Бизнес




Бизнес (англ. business — дело, занятие, предприятие) — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.


В русском языке слова предпринимательство и бизнес используются как синонимы[1][2], но иногда пытаются обозначить разницу значений[3][4]. В английском языке слово бизнес используется для всех оттенков значения понятия дело.


Бизнес является одним из основных занятий в условиях рыночной экономики, источником экономического и социального развития общества. Охватывает производственную, коммерческую, консультационную, банковскую и другие сферы деятельности.


По численности работников, объёму производства продукции, условиям деятельности выделяют малый, средний и крупный бизнес. Самый массовый вид бизнеса — малый бизнес: как правило, это небольшое предприятие, которое выпускает однородную продукцию и занимает небольшой удельный вес на рынке. В некоторых странах существует система государственной поддержки такого бизнеса, так как он, самоорганизуясь, устраивает ежедневные мелкие нужды людей, одновременно обеспечивая широкую занятость.


Человек, который позиционирует себя как бизнесмен — ориентирует свои действия на создание себе актива, который, со временем, не перестанет приносить ему доход независимо от дальнейшей активности личного участия в нём. Он может быть или только собственником предприятия, или так же работать на своём предприятии, или развивать себе партнёрство с любым удобным крупным предприятием в сфере менеджмента, маркетинга, финансов и др.




Содержание






  • 1 История бизнеса


  • 2 Виды бизнеса


    • 2.1 Производственный бизнес


    • 2.2 Коммерческий бизнес


    • 2.3 Финансовый бизнес




  • 3 Бизнес по странам


    • 3.1 Бизнес в России




  • 4 Примечания


  • 5 См. также


  • 6 Литература





История бизнеса |


Содержание понятий «бизнес» и «предпринимательство»
стало исследоваться на рубеже XIX—XX вв. Экономист А. Маршалл
(1907—1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый
фактор — организацию. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и придаваемые ему функции.


По-новому взглянул на эту проблему английский экономист
лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. Ф. А. Хайек
(1899—1984). По его мнению, сущность предпринимательства -
это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности.
В дальнейшем оно продолжилось в классических теориях и новейших концепциях, отражающих специфику развития и
функционирования общественной и экономической систем.


Классическая школа политэкономии (А. Смит и Д. Риккардо). Английские ученые-экономисты А. Смит (1723—1790) и
Д. Риккардо (1772—1823) представляли экономику как саморегулирующийся механизм. Предприниматель ради реализации
определенной коммерческой выгоды и получения прибыли идет
на принятие риска, поскольку вложения капиталов в то или иное
дело всегда содержат в себе элемент риска. Предпринимательская прибыль и есть, по мнению Смита, компенсация собственника за риск. Он характеризовал это понятием «экономический человек», которое соответствует характеристикам рационально-
го (разумного) поведения. Другой автор, Д. Риккардо видел в бизнесе абсолютный, вечный и естественный способ производства,
а предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве
обязательного элемента эффективного ведения хозяйства.


Марксизм. Согласно исследованиям немецкого ученого
К. Маркса в труде «Капитал», основу прибыли составляет прибавочная стоимость, которую предприниматель присваивает в форме
результата «работы» его капитала, а не покупает у рабочего. Поэтому бизнес — противоречивое явление, способное породить и порождающее разнообразные конфликты в обществе, и, таким образом он выступает нежелательным компонентом жизни людей в целом.


Теория авансового капитала. Она является противопоставлением предыдущей точки зрения. Согласно ей, предприниматель рискует, выплачивая заработную плату рабочим и покупая новое сырье, при этом не реализовав еще свою продукцию.


Институционализм. Институциональное направление экономической мысли сложилось в первые десятилетия
XX в. (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл). Они представляли три крупнейших направления: социально-психологическое,
социально-правовое и институционально-статистическое. Согласно этому подходу, промышленность и бизнес представляют
собой дихотомию (первое — это источник изменений и прогресса,
а второе — фактор, который противодействует ему).



Виды бизнеса |



Производственный бизнес |


Производственный бизнеc реализуется в рамках конкретных
производственных структур (в основном в рамках негосударственных предприятий), выполняющих в обществе особо важную
функцию. Они производят материальные и духовные блага, которыми
пользуются как физические лица (потребительские товары),
так и юридические лица (средства производства).



Коммерческий бизнес |


Коммерческий бизнес может быть реализован через
соответствующие коммерческие организации. К ним относятся торговые учреждения — магазины, супермаркеты, товарные
биржи и т. п. Сферой их основной коммерческой деятельности
является купля и продажа различных товаров и услуг. К коммерческому бизнесу относится закупочно-посредническая деятельность многочисленных организаций, покупающих товары у товаропроизводителей, а продающих их торговым учреждениям и
извлекающих при этом свою прибыль. Чем больше посредников
между товаропроизводителями и торговыми организациями, тем
дороже приобретаемые потребителями товары.



Финансовый бизнес |


Финансовый бизнес — это особая, самостоятельная сфера коммерческого бизнеса, в которой продается и покупается специфический товар — национальная и иностранная валюта, ценные бумаги
(акции, векселя, облигации и пр.). В этом бизнесе деньги в форме
кредита «продаются» на определенное время покупателю, который
впоследствии возвращает сполна всю занятую у кредитора сумму
и выплачивает за пользование ею определенный процент. Последний представляет собой своеобразную цену этого товара и обеспечивает кредитной организации определенную прибыль. Продажа
и перепродажа иностранной валюты, а также ценных бумаг тоже
относятся к области финансового бизнеса, где есть свой предмет
труда и свой готовый товар, приносящий его владельцу при удачном ведении дела прибыль. Финансовый бизнес реализуется через
различные организации и учреждения, такие как коммерческие
банки, кредитные союзы, инвестиционные и лизинговые компании, фондовые биржи, страховые и трастовые компании.



Бизнес по странам |



Бизнес в России |


Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) установил возможность создания предприятий различных организационно-правовых форм.


В ГК РФ раскрывается сущность и содержание бизнеса:



  • Смысл предпринимательской деятельности заключается в удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах;

  • Удовлетворение потребностей достигается путем использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг;

  • Движущий мотив предпринимательства, его цель — получение прибыли;

  • Занятие предпринимательской деятельностью — неотъемлемое право гражданина (здесь требуется не разрешение, а регистрация);

  • Предпринимательская деятельность носит инициативный характер (предпринимателя не назначают, им становятся);

  • Предпринимательство — это не одноразовый акт, а постоянное занятие, систематическая деятельность;

  • Предпринимательская деятельность рискованна по своей природе. Риск здесь обусловлен возможностью понести убытки по не зависящим от предпринимателя причинам.



Примечания |





  1. Бизнес // Российский энциклопедический словарь / глав. ред. А. М. Прохоров. — М., 2000.


  2. Предпринимательство // Российский энциклопедический словарь / глав. ред. А. М. Прохоров. — М.: «Большая российская энциклопедия», 2000.


  3. Бизнес // Экономика. Словарь по обществознанию / под ред. Ю. Ю. Петрунина, М. И. Панова. — М., 2006.


  4. Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности. — С. 19




См. также |



  • Предпринимательство

  • Компрадор



Литература |



  • Воробьев, Е. Б. История развития бизнеса в России и за рубежом: методические указания / Е. Б. Воробьев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2012. — 52 с.

  • Чалавек і грамадства: Энцыкла. даведнік. — Мн: БелЭн, 1998. ISBN 985-11-0108-7




Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск