Антигерой






Обаятельный мошенник Остап Бендер, антигерой из книг Ильфа и Петрова


Антигеро́й — условный тип литературного героя, лишённый героических черт, но несмотря на это занимающий центральное место в литературном произведении[1]. Близкими к антигерою понятиями являются трикстер и байронический герой.


Антигероя не следует путать со злодеем или с антагонистом, противником протагониста (героя или антигероя).




Содержание






  • 1 История понятия


    • 1.1 В классической литературе


    • 1.2 В популярной культуре




  • 2 Примечания


  • 3 Литература





История понятия |


Уже в древней мифологии встречаются неоднозначные, морально «серые» герои, в особенности трикстеры, такие как Локи в скандинавской мифологии. Антигероев можно найти и в фольклоре, народных сказках, баснях, где часто встречается комический антигерой — трус, дурак, жадина.


Определённый момент, когда антигерой появился как литературный троп, назвать не представляется возможным. Сам термин восходит к 1714 году. Со временем антигерой эволюционировал, меняясь, как и общественные концепции героя, от Фауста и шекспировского Фальстафа к «Признаниям бандита» Филиппа Тейлора[2].



В классической литературе |


Характерным антигероем классической литературы XIX — начала XX века был байронический герой, сомневающийся и мятущийся лишний человек. Подобного рода антигероями были и Евгений Онегин из одноимённого романа Пушкина, и Родион Раскольников из «Преступления и наказания» Достоевского[3].


В русской литературе второй половины XIX века антигерой выступает как человек, чьё существование бессмысленно, безрадостно, подчинено стереотипам среды и собственным эгоистическим побуждениям. Конкретное воплощение этот архетип получает, например, у Чехова и Достоевского в образах Беликова, Свидригайлова, Лужина[2].


Достоевский, который ввёл в литературный оборот сам термин «антигерой» («Записки из подполья», 1864), видел в нём антипода и одновременно несостоятельного «конкурента» традиционных положительных героев. Антигерой с его обострённой рефлексией и чувствительностью тоскует по идеалу, но неспособен к героическому внутреннему преодолению угнетающей его среды. Антигерой продолжает линию байронических персонажей из западной литературы и «лишних людей» русской литературы (Онегина, Печорина), но с добавлением черт социальной униженности и неприкаянности, с усилением мотивов саморазоблачения и вызова «порядку вещей»[1].


Понятие «антигерой» иногда относят к персонажу западной модернистской литературы второй половины XX века — ординарному, обезличенному человеку, который, в отличие от «маленького человека» классической прозы XIX века, оказывается не столько предметом авторского сострадания, сколько выразителем потерянности и отчуждённости самого писателя во враждебном ему мире. В неоавангардистской прозе и драматургии подобный персонаж окончательно превращается в безымянную точку приложения иррациональных и абсурдных сил[1][2].


В русской литературе советского периода к разряду антигероев можно отнести не вписывающихся в «официальную» действительность морально двойственных героев А. В. Вампилова (драма «Утиная охота», 1967), А. Г. Битова (роман «Пушкинский дом», 1971; опубл. 1978). Одним из новейших антигероев в постсоветской литературе выступает главное лицо романа В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998), выразитель многих авторских настроений в эпоху «перестройки» и «постперестройки»[1].



В популярной культуре |




Алекс, главный антигерой фильма и романа «Заводной апельсин»


Широкое распространение «антигерой» получил в современной западной массовой культуре, например в комиксах. Благодаря Pulp-журналам и детективам-нуар середины XX века, популярными стали персонажи вроде Сэма Спейда. «Спагетти-вестерны» Серджио Леоне показали странствующего линчевателя (т. н. «Человек без имени», сыгранный Клинтом Иствудом), чьё неприветливое поведение расходилось с другими героическими характеристиками. Как правило, «антигерой» здесь позиционируется как персонаж, имеющий отрицательные свойства личности, традиционно приписываемые негодяям или негероическим людям, но, тем не менее, имеющий также достаточно героических качеств, чтобы завоевать симпатию аудитории[2]. Среди других классических примеров антигероев в литературе XX века — Алекс из романа Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин»[4], Тайлер Дёрден из романа Чака Паланика «Бойцовский клуб» и др.


Антигерой характерен для плутовского романа. В таких произведениях протагонист совершает преступления, которые не получают от автора морального оправдания. Однако сам герой при этом выступает как трикстер и вызывает симпатию читателя не своими моральными качествами, но умом, ловкостью и решительностью. Классические примеры такого рода антигероев — Рейнеке-лис из «Романа о лисе», Чичиков из «Мёртвых душ» Гоголя, Остап Бендер из книг Ильфа и Петрова, Арсен Люпен. Другой вид антигероя-преступника показан в криминальном романе и криминальных фильмах, таких как «Крёстный отец»[5], «Лицо со шрамом»[6] или «Путь Карлито», где авторы не стремятся ни оправдать преступления главного героя, ни вызвать к нему симпатию, а лишь показывают его как типичного представителя криминального мира. В аналогичной по стилю серии игр Grand Theft Auto игроку предлагается управлять антигероем-гангстером.


В супергеройских комиксах часто встречаются антигероические персонажи, такие как Дэдпул, Роршах, Судья Дредд, Красный колпак, Каратель, Росомаха, Отто Октавиус которые борются с злодеями и суперзлодеями, применяя при этом крайне жестокие методы[7][8].



Примечания |





  1. 1234 Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. — М.: Интелвак, 2001


  2. 1234 Вячеслав Карп. Ст. «Антигерой» // Энциклопедия театра (неопр.) (недоступная ссылка — история). Проверено 23 сентября 2016. Архивировано 23 сентября 2016 года.


  3. Evgenia Cherkasova. Dostoevsky and Kant: Dialogues on Ethics /
    Value inquiry book series (Том 206), Rodopi, 2009. ISSN 0929-8436, ISBN 9042026103, 9789042026100



  4. Stuart Y. McDougal. Stanley Kubrick’s A Clockwork Orange. Cambridge University Press, 2003. ISBN 0-521-57488-9, 9780521574884


  5. Bullies, Bastards And Bitches: How To Write The Bad Guys Of Fiction. By Jessica Morrell. F+W Media, Inc., 2008. ISBN 1-59963-432-5, 9781599634326

    «The central character, Don Corleone, is an icon of American fiction and an antii-hero. … Keeping Corleone in mind, let’s consider how some of the uglier traits in an anti-hero can also be tempered with a positive side, thus creating a character who is endlessly complicated.»



  6. Censoring Hollywood: Sex and Violence in Film and on the Cutting Room Floor. By Aubrey Malone. McFarland, 2011. ISBN 0-7864-6465-8, 9780786464654

    «In 1932 Scarface, a gangster movie loosely based on the life ofAl Capone, was condemned for glorifying its anti-hero, played by Paul Muni.»



  7. Comics Should Be Good! " 365 Reasons to Love Comics #211


  8. Badass. Самые брутальные антигерои. — «Мир фантастики» № 119; июль 2013




Литература |



  • Daniel Marshall. The Cinema Anti-Hero // ATHENA PressPUB Company, 2003. ISBN 1-84401-067-8, 9781844010677

  • David Simmons. The Anti-Hero in the American Novel: From Joseph Heller to Kurt Vonnegut // American Literature Readings in the Twenty-First Century. Palgrave Macmillan, 2008. ISBN 0-230-60323-8, 9780230603233

  • Lilian R Furst, James Darrell Wilson. The Anti-hero: his emergence and transformations // Studies in the literary imagination; vol. 9, no. 1. Dept. of English, Georgia State University, 1976

  • Живолупова Н. В. «Записки из подполья» Ф. М. Достоевского и субжанр «исповеди антигероя» в русской литературе второй половины 19-го — 20-го века: Монография. — Нижний Новгород: Дятловы горы, 2015. — 736 с.




Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск