Зависть






Зависть (фрагмент «Семь смертных грехов» И. Босха)



За́висть — социально-психологический конструкт/концепт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения и чувств[1], возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает. По Словарю Даля, зависть — это «досада по чужом добре или благе», завидовать — «жалеть, что у самого нет того, что есть у другого»[2]. По Словарю Ушакова, называется «желанием иметь то, что есть у другого»[3]. Спиноза определял зависть как «неудовольствие при виде чужого счастья» и «удовольствие в его же несчастье»[4]. «Зависть полагает начало раздору [среди людей]», — отмечал Демокрит (фр. 631)[5].




Содержание






  • 1 Исследования зависти


  • 2 В психоанализе


  • 3 В религиях


    • 3.1 В христианстве


    • 3.2 В исламе




  • 4 В литературе


  • 5 См. также


  • 6 Примечания


  • 7 Литература





Исследования зависти |


В работах философов зависть рассматривается как общечеловеческое явление, отмечаются её деструктивные функции в стремлении обладать тем, что принадлежит другому и является предметом зависти, либо в желании отобрать, присвоить достижения другого[6].


Разностороннее исследование зависти как культурного феномена, различно себя проявляющего, представил Гельмут Шёк в своей работе «Зависть: теория социального поведения»[1].


Исследования в Национальном институте радиологии (NIRS) Японии, проведённые под руководством Хидехико Такахаси (Hidehiko Takahashi), показали, что реакция мозга во время зависти проходит в основном в передней части поясной извилины, при этом тот же регион мозга играет ключевую роль при болевых ощущениях.[7]



В психоанализе |


По мнению Мелани Кляйн, зависть противоположна любовным отношениям. В своей книге «Зависть и благодарность» она отмечает, что
«Завистливому человеку плохо при виде удовольствия. Ему хорошо только при страданиях других. Поэтому все попытки удовлетворить зависть тщетны»[8].


Жак Лакан подчёркивает, что нельзя путать зависть и ревность. Завидуя, мы вовсе не стремимся получить тот или иной объект, как правило, мы вообще не нуждаемся в том, в чём завидуем другому человеку, поскольку счастье другого вообще не скроено по нашему плечу.



В религиях |



В христианстве |


В католическом богословии зависть (лат. invidia) считается одним из семи смертных грехов, поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка. Определяется как «скорбь о благополучии ближнего»/«печаль о благе ближнего». Запрет на зависть появляется уже у Моисея в последней из десяти заповедей. Зависть считается родственной унынию, однако отличается предметностью. Основной причиной зависти в христианстве считается гордость — гордый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был ему равен, а особенно выше его и был в благополучии. Зависть рождается, когда начинается благополучие другого, и с прекращением его благополучия — заканчивается. Ещё одной причиной зависти называется «нерадение об исполнении должного» — лень.[9]
Выделяются следующие этапы развития зависти:



  1. неуместное соперничество,

  2. рвение с досадой,

  3. порицание (злословие) в отношении того, к кому испытывается зависть.[9]


Зависть противопоставляется таким христианским добродетелям, как смирение, великодушие, благожелательство и сострадание.


Преподобный Иоанн Дамаскин (VII век) указал на родство зависти и сострадания. Не называя их ни грехами, ни добродетелями, он относит эти понятия к неудовольствиям человека:
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}




Зависть — неудовольствие, испытываемое по поводу чужих благ; сострадание — неудовольствие, испытываемое по поводу чужих несчастий..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}


Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Полн. собр. творений Св. Иоанна Дамаскина, СПб., 1913. С. 217.



В исламе |


Исламские богословы делят зависть на два вида — «белую» и «черную». Чёрная зависть (араб. хасад) — один из грехов, осуждаемых в Коране. В хадисах пророка Мухаммеда строго запрещают проявление зависти: «Не завидуйте друг другу; не отворачивайтесь друг от друга, а будьте, о рабы Аллаха, братьями!». В исламе зависть считается проявлением негодования волей Аллаха, даровавшего что-либо другому человеку[10]. Когда завистливый человек видит успехи и блага других людей, он испытывает страдания от того, что кто-то пользуется благами, и жаждет, чтобы у других людей не было этих благ, которыми он не обладает[11].


Белая зависть (араб. гибта) возникает у человека, когда он наблюдает успехи и достижения других людей, но это чувство не вызывает в нём неприязни к этим людям. Он рад за них и желает им всяческих благ. Такой вид зависти в исламе относится к допустимому, положительному[11].


Зависть заставила Кабиля (Каина) убить своего брата Хабиля (Авеля), Иблиса — не поклониться Адаму, сыновей Якуба (Якова) попытаться убить Юсуфа (Иосифа)[11].



В литературе |


Известны как минимум несколько произведений, непосредственно раскрывающих тему зависти:



  • в романе Эжена Сю «Фредерик Бастьен: зависть»[12] (1848) зависть раскрывается в психотерапевтическом ключе ещё задолго до появления психоанализа и глубинной психологии;

  • повесть Германа Мелвилла «Билли Бадд, фор-марсовый матрос. Истинная история»[13] (1891) предоставляет литературный анализ проблемы зависти в человеческой жизни;

  • роман Юрия Олеши «Зависть» (1927) о проблеме зависти в советском обществе[14];

  • зависть рассматривается в утопическом романе английского писателя Л. П. Хартли «Справедливость налицо»[15] (1960).



См. также |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}










  • Ненависть



Примечания |





  1. 12 Шёк, Гельмут. Зависть: теория социального поведения. Пер. с англ. В. Кошкина под ред. Ю. Кузнецова. — М.: ИРИСЭН, 2010. — 544 с.


  2. Зависть ; Завидовать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.


  3. Зависть // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.


  4. Этика (Спиноза), III ч.


  5. Антология мировой политической мысли


  6. Зависть в структуре отношений субъектов, испытывающих трудности общения


  7. Учёные нашли в мозге зоны зависти и злорадства — membrana.ru со ссылкой на Pink Tentacle


  8. Кляйн М. Зависть и благодарность. СПб., 1997. С. 19.


  9. 12 Преподобный Амвросий Оптинский. О зависти. (недоступная ссылка)


  10. Как избавиться от зависти? (неопр.). islam.ru (14 января 2015). Проверено 29 сентября 2015.


  11. 123 Абдрахман Хабибуллин. Зависть – яд для сердца (неопр.). Инфо-ислам (28 января 2011). Проверено 29 сентября 2015.


  12. Sue E. (no date) Frederick Bastien: Envy. — Boston, vol. 2. Оригинальное название (фр.) Eugène Sue. Frédéric Bastien. — Leipzig, 1848.


  13. Мелвилл Г. Билли Бадд, фор-марсовый матрос. Истинная история. // Мелвилл Г. Повести. — М. : Художественная литература, 1977.


  14. Олеша Ю. К. Зависть // Олеша Ю. К. Избранное. — М. : Художественная литература, 1974.


  15. Hartley L.P. Facial Justice. — London, 1960, New York, 1961.




Литература |



  • Орлов Ю. М. Зависть // Наука и религия. — М. : Знание, 1991. — № 9. — С. 33—34.


  • Шёк, Гельмут. Зависть: теория социального поведения. Пер. с англ. В. Кошкина под ред. Ю. Кузнецова. — М.: ИРИСЭН, 2010. — 544 с. (Серия «Социология»). — ISBN 978-5-91066-033-9

  • Зависть // Словарь Группы Лакановского Психоанализа. Санкт-Петербург, 2008


  • Леви, Владимир Львович. О зависти.


  • Святитель Иоанн Златоуст. О зависти. Том 12, книга 2, Слово 17


  • Святитель Василий Великий. Беседа 11 О зависти


  • М.Бутовская О зависти и интроверсии


  • Исаева Е. Л. «Семь смертных грехов. Наказание и покаяние». Издательство «Рипол Классик» – 2009г – 318с.











Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Центральная группа войск

Троллейбус