Страдание
Страда́ние — совокупность крайне неприятных, тягостных или мучительных ощущений живого существа, при котором оно испытывает физический и эмоциональный дискомфорт, боль, стресс, муки.
Согласно словарю Ожегова, страдание — физическая или нравственная боль, мучение[1].
НФЭ определяет страдание как «претерпевание, противоположность деятельности; состояние боли, болезни, горя, печали, страха, тоски и тревоги»[2]. В то же время это форма активного напряжения физических и духовно-нравственных сил человека или совокупности индивидов; среди его свойств упоминают также отчаяние, раздвоение, страсти[3]. Отмечают также, что страданию имманентен, в той или иной мере, опыт познания[3].
Содержание
1 Этимология
2 В философии
3 В литературе
4 Психология
5 Религия
6 См. также
7 Примечания
8 Литература
Этимология |
Большая энциклопедия по психиатрии (2-е изд., 2012) приводит в качестве этимологии общеславянск. страда «работа; нужда»; лат. sterno «повергать в уныние, губить»[4].
И. В. Дробышева указывает греч. πάθημα, πάσχω «страдание, болезнь, мучение», считающиеся родственными греч. στρηνής, στρηνός «острый, грубый», лат. strēnuus «усердный, предприимчивый»[5].
В философии |
По А. Н. Чанышеву, «для античного мировосприятия вопрос о смысле (цели, оправданности) страдания почти невозможен», оно «выпадает на долю человека по закону, безразличному к отдельному лицу (рок)»[2].
Со времён Аристотеля страдание наделяется категориальным статусом, это одна из десяти выделяемых им философских категорий[6].
Эпикур считал, что мудрость, как результат изучения философии, исцеляет от душевных страданий[6].
В литературе |
- В русской литературе
В повести «Записки из подполья» Ф.М.Достоевского выражается мысль, что страдание является единственной причиной сознания: «… страдание есть сомнение, есть отрицание. Страдание — да ведь это единственная причина сознания. <…> сознание, по-моему, есть величайшее для человека несчастие, но я знаю, что человек его любит и не променяет ни на какие удовлетворения»[7]. Доктор философских наук С.М.Климова пишет: «Подпольный человек воспринимает сознание (сознание-страдание) как наказание за понимание, он открыл свободу в мысли, но совершенно не знает, что с ней делать»[8]. Как отмечает достоевист В.Н.Захаров, Достоевский «…воспринял каторгу как очистительное страдание, сопричастное Голгофе и воскрешению Христа»[9]. Поэтому в сочинениях Ф.М.Достоевского часто проводится идея очистительного страдания.
Алексей Ремизов противопоставляет страдание как полезные или необходимые неприятности муке как бессмысленным неприятностям..mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
Страдание же есть состояние духовное, светоносное и окрыляющее; оно раскрывает глубину души и единит людей в полуангельском братстве; оно преодолевает животное существование, приоткрывает дали Божии, возводит человека к Богу, побеждает отчаяние, дает надежду и укрепляет веру. В страдании тает тьма и исчезает страх.
.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
— Ильин И. «Творчество А.М.Ремизова»
Психология |
В психологии страдание рассматривается как состояние сильного внутреннего конфликта человека, когда различные внутренние желания или побуждения входят в противостояние друг с другом, как бы разрывая или наоборот скручивая человека изнутри.
Предельное напряжение страдания есть му́ка.
В работах большинства психологов страдание трактуется как угрожающее здоровью человека состояние, приводящее к неврозам и психозам[6].
Исследователь Д. А. Токарев отмечает, что отношение человека к страданию напрямую зависит от его отношения к жизни, от умения найти точку опоры в сложном и противоречивом мире[10].
По мнению исследовательницы Марии Бабалаевой, страдание побеждается любовью, всем жизненным устремлением человека к счастью[11].
Религия |
Ввиду того, что, сопровождая человечество на протяжении всей истории, страдания как таковые воспринимались как явное и наиболее острое отражение окружающей объективной действительности, они заняли особое место во многих вероучениях и философских системах. В частности, отдельное место страданиям отводится в буддийской философии, в христианстве, в иудаизме и др.:
- Страдание (буддизм)
- Страдание (христианство)
- Страдание (православие)
- Страдание (каббала)
В своём трактате «Страдание» К. Льюис, рассматривая страдание через христианское вероучение, выделяет страдание как исцеление, страдание как возмездие, страдание как путь к счастью, страдание как познание, страдание как испытание[6].
См. также |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
страдание в Викисловаре | |
Страдание в Викицитатнике |
- Пытки
- Стресс
- Гармония
Примечания |
↑ Значение слова: СТРАДАНИЕ - в словарях на ЧТО-ОЗНАЧАЕТ.РФ
↑ 12 Новая философская энциклопедия (см. ссылку ниже)
↑ 12 Феномен страдания в культуре современности
↑ Страдание
↑ http://e-lib.gasu.ru/konf/mak/arhiv/2005/48.doc
↑ 1234 Страдание как философская категория
↑ Часть 1/Глава 9
↑ С.М.Климова «Страдание у Достоевского: сознание и жизнь» http://cyberleninka.ru/article/n/stradanie-u-dostoevskogo-soznanie-i-zhizn#ixzz473K2WNbc
↑ В.Н. Захаров. «Достоевский и Евангелие» http://www.pravmir.ru/dostoevskij-i-evangelie/
↑ ∆изненные смыслы страдани€
↑ Виктор Франкл: философское истолкование смысла страдания
Литература |
- Страдание / А. А. Чанышев // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.