Духовность




Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.




Содержание






  • 1 В психологии


  • 2 В современном западном религиоведении


    • 2.1 См. также


    • 2.2 Примечания


    • 2.3 Литература


    • 2.4 Ссылки







В психологии


Проблема духовности в психологии впервые стала рассматриваться в конце XIX – начале XX века в рамках понимающей психологии, представители которой (Вильгельм Дильтей,
Эдуард Шпрангер) делали акцент на изучении человеческой психики в связи с духовными видами деятельности (культура, искусство, этика и др.), а не с естественными науками. В дальнейшем духовность стала предметом изучения аналитической психологии Карла Густава Юнга, в которой духовная культура Запада и Востока анализировалась с использованием концепций коллективного бессознательного и архетипов. Юнг заложил основы психологического анализа религии и алхимии[1].


Следующим этапом психологического изучения духовности стало её рассмотрение в рамках гуманистической, трансперсональной и экзистенциальной психологии. В психосинтезе Роберто Ассаджоли духовность связана с высшим бессознательным, которое служит источником творческого вдохновения. Абрахам Маслоу рассматривает духовность в связи с пиковыми переживаниями, которые возникают в процессе самоактуализации. Станислав Гроф рассматривает духовность в связи с трансперсональными переживаниями и духовными кризисами. В современных работах по трансперсональной психологии большое внимание уделяется описанию и анализу практик духовного целительства, используемых в шаманизме и других традиционных культурах.
Виктор Франкл считает духовность высшим антропологическим измерением личности, которое он помещает над телесным и психическим измерениями. Альтернативным подходом к проблеме духовности в экзистенциальной психологии является концепция Адриана Ван Каама[en], который связал духовность с трансцендентностью[1].


В христианской психологии духовность рассматривается в связи с высшими силами божественной либо демонической природы, которые проявляются в человеческих поступках. При этом существование каких-либо других видов духовности христианская психология отрицает[1].


В подавляющем большинстве подходов к духовности она рассматривается как явление, выходящее за рамки индивидуальности и связанное со сверхличностными, божественными или космическими силами. Духовность является признаком зрелости личности, вышедшей за пределы своих узких интересов и преходящих ценностей[1].


воспитательной или патриотической работы.



В современном западном религиоведении


Духовность в наиболее общих чертах характеризуют как «жизнь, проживаемую в полноте уникального опыта внутренних переживаний человека, в которых могут присутствовать традиционные западные культурные символы» и другие значимые для человека образы. Как отмечает Айлин Баркер, духовность отличается от религиозности тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренний опыт человека[2].



См. также



Логотип Викисловаря
В Викисловаре есть статья «духовность»



  • Жизнь после смерти

  • Божество

  • Парапсихология

  • Разум

  • Религия

  • Скептицизм

  • Супранатурализм

  • Суеверие

  • Святость

  • Нравственность

  • Этика

  • Мораль

  • Духовная культура




Примечания





  1. 1234 Д. А. Леонтьев. Духовность // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Составление и общая редакция. И. Т. Касавин. — Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. — С. 217-218. — 1248 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-88373-089-3.


  2. Степанова, 2011, с. 128.




Литература



  • Степанова Е. А. Новая духовность и старые религии // Научно-теоретический журнал «Религиоведение». — 2011. — № 1. — С. 127—134.

  • Тэнзин Гьяцо (Далай-лама XIV). Этика для нового тысячелетия. — Нартанг. — 2001.

  • Джемс Вильям. Многообразие Религиозного Опыта. — Научно-теоретический журнал «Религиоведение».

  • Роберт Фуллер. "Духовные, но не религиозные". — Издательский дом "Oxford University Press". — 2001. — 224 p.



Ссылки




  • Профессор Алексей Осипов: Все больше смешиваются добро и зло // Православие и мир, интернет-портал, 03 марта 2015 г.

  • Абросимов Б. Н. Духовность личности в контексте русской идеи XX века

  • Дончев Стоян Димитров. Две Европы: Славянская идея в XXI веке


  • А. Мень. O Духовности.  (недоступная ссылка с 16-05-2013 [2043 дня] — история)

  • Лещук И. И. ЛАБИРИНТЫ ДУХОВНОСТИ

  • В. Г. Соколов Возможна ли монополия на духовность?

  • Ю. В. Щербатых Духовность

  • Сигачев А. А. Духовность науки // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» : (пример использования духовности не к месту). — 2009. — № 1 - Философия. Политология.








Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск