) [4] |
![]() |
Boeing 727 |
![]() |
Транспортный |
1 |
![]() |
|
Lockheed C-130E/H |
![]() |
Транспортный |
более 19[4] |
![]() |
|
Ил-76 |
![]() |
Транспортный |
12[4] |
![]() |
|
Xian Y-7 |
![]() |
Транспортный |
14[4] |
китайский вариант Ан-24РВ |
|
Harbin Y-12 |
![]() |
Транспортный |
9[4] |
||
Fokker F27 |
![]() |
Транспортный |
10[4] |
![]() |
|
Dassault Falcon 20 |
![]() |
Транспортный |
1[4] |
![]() |
|
Dassault Falcon 50 |
![]() |
Транспортный |
3[4] |
||
Ан-74ТК-200 |
![]() |
Транспортный |
11[4] |
||
HESA IrAn-140 |
![]() |
Транспортный/АВАКС |
5[4] |
Копия Ан-140. Запланировано 45 единиц[4] |
|
Административный самолёт и общего назначения | |||||
Lockheed JetStar-1329 |
административный самолёт |
1[4] |
|||
Pilatus PC-6 |
общего назначения. |
25[4] |
10 Pilatus PC-6B и 15 учебно-тренировочных Pilatus PC-6 |
||
Beech F33A/C |
общего назначения. |
25[4] |
Используются как тренировочные |
||
TB-21 Trinidad |
общего назначения. |
8[4] |
|||
TB-200 Trinidad |
общего назначения. |
4[4] |
|||
Aero Commander 680T |
общего назначения. |
3[4] |
|||
Вертолёты | |||||
Boeing CH-47 Chinook |
тяжёлый военно-транспортный |
более 2-х[4] |
![]() |
||
HESA Shahed 285 |
Ударный |
50[источник не указан 1021 день] |
Современный ударный вертолет полностью иранского производства, разработан на основе вертолетов Bell 206 и Panha Shabaviz 2061 |
![]() |
|
Bell AH-1 Cobra |
Ударный |
100[источник не указан 1021 день] |
Модернизированы с использованием авионики для HESA Shahed 285, в том числе установлен бортовой компьютер, радар, инфракрасный сканер. |
![]() |
|
Bell 206A |
2[4] |
AB-206A, иранское производство |
![]() |
||
Bell 214C |
многоцелевой |
30[4] |
AB-214C, иранское производство |
![]() |
|
Bell 412 |
многоцелевой |
2[4] |
|||
Shabaviz 2-75 |
многоцелевой |
нет данных[4] |
Иранского производство, является обратной разработкой вертолета Bell 204/205[4] |
||
Shabaviz 2061 |
многоцелевой |
нет данных[4] |
Иранского производство, является обратной разработкой вертолета Bell 206[4] |
||
БПЛА | |||||
|
Ударный БПЛА |
Является иранским дрон (UCAV) впервые публично представлен в сентябре 2012 года самолет утверждал, что способен выполнять боевые и разведвылетов с выдержкой 24 часов, что делает его первым иранским MALE БЛА. |
|||
Karrar |
![]() |
Ударный БПЛА |
Большое количество |
Тяжёлый атакующий БПЛА максимальная полезная нагрузка 1 тонна. Является основным атакующим БПЛА Иранской армии. |
|
Ababil |
![]() |
Ударный БПЛА |
Большое количество |
Средний («миди») БПЛА для разведки и атаки целей. |
|
Sofreh Mahi |
Ударный БПЛА |
По крайней мере 1 летающий прототип. |
Разрабатывающийся в Иране тяжёлый атакующий БПЛА. Разрабатывался с применением технологий захваченных на своей территории иностранных БПЛА,в том числе технологии RQ-170 Sentinel (?использует стелс-технологию). |
||
Mohajer 1,2,3,4 |
БПЛА |
Большое количество |
Серия средних(«миди») БПЛА Mohajer предназначена для разведки и наведения лазерных боеприпасов к целям. Mohajer 1 это первый БПЛА разработанный в Иране. Разработан и поступил на вооружение 1985 году. |
||
Zohal |
БПЛА |
Большое количество |
Микро-БПЛА вертикального взлета для тактической разведки. |
||
A1 |
БПЛА |
Значительное количество |
Перспективный средний разведывательный БПЛА. |
||
Shaparak |
БПЛА |
Значительное количество |
Перспективный средний разведывательный БПЛА. |
||
Ra'd |
БПЛА |
Значительное количество |
Перспективный средний разведывательный БПЛА. |
||
Saeghe |
Мишень БПЛА |
Большое количество |
Средний («миди») БПЛА предназначен для использования в качестве мишени и в качестве ложной цели для противника. |
||
ПВО | |||||
Рапира |
ЗРК |
30[4] |
|||
HQ-7 (FM-80) |
ЗРК |
250[4] |
Копия Crotale (ЗРК) |
||
Tigercat |
ЗРК |
15[4] |
Наземный вариант корабельной системы ПВО «Sea Cat» |
||
MIM-23B Hawk |
ЗРК |
более 150[4] |
|||
С-75 |
![]() |
ЗРК |
45[4] |
||
Сайяд-1 |
ЗРК |
20 ПУ |
Глубокая модернизация С-75. |
||
Сайяд-2 |
ЗРК |
50+ ПУ |
Глубокая модернизация С-75, дальность полета увеличена до 110 км. |
||
С-200 |
![]() |
ЗРК |
10[4] |
||
Фаджр-8 |
ЗРК |
30+ ПУ |
Произведенная в Иране копия С-200. |
||
Бавар-373 |
ЗРК |
Произведенная в Иране копия С-300.[9] |
|||
Тор-М1 |
![]() |
ЗРК |
29[10] |
Используются для защиты самых важных объектов ядерной промышленности. |
|
Панцирь-С1 |
![]() |
ЗРК |
10 на 2012г |
Используются для защиты самых важных объектов ядерной промышленности. |
|
Mersad |
ЗРК |
200+ ПУ |
Разработан и построен силами Ирана, является глубокой модернизацией MIM-23 Хок использует для наведения фазированную РЛС. |
||
Месбах 1 |
ЗУ |
300+ |
Зенитное артиллерийское орудие на основе ЗУ-23-2 использует для наведения РЛС и системы оптического наведения. |
||
Sa'ir (Saeer) |
ЗУ |
100+ |
Зенитное артиллерийское орудие на основе КС-19 использует для наведения РЛС и системы оптического наведения. |
||
FIM-92A Stinger |
Переносной зенитный ракетный комплекс |
общее количество всех ПЗРК оценивается в несколько тысяч единиц[11] |
|||
Стрела-2 |
![]() |
Переносной зенитный ракетный комплекс |
вероятно небоеспособны[4] |
||
Стрела-3 |
![]() |
Переносной зенитный ракетный комплекс |
|||
QW-1 |
Переносной зенитный ракетный комплекс |
Мисак-1 |
|||
QW-18 |
Переносной зенитный ракетный комплекс |
Мисак-2 |
|||
Игла-С |
![]() |
Переносной зенитный ракетный комплекс |
|||
ЗУ-23-2[4] |
![]() |
~100[11] |
|||
Oerlikon[11] |
буксируемая 37мм. зенитная установка |
н.д.[4] |
|||
Эрликон GDF-005Skyguard |
буксируемая 35мм. зенитная установка |
92[11] |
|||
С-60 |
![]() |
ЗРК |
~200[11] |
||
ЗПУ-2 ЗПУ-4 |
![]() |
более 100[11] |
|||
Bofors L70 |
зенитная пушка |
~50[11] |
Кроме того на вооружении частей иранской армии стоит около 200 легких гидросамолетов Bavar 2 иранского производства.
Примечания |
↑ Tom Cooper, Farzad Bishop. I Persian Gulf War: Iraqi Invasion of Iran, September 1980
↑ Ильин В. Е. «Фантом» F-4. — М.: АСТ; Астрель, 2001. — С. 307.
↑ 12 Е. М. Примаков. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами (вторая половина XX — начало XXI века). 2-е изд., пер. и доп. М., «Российская газета», 2012. стр.374-376
↑ 1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950515253545556575859 International Institute For Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 330. — ISBN 9781857438352.
↑ Военно-воздушные силы и ПВО Ирана Архивная копия от 22 декабря 2007 на Wayback Machine
↑ [1] Архивная копия от 28 января 2013 на Wayback Machine
↑ [2]
↑ 1234 История ВВС Ирака
↑ Иран успешно испытал собственный аналог C-300 | Терт.am — Новости Армении
↑ Россия начала поставки в Иран комплексов ПВО «Тор-М1» // «ПРАЙМ-ТАСС»
↑ 1234567 Зачем Ирану российские комплексы С-300 (неопр.). ТАСС. Проверено 17 мая 2016.
Ссылки |
- Военно-воздушные силы и ПВО Ирана (waronline.org, 2002)
kDiPbipASoqW3owE2S,bfhSwNoqG 5f9syjZ9IvCGmuVdfiWYzqbO,EGftwSb v