Обжорство

Multi tool use

Фрагмент «Семь смертных грехов» И. Босха

Грех обжорства, фреска, алтарная часть крипты базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция
Обжорство (лат. gula, др.-греч. γαστριμαργία) — неумеренность и жадность в еде. Является одним из видов чревоугодия.
Содержание
1 Античность
2 Христианство
3 Изобразительное искусство
4 Интересные факты
5 Примечания
6 См. также
7 Литература
Античность |
![]() |
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Христианство |
В католическом богословии обжорство также является одним из семи главных грехов (грех против второй заповеди). Вместе с распутством классифицируется как «плотский грех» (лат. vitia carnalia).
В православной традиции обжорство вместе с пристрастием к утонченным вкусовым ощущениям является первой и коренной из восьми греховных страстей и носит название чревоугодия[1][2].
Преподобный Авва Дорофей в «Душеполезных поучениях», разделял грех чревоугодия на две составляющие:
- Гастримаргия (греч. чревобесие) — стремление человека просто наполнить своё чрево, не особенно уделяя внимание вкусу пищи.
- Лемаргия (греч. гортанобесие) — стремление человека к наслаждению от потребления вкусной пищи, получение удовольствия от вкуса[3].
В православии считается, что каждый кусок пищи, съеденный сверх утоления голода и всякий глоток влаги, выпитый после утоления жажды, просто для удовольствия, есть чревоугодие[1][4].
В классификации семи смертных грехов немецкого инквизитора Питера Бинсфельда обжорство олицетворялось Вельзевулом[5].
Изобразительное искусство |
В средневековой скульптуре изображается в циклах «Добродетелей и Пороков», также встречается и в эпоху Ренессанса, например, на гобеленах.
Аллегорическая фигура Чревоугодия может быть любого пола. Это толстый человек, обжирающийся и обпивающийся. Иногда страдающий рвотой. Может быть коронован виноградным венком, как Бахус, и держать блюдо с фруктами. Спутники-животные: жадный волк, свинья, любитель меда медведь и еж, который, по поверьям, собирал плоды на свои иголки[6]
Интересные факты |
Так как древние греки в основном ели руками, то известный древнегреческий обжора Филоксен часами закалял свои пальцы, опуская их в почти кипящую воду, чтобы всегда мог первым брать самые лакомые, самые горячие кусочки пищи[7].
Примечания |
↑ 12 Настольная книга священнослужителя. Таинства Православной Церкви. Таинство покаяния.
↑ Чревоугодие
↑ Авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение пятнадцатое. О Святой Четыредесятнице
↑ Путь к освящению: Наставления Святых Отцов о посте
↑ Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия. М.: Локид-Пресс, 2005.
↑ Дж. Холл. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Крон-пресс, 1996. С. 621.
↑ Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения. — Мн. — 1997 — С. 371 — ISBN 985-438-139-0
См. также |
- Психогенное переедание
- Нервная булимия
Литература |
Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 14. О любезном для всех и лукавом владыке, чреве.
Исаева Е. Л. «Семь смертных грехов. Наказание и покаяние». Издательство «Рипол Классик» – 2009г – 318с.
RePWAUL,FsbVJwB9me L,z3DGEJNXlwxfaS 8ogw JAJwGU3mfI9BmABA2h4rFvm,VK5yrc4UgZf1S aJ,3NCXTqPzkFbzcZ 1