Похоть






Похоть (фрагмент картины «Семь смертных грехов» И. Босха)


По́хоть[1] — грубое чувственное половое влечение[1][2], сладострастие[1].


В христианстве — всякая незаконная страсть и желание, отвращающее человека от Бога, развращение сердца, влекущее ко злу и греху[3]. Один из главных грехов.




Содержание






  • 1 Борьба с похотью в христианстве


    • 1.1 В Ветхом Завете


    • 1.2 В Евангелии


    • 1.3 В апостольских посланиях




  • 2 Искусство


  • 3 Литература


  • 4 Примечания





Борьба с похотью в христианстве |



В Ветхом Завете |


Уже самый первый грех оказался связанным с похотью:







«

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
(Быт. 3:6—7)


»

По Библии, похоть — один из самых частых и опасных грехов, при этом он настолько заразный, что о случаях похоти в священном тексте упоминается очень деликатно, как бы вскользь, чтобы не смаковать разврат, например: Быт. 6:2—7, Быт. 12:14—18, Быт. 19:4—14, Быт. 20:2—8, Быт. 34:2, Быт. 38:9—10, Быт. 39:7—12, Чис. 39:25—1, Суд. 14:1—3, Суд. 19:22—26, 1Цар. 14:2—22 и др.



В Евангелии |


Евангелие предлагает наивысший идеал отсечения человеком своей похоти:







«

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.


(Мф. 5:27—32)


»


В апостольских посланиях |






О тесной связи похоти и греха сообщается уже в апостольских посланиях, составляющих часть Нового Завета:







«

…каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех…
(Иак. 1:14-15)


»

Более широкое понимание похоти в христианстве отражается в том, что это слово в апостольских посланиях упоминается и во множественном числе:







«

…довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению…
(1Петр. 4:3)


»

Далее апостол Пётр в своём 1-м послании говорит о необходимости избегать похотей:







«

…не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем…
(1Петр. 1:14)


»






«

Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу…
(1Петр. 2:11)


»

Сходную мысль можно найти у апостола Павла (1Кор. 10:6).


Наконец, яркое и сильное высказывание о похоти находим в 1-м послании апостола Иоанна Богослова:







«

Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
(1Ин. 2:15-17)


»


Искусство |


Изображение семи смертных грехов как аллегорических фигур было обычным для средневекового искусства, причем Похоть и Алчность (Скупость) были особенно популярными. Скупость обычно персонифицировалась мужской фигурой, а Распутство — женской.


В западноевропейском искусстве Похоть (Распутство, Блуд, Вожделение, Сладострастие; лат. Libido, Luxuria) может представать в виде аллегорической, персонифицированной женской фигуры, практически всегда нагой (и с роскошными волосами)[4]. Ее атрибуты: свинья[5], воробей в руках, пара голубей — птиц Венеры, обезьяна; коза, медведь (или его пасть), реже бык и петух. Свободное половое поведение животных сделало их естественными спутниками Похоти[6].


В романской и готической скульптуре (в более позднее время сохранившимся в композиции Страшного суда) существовал устоявшийся тип изображения этого греха: отталкивающая обнаженная женщина, груди и гениталии которой пожирают жабы и змеи[7] (причем змеи могут быть похожи на локоны волос, трудноотличимы от них[4]). Церковь толковала это так: в аду за грехи наказывают через те органы, которые эти грехи порождали. Искусствоведы указывают, что христианские художники тут пользовались древним образом Земли-Матери (Tellus Mater), которая изображалась кормящей змей — античных символов земли[7].


Из предметов: нагота, дудка сатира, тамбурин, маски, игральные карты — символ праздности, плётка и кандалы — символ наказания, Она может держать зеркало и гребень[4] или быть окруженной языками пламени, зеркало также может держать обезьяна[6].


В эпоху средних веков Luxuria рассматривалась как злейшее из семи смертных грехов, а в период Ренессанса ее стали больше воспринимать, как «наслаждение», погоню за чувственными удовольствиями. Похоть оборачивается Любовью и изображается с помощью фигуры Венеры (в компании козла или верхом на нем). Среди других ее атрибутов кролики и голуби[8]. С Похотью также ассоциировалась музыка, поскольку она отвлекала душу от благородной деятельности. Поэтому музыкальные инструменты часто изображаются в аллегориях Похоти, особенности в нидерландской живописи 17 века[9]. Предостережения против похоти могут быть частью аллегорий вкуса[10].



Литература |




  • Исаева Е. Л. Семь смертных грехов. Наказание и покаяние. — Рипол Классик, 2009. — 318 с.

  • Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве = James Hall; introduction by Kenneth Clark. Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер. с англ. и вступительная статья А. Майкапара. — М.: «Крон-пресс», 1996. — 656 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-323-01078-6.

  • James Jerman, Anthony Weir. Images of Lust: Sexual Carvings on Medieval Churches. 2013

  • Shawn R. Tucker. The Virtues and Vices in the Arts: A Sourcebook. Wipf and Stock Publishers. 2015



Примечания |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}

























  1. 123 Похоть // Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: Св. 136000 словарных статей, около 250000 семантических единиц : В 2 т.. — М.: Рус. яз., 2000. — (Библиотека словарей русского языка). — ISBN 5-200-02800-0.


  2. похоть // Малый академический словарь. / Под ред. А. П. Евгеньева — М.: Институт русского языка Академии наук СССР, 1957—1984.


  3. Похоть // Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия. — 3-е изд. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. — 768 с.: ил. — (Библиотека энциклопедических словарей).


  4. 123 Roberta Milliken. Ambiguous Locks: An Iconology of Hair in Medieval Art and Literature. — McFarland, 2014-01-10. — 301 с. — ISBN 9780786487929.


  5. Холл. С. 499


  6. 12 James Hall. Illustrated Dictionary Of Symbols In Eastern And Western Art. — Routledge, 2018-05-04. — 258 с. — ISBN 9780429979569.


  7. 12 Холл. С. 465


  8. Irene Earls. Renaissance Art: A Topical Dictionary. — ABC-CLIO, 1987. — 366 с. — ISBN 9780313246586.


  9. Alberto Ausoni. Music in Art. — Getty Publications, 2009. — 386 с. — ISBN 9780892369652.


  10. The J. Paul Getty Museum. The J. Paul Getty Museum Journal: Volume 19, 1991. — Getty Publications, 1993-01-28. — 190 с. — ISBN 9780892362080.










Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Центральная группа войск

Троллейбус