Джаз-фьюжн






























Джаз-фьюжн
Return to Forever 1976.jpg
Направление
джаз, рок
Истоки
Модальный джаз, классическая музыка XX века, блюз-рок, фанк, психоделический рок
Место и время возникновения
поздние 1960-е, США
Годы расцвета
1970-е
Производные

Smooth jazz, джаз-фанк, кроссовер-джаз, интелиджент

Джаз-фьюжн (также джаз-рок, джаз-рок-фьюжн или фьюжн; англ. fusion «сплав») — музыкальный жанр, соединяющий в себе элементы джаза и музыки других стилей, обычно поп, рок, фолк, регги, фанк, метал, R&B, хип-хоп, электронная музыка и этническая музыка. Альбомы фьюжн, даже сделанные одним исполнителем, часто включают в себя разнообразие этих стилей.


В конце 1960-х джазмены стали смешивать различные формы и импровизационные техники джаза с электрическими инструментами рока и ритмами соула и ритм-энд-блюза. В это же время некоторые рок-музыканты стали добавлять джазовые элементы в свою музыку. 1970-е стали десятилетием наибольшего развития фьюжна, хотя стиль хорошо представлен и в более поздние времена. Будучи скорее систематизированным музыкальным стилем, фьюжн может быть рассмотрен как музыкальная традиция или подход. Некоторая прогрессив-рок музыка также считается фьюжном.


Фьюжн-музыка обычно инструментальна, часто со сложными тактовыми размерами, метром, ритмом и удлинёнными композициями, содержащими импровизации. Многие выдающиеся фьюжн-музыканты узнаваемы по высокому уровню техники, сочетающемуся со сложными композициями и музыкальными импровизациями в метрах, редко встречающихся в других западных музыкальных формах.


Фьюжн-музыка обычно получает мало эфирного времени на радио в США, вероятно, из-за сложности своего звучания, отсутствия вокала и длинных композиций. Европейское радио более дружественно к фьюжн-музыке, также в Японии и Южной Америке присутствует значительное количество поклонников этого стиля музыки. Некоторые интернет-радиостанции представляют фьюжн, включая отдельные каналы таких сервисов, как AOL Radio и Yahoo! Launchcast.




Содержание






  • 1 Истоки фьюжн


  • 2 Расцвет жанра: 1970-е гг


  • 3 Джаз-фьюжн в СССР и России


  • 4 Некоторые важные фьюжн-альбомы


    • 4.1 1960-е


    • 4.2 1970-е




  • 5 Примечания





Истоки фьюжн |


В середине 1960-х Джулиан Эддерли (Julian «Cannonball» Adderley) стал исполнять музыку, сочетающую джаз и поп. В конце 1960-х Майлз Дэвис и The Tony Williams Lifetime использовали такие инструменты, как электрогитара, бас-гитара и электрическое фортепиано, для создания музыки, сочетающей джаз с роком и другими жанрами. Позже Херби Хэнкок (Herbie Hancock), Джо Завинул, Ян Хаммер (Jan Hammer) и Чик Кориа (Chick Corea) стали применять синтезаторы.


Джазовые музыканты следовали достижениям поп-музыки и тоже начали использовать улучшенный монтаж на современных студиях звукозаписи, многодорожечную запись и электронные эффекты к дополнению к композициям или импровизациям. Например, альбомы трубача Майлза Дэвиса In a Silent Way (1969) и Bitches Brew (1970) включают длинные (более 20 минут) композиции, которые никогда не записывались непосредственно музыкантами в студии, а музыкальные темы различной длины отбирались из записанных импровизаций и монтировались в единое целое. Это считается краеугольным камнем записей этого жанра.


Многие рок-музыканты стали независимо приближаться к джазовым формам в середине 1960-х. The Byrds в декабре 1965 года записали первую версию «Eight Miles High», инновационного сингла, подражающего стилю классического квартета Джона Колтрейна. В 1966 году Пол Баттерфилд (Paul Butterfield) и Майк Блумфилд (Mike Bloomfield) записали длинную импровизационную пьесу «East-West».


Другие рок-музыканты также исполняли и записывали рок-песни, включающие расширенные импровизации, длинные, состоящие из нескольких частей композиции. Например, Джими Хендрикс, The Allman Brothers Band в США и King Crimson, Soft Machine, Yes (которые исполнили «I See You» группы The Byrds в фьюжн-стиле) и Cream в Великобритании. Фрэнк Заппа выпустил свой первый джаз-рок альбом, Hot Rats, в 1969 году. Он продолжал иногда записывать фьюжн-музыку в течение своей карьеры (например, Waka/Jawaka и The Grand Wazoo), став значимым представителем жанра.


Некоторые известные джаз-рок группы также имели значительный успех в конце 1960-х и начале 1970-х, включая американские Blood, Sweat & Tears, Chicago, Steely Dan, Chase, Dreams, и британские Traffic, Colosseum и If.



Расцвет жанра: 1970-е гг |


В конце 60-х — начале 70-х гг. джаз-рок развивался параллельно с другим «усложнённым» направлением рок-музыки — прогрессивным роком (прог-рок). Степень музыкальной экспрессии и множество исполнительских приемов были взяты из рок-музыки. За счет смешения исполнительских приёмов рока и экспрессии, экспериментальности джаза, группам удалось добиться расширения спектра передаваемых ощущений. Одним из первых стал экспериментировать в этом направлении Фрэнк Заппа.


Некоторые группы (Blood, Sweat and Tears, Chicago и другие) взяли за основу звучание биг-бэндов, ритм-энд-блюз и различные направления рок-музыки. Другие группы, опираясь на фри-джаз, стали больше экспериментировать с электрическим звучанием инструментов, различными направлениями музыки, усложнять мелодию, ритм (Martin Kratochvil & Jazz Q[1], The Blue Effect[2]).
Джаз-фьюжн постепенно становился настолько близок к прог-року, что часто одни и те же группы причисляют сразу к обоим направлениям. Группы фьюжна уделяли много внимания импровизации, оттачивали исполнительскую технику, доводя её до виртуозности.
Самыми значительными командами, принятыми не только джаз-, но и рок-аудиторией, считаются группы Mahavishnu Orchestra, Weather Report, Return To Forever, Brand X, Uzeb



Джаз-фьюжн в СССР и России |



  • Одним из первых исполнителей музыки фьюжн в СССР и России стала группа «Арсенал», созданная в 1973 году саксофонистом Алексеем Козловым. В 1982 году бывший клавишник этой группы Вячеслав Горский создал свою группу «Квадро».

  • Первый советский альбом в стиле джаз-фанк/фьюжн "Лабиринт. Джазовые композиции" был записан в 1974 году ансамблем Мелодия под управлением Георгия Гараняна и выпущен в том же году всесоюзной фирмой грамзаписи "Мелодия" (С60 05277).

  • Свою музыку в стиле фьюжн, иногда с уклоном в прогрессив-рок, играли также эстонские инструментальные ансамбли «Радар», «Синопсис», «Проект ВСП», «Психо», «In Spe» и «Касеке».

  • Московская группа «ДК» являлась одной из ведущих джаз-рок групп СССР начала 80-х годов. Сам бывший лидер группы, Сергей Жариков, объяснил, что джаз-рок был одним из самых «почитаемых» жанров музыки, часто играемых в советских Домах Культуры:


.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}




Ну, мы стали играть джаз-рок. Почему джаз-рок? Потому что, чтобы репетировать, надо иметь базу. В Москве в Домах культуры было где-то десять директоров, старых лабухов, а все остальные комсомольцы. И вот хорошая база, это где сидел такой старый джазист. А чтобы туда прописаться, на эту базу, надо уметь играть джаз, то есть то, что ему (директору) нравится. И мы стали играть джаз, чтобы получить базу. Это было до смерти Андропова..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}


— Жариков на радио Финам FM[3]



  • Также на территории СССР и России элементы джаз-рока в своём творчестве использовали такие группы как Аквариум, Поп-механика, АукцЫон, Пикник, Химера.

  • В республиках Средней Азии в 1970—80-е годы существовало немало инструментальных ансамблей, также исполнявших фьюжн-музыку, но с этническим оттенком. Среди таковых были ансамбли «Бумеранг», «Гунеш», «Сато», «Фирюза», «Медео», «Анор», «Сункар», «Севиль» и др. Но, к сожалению, почти все они смогли выпустить не больше одного альбома.



Некоторые важные фьюжн-альбомы |



1960-е |




  • Майлз Дэвис "In A Silent Way" (1969)[4]


  • Фрэнк Заппа "Hot Rats" (1969)[5]


  • The Tony Williams Lifetime "Emergency!" (1969)[6]



1970-е |



  • Майлз Дэвис "Bitches Brew" (1970)[7]


  • Mahavishnu Orchestra "The Inner Mounting Flame" (1971)[8]


  • Джо Завинул "Zawinul" (1971)[9]

  • Майлз Дэвис "On The Corner" (1972)[10]


  • Чик Кориа "Return To Forever" (1972)[11]


  • Херби Хэнкок "Sextant" (1972)[12]


  • Weather Report "I Sing The Body Electric" (1972)[13]

  • Mahavishnu Orchestra "Birds Of Fire" (1973)[14]

  • Чик Кориа и Return To Forever "Light As A Feather" (1973)[15] rt


  • Билли Кобэм "Spectrum" (1973)[16]


  • Карлос Сантана и Махавишну Джон Маклафлин "Love Devotion Surrender" (1973)[17]

  • Херби Хэнкок "Head Hunters" (1973)[18]

  • Weather Report "Mysterious Traveler" (1974)[19]


  • Жако Пасториус "Jaco Pastorius" (1976)[20]


  • Эл Ди Меола "Elegant Gypsy" (1977)[21]

  • Жан-Люк Понти "Enigmatic Ocean" (1977)[22]


  • Пэт Мэтини "American Garage" (1979)[23]



Примечания |





  1. muzikus.cz (чешск.)


  2. Группа Blue Effect в Киевская городская библиотека (КГБ)


  3. Русский рок в лицах: группа "ДК" - архивный выпуск программы Содержание


  4. In a Silent Way - Miles Davis | Songs, Reviews, Credits, Awards | AllMusic


  5. Hot Rats - Frank Zappa | Songs, Reviews, Credits, Awards | AllMusic


  6. Emergency! - Tony Williams,The Tony Williams Lifetime | Songs, Reviews, Credits, Awards | AllMusic


  7. Bitches Brew - Miles Davis | Songs, Reviews, Credits, Awards | AllMusic


  8. The Inner Mounting Flame - Mahavishnu Orchestra,John McLaughlin | Songs, Reviews, Credits, Awards | AllMusic


  9. Zawinul - Joe Zawinul | Songs, Reviews, Credits, Awards | AllMusic


  10. On the Corner - Miles Davis | Songs, Reviews, Credits, Awards | AllMusic


  11. Return to Forever - Chick Corea | Songs, Reviews, Credits, Awards | AllMusic


  12. Sextant - Herbie Hancock | Songs, Reviews, Credits, Awards | AllMusic


  13. I Sing the Body Electric - Weather Report | Songs, Reviews, Credits, Awards | AllMusic


  14. Birds of Fire - Mahavishnu Orchestra | Songs, Reviews, Credits, Awards | AllMusic


  15. Light as a Feather - Chick Corea,Return to Forever | Songs, Reviews, Credits, Awards | AllMusic


  16. Spectrum - Billy Cobham | Songs, Reviews, Credits, Awards | AllMusic


  17. Love Devotion Surrender - John McLaughlin,Santana,Carlos Santana | Songs, Reviews, Credits, Awards | AllMusic


  18. Head Hunters - Herbie Hancock | Songs, Reviews, Credits, Awards | AllMusic


  19. Mysterious Traveller - Weather Report | Songs, Reviews, Credits, Awards | AllMusic


  20. Jaco Pastorius - Jaco Pastorius | Songs, Reviews, Credits, Awards | AllMusic


  21. Elegant Gypsy - Al di Meola | Songs, Reviews, Credits, Awards | AllMusic


  22. Enigmatic Ocean - Jean-Luc Ponty | Songs, Reviews, Credits, Awards | AllMusic


  23. American Garage - Pat Metheny,Pat Metheny Group | Songs, Reviews, Credits, Awards | AllMusic



.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}











Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск