14-я дивизия подводных лодок

Multi tool use
14-я дивизия подводных лодок | |
---|---|
Годы существования | 1967-1994 |
Страна | ![]() ![]() |
Входит в | Черноморский флот ВМФ России |
Тип | Военно-морской флот |
Дислокация | Балаклава, Украина |
14-я дивизия подводных лодок — соединение подводных сил Черноморского флота, существовавшее в период с 1967 по 1994 годы.
Содержание
1 История соединения
2 Система базирования
2.1 Списочный состав 14-й дивизии подводных лодок Черноморского флота (1990)
3 Командный состав
3.1 Командиры
3.2 Начальники штаба
3.3 Заместители командира
3.4 Начальники политотдела
4 Примечания
5 Литература
6 Ссылки
История соединения |
Дивизия была сформирована 30 марта 1967 года в составе 153-й (с базированием на Южную бухту Севастополя), 155-й и 27-й бригад (с базированием на Балаклаву) и 381-го дивизиона (с базированием на Феодосию); подчинялась непосредственно командующему Черноморским флотом.
Дивизия базировалась в трёх военно-морских базах Крыма, на момент формирования имела в своём составе 47 подводных лодок (из них больших — 1, средних — 34, малых — 12) с суммарным торпедным залпом по морским и береговым целям — более 400 торпед[1]. Шесть пл проектов 644, 665 и 651 (С-69, С-158, С-162, С-164, Б-67, Б-318) были оборудованы крылатыми ракетами П-5[2].
Штаб дивизии находился в Балаклаве, там же на объекте К-825 находился защищённый командный пункт дивизии с узлом специальной связи[3].
С 1969 года подводные лодки дивизии на постоянной основе несли боевую службу в Чёрном море (на каждую из них выходила 1 ракетная и 1 торпедная пл). За 1969 году на боевую службу вышло восемь подводных лодок, в следующем одиннадцать. Далее до 1975 года на боевой службе в Чёрном море ежегодно находилось десять-одиннадцать подводных лодок. Так как ракетных лодок для несения постоянной боевой службы не хватало, на боевых дежурствах они находились дольше, чем торпедные лодки[4].
К началу 1990 года в составе дивизии находилось около 40 ПЛ различных типов[5].
14-я дивизия подводных лодок была расформирована 15 декабря 1994 года согласно директиве начальника Главного штаба ВМФ от 9 июля 1994.
За 27 лет существования соединения через дивизию прошли со своими командирами и экипажами 106 подводных лодок постоянного и 24 подводные лодки переменного состава (Северного флота).
В постоянном составе находилось 54 пл, проекта 613, 11 проекта 633, 12 проекта А615, 10 проекта 641, 2 проекта 641Б, 4 проекта 644, 3 проекта 690, по 2 проекта 640 и 651, по 1 подводной лодке проектов 665, 611АВ, 619, 1710, 1840, 877В.
В переменном составе находилось 16 лодок проекта 641Б и 8 лодок проекта 877[6], построенных для Северного флота.
Система базирования |
27-я бригада (Балаклава, Феодосия с 1970);
153-я отдельная Краснознамённая бригада (Севастополь, Южная бухта)
155-я бригада (Балаклава);- 381-й дивизион (Феодосия, Балаклава с 1970);
- 131-й дивизион (Одесса с марта 1975);
- 475-й дивизион (Феодосия с июля 1984);
- 458-я береговая база.
Списочный состав 14-й дивизии подводных лодок Черноморского флота (1990) |
№ |
Проект |
Наименование ПЛ |
Соединение |
На 2010 г. |
Примечание |
---|---|---|---|---|---|
1 |
пр. 877 «Палтус» |
Б-177, с 12.2000 «Липецк» |
153-я брПЛ |
В составе Северного флота |
1989 г. — достройка в Севастополе. В строй — 1991 г. В 1992 г. — перешла на СФ.[7] |
2 |
пр. 877 «Палтус» |
Б-459 с 02.08.1997 «Владикавказ» |
153-я брПЛ |
В составе Северного флота |
1990 г. — достройка в Севастополе. В строй — 1990 г. В 1990 г. — перешла на СФ.[7] |
3 |
пр. 877 «Палтус» |
Б-471, с 06.2001 «Магнитогорск» |
153-я брПЛ |
В составе Северного флота |
В строй — 1990 г. В 1990 г. — перешла на СФ. В 1994 — участвовала в съёмках к/ф «72 метра».[7] |
4 |
пр. 877 «Палтус» |
Б-800 «Вологодский комсомолец», с 31.05.2003 «Калуга» |
153-я брПЛ |
В составе Северного флота |
В строй — 1989 г. В 1989 г. — перешла на СФ.[7] |
5 |
пр. 877В «Палтус» |
Б-871, с 19.09.1997 "АЛРОСА» |
153-я брПЛ |
В составе Черноморского флота |
В строй — 1990 г. 13.03.1992 г. — попытка захвата украинским флотом. 1996 г. — введена в состав сил постоянной готовности.12.07.1997 г. — поднят Андреевский флаг.1998-1999 — ремонт на СРЗ-13. В ноябре 2009 г. — авария и ремонт (в Новороссийске) двигательной установки.[8] |
6 |
пр. 690 «Кефаль» |
СС-226 |
457-й однПЛ |
Лодка-мишень, для отработки задач ПЛО. В строй — 1968 г. ТОФ. 1969 — переход на ЧФ. 1997 — исключена из состава ВМФ.1999? — продана.[7] |
|
7 |
пр. 690 «Кефаль» |
СС-256 |
457-й однПЛ |
Лодка-мишень, для отработки задач ПЛО. В строй — 1968 г. ТОФ. 1969 — переход на СФ. 1991- переход на ЧФ. 1997 — исключена из состава ВМФ. 1999? — продана.[7] |
|
8 |
пр. 690 «Кефаль» |
СС-310 |
457-й однПЛ |
Лодка-мишень, для отработки задач ПЛО. В строй — 1970 г. ТОФ. После 1975, но ранее 1984 — переход на ЧФ. 1997 — исключена из состава ВМФ. 2000 — разоружена и передана Украине. 2001 г. — передана фонду «Славутич» для организации музея в г. Киев. 2003 г. — затонула у стенки в Херсоне.[7] |
|
9 |
пр. 651 |
Б-67, до 25.07.1977 — К-67. |
155-я брПЛ |
В строй — 1967 г. СФ. 1981 — переход на ЧФ. 1982 — ремонт на Севморзаводе. 1994 — исключена из состава ВМФ. Разобрана в 1995 г.[7] |
|
10 |
пр. 651 |
Б-318, до 25.07.1977 — К-318. |
155-я брПЛ |
В строй — 1968 г. СФ. 1982 — переход на ЧФ. 1991 — исключена из состава ВМФ. Разобрана в 1995 г.[7] |
|
11 |
пр. 641Б «Сом» |
Б-380 «Горьковский комсомолец», с 2008 «Святой князь Георгий» |
153-я брПЛ |
В составе Черноморского флота |
В строй — 1982 г. ЧФ. С 1991 г. — «вечный» ремонт и модернизация.[9] |
12 |
пр. 641 |
Б-9 |
153-я брПЛ |
В строй — 1965 г. СФ. 1966 — переход на КБФ. 1974 — переход на СФ. 1991 — переход на КЧФ. Предназначалась для ВМС Украины, но за долги оставлена в ВМФ России. Нуждалась в ремонте. Разобрана в 1998 году.[7] |
|
13 |
пр. 641 |
Б-36 |
153-я брПЛ |
В строй — 1959 г. СФ. 1962—1963 участвовала в операции «Кама» («Карибский» поход 4-х ДПЛ). 1967 — участие в ЭОН «Прилив-1». 1980—1981 — переход на ЧФ. 14.03.1986 — авария: взрыв торпеды, ремонт. 17.04.1986 — авария: объёмный пожар, 1 погибший, ремонт. 1990—1992 — признавалась отличной ПЛ. Разобрана в 1994 году.[7] |
|
14 |
пр. 641 |
Б-41 |
153-я брПЛ |
В строй — 1966 г. СФ. 1985—1986 — переход на ЧФ. С 1991 г. ремонтировалась в Болгарии на заводе «Флотский арсенал» (порт Варна). 23.02.1994 — на ПЛ поднят Андреевский флаг. 15.04.1994 — торжественно спущен флаг, («…при сходе экипажей с подводных лодок многие целовали рубки и палубы любимых кораблей, некоторые со слезами в глазах. Болгарские рабочие с сочувствием наблюдали эту церемонию на пирсе.» Разобрана в 1994—1995 гг. году в заливе Али-ага, севернее Измира.[7] |
|
15 |
пр. 641 |
Б-59 |
153-я брПЛ |
В строй — 1961 г. БФ. 1962 — переход на СФ. 1962—1963 участвовала в операции «Кама» («Карибский» поход 4-х ДПЛ). 1982 — капремонт в Кронштадте. 1989 — переход на ЧФ. Разобрана в 1991 году.[7] |
|
16 |
пр. 641 |
Б-109 |
153-я брПЛ |
В строй — 1965 г. СФ. 1988 — переход на ЧФ. Сдана для разборки на металл в 1994 (1997?) году.[7] |
|
17 |
пр. 641 |
Б-326, до 03.08.1977 г. — Б-116 |
153-я брПЛ |
В строй — 1966 г. СФ. ? — переход на ЧФ. С 1991? г. ремонтировалась в Болгарии на заводе «Флотский арсенал» (порт Варна). 15.04.1994 «Командиры подводных лодок (Б-41 и Б-326) организовали торжественный спуск военно-морских флагов России на возглавляемых ими кораблях…» Разобрана в 1994—1995 гг. году в заливе Али-ага, севернее Измира.[7] |
|
18 |
пр. 641 |
Б-854, до 20.04.1970 Б-153(Б-143)? |
153-я брПЛ |
В строй — 1965 г. (30.09.1961 г.?) СФ. В 80-х годах — переход на ЧФ. Исключена из состава ВМФ — 1992 г. Сдана для разборки на металл в 1994 году.[7] |
|
19 |
пр. 641 |
Б-105 |
153-я брПЛ |
В строй — 1962 г. СФ. 1983—1988 г. — законсервирована. 1988 — расконсервирована, переход на ЧФ. 1988—1991 — капремонт в г. Горький. Разобрана в 1994 г.[7] |
|
20 |
пр. 641 |
Б-435, с 1997 U01 Запоріжжя» |
155-я брПЛ |
В строй — 1970 г. СФ. 1979 — ремонт в Кронштадте. 1990 — переход на ЧФ. 1995—1996 — ремонт в Киленбухте. 1997 — передана Украине. С 1997—2010 г. — постоянный ремонт.[9] |
|
21 |
пр. 633 |
С-37 |
155-я брПЛ |
В строй — 1960 г. ЧФ. 1965 — переход на СФ. 1982 — переход на ЧФ. 1985—1987 — капремонт и модернизация по теме «Герц-633». 1992 — исключена из состава ВМФ. Разобрана в 1994 г.[7] |
|
22 |
пр. 633 |
УТС-350, до 1982 — СС-350, до 03.08.1977 — С-350 |
457-й однПЛ |
В строй — 1959 г. СФ. 16.01.1962 г. — авария, погибло 11 человек, затонула у пирса в г. Полярный. 1964—1966 — ремонт. 1966 — перешла на ЧФ. 1967—1969 — модернизация по пр. 633Л. 1982 — переоборудована в учебно-тренировочное судно (на берегу). В конце 90-х — разобрана на металл.[7] |
|
23 |
пр. 633 |
С-128, с 26.07.1991 — СС-128. |
457-й однПЛ |
В строй — 1960 г. СФ. 1977 — переход на ЧФ. 1978 — модернизация по пр. 633КС. Опытовая лодка — испытания крылатых ракет «Гранат». 1990 г. — ремонт на Севморзаводе. 1994 г. — разобрана на металл.[7] |
|
24 |
пр. 633 |
С-11, с ??? СС-11 |
457-й однПЛ |
В строй — 1961 г. СФ. 1976 — переход на ЧФ. 1978—1982 — модернизация по пр. 633РВ. Опытовая лодка — испытания противолодочноых комплексов «Водопад» и «Ветер». 1992 г. — разобрана на металл.[7] |
|
25 |
пр. 633 |
С-49, с 1991? СС-49, с 1995 ПЗС-50 |
457-й однПЛ |
В составе Черноморского флота |
В строй — 1961 г. СФ. 1969 — переход на ЧФ. 1971—1972 — модернизация по пр. 633РВ. Опытовая лодка — испытания противолодочноых комплексов «Водопад» и «Ветер». 1977—1985 испытывала различные ракето-торпеды. 1986 г. — ремонт на Севморзаводе. 1995 г. — переоборудована в плавучую зарядовую станцию.[7] |
26 |
пр. 629, 619 |
БС-153, до 03.08.1977 — К-153 |
155-я брПЛ |
В строй — 1961 г. (пр. 629) СФ. 1975—1978 — модернизация по пр. 619 на Севмаше. Опытовая лодка — бросковые испытания ракеты Р-39. 1978 — переход на ЧФ. 1991 — исключена из состава ВМФ.[7] |
|
27 |
пр. 613 |
С-376, с ? — УТС-187? |
155-я брПЛ |
В строй — 31.12.1956 г. ЧФ. Разобрана в 1994 г.(1993 г.)?[9] |
|
28 |
пр. 613 |
С-384, с 20.03.91 — СС-384 |
155-я брПЛ |
В строй — 30.11.1957 г. ЧФ. 1960 г. — модернизирована по пр.613Ц. 08.05.1966 — авария: возгорание торпеды. 1 погибший. За время службы выполнено 8 БС. 1983 г. — законсервирована. 1990 г. — расконсервирована, модернизация по пр. 61311. Исключена в 1994 г.[10] |
|
29 |
пр. 613 |
РЗС-63, до ??? — С-282. |
155-я брПЛ |
В строй — 25.10.1955 г. ЧФ. Рейдовая зарядовая станция. ? — списана.[9] |
|
30 |
пр. 613 |
С-74 |
457-й однПЛ |
В строй — 24.11.1953 г. ЧФ. В ходе службы была модернизирована по пр. 613В. За время службы выполнено 11 БС. На 1990 г. — законсервирована. В 1991 году отправлена на слом.[9] |
|
31 |
пр. 613 |
С-100 |
457-й однПЛ |
В строй — 1954 г. ЧФ. В ходе службы была модернизирована по пр. 613В. На 1990 г. — законсервирована. В 1991 году отправлена на слом.[9] |
|
32 |
пр. 613 |
С-197 |
457-й однПЛ |
В строй — 01.04.1955 г. ЧФ. В ходе службы была модернизирована по пр. 613В. На 1990 г. — законсервирована. В 1991 году отправлена на слом.[9] |
|
33 |
пр. 613 |
С-287 |
457-й однПЛ |
В строй — 31.12.1955 г. ЧФ. На 1990 г. — законсервирована. В 1991 году отправлена на слом.[9] |
|
34 |
пр. 613 |
С-296 |
457-й однПЛ |
В строй — 30.06.1956 г. Кфл. 1956 — переход на СФ. 1973 — переход на ЧФ. 1981 г. — ремонт в Варне («Флотский Арсенал»). 1985 г. — авария: на стоящую у причала С-296 навалился «ПКА-476». 1986 г. — ремонт в Балаклаве. 1990 г. — исключена из состава ВМФ. В 1991 году отправлена на слом в Турцию.[10] |
|
35 |
пр. 613 |
С-379 |
457-й однПЛ |
В строй — 29.04.1957 г. ЧФ. На 1990 г. — законсервирована. В 1991 году отправлена на слом.[9] |
|
36 |
пр. 613 |
С-70 |
131-я дПЛ |
В строй — 12.04.53 г. ЧФ. 1954 г. — переоборудована по проекту 613В. За время службы выполнено 9 БС. 1957 г. — авария: столкновение с С-65, ремонт. 1978 г. — авария: во время ремонта на СРЗ-13 столкновение с ТЩ БТ-259. 15.11.1988 г. — авария: коснулась грунта на выходе из Балаклавской бухты. Списана в 1989 г. Разобрана в 1992 году?[9] |
|
37 |
пр. 613 |
С-96 |
131-я дПЛ |
В строй — 1953 г. ЧФ. В 1991 году отправлена на слом.[9] |
|
38 |
пр. 613 |
С-185 |
131-я дПЛ |
В строй — 20.12.1954 г. В ходе службы была модернизирована по пр. 613В. В 1991 году отправлена на слом?[9] |
|
39 |
пр. 613 |
С-76 |
131-я дПЛ |
В строй — 31.12.1953 г. ЧФ. В ходе службы была модернизирована по пр. 613В. В 1991 году отправлена на слом.[9] |
|
40 |
пр. 613 |
С-172 |
131-я дПЛ |
В строй — 1953 г. ЧФ. В ходе службы была модернизирована по пр. 613В. Списана до 1990 г.? В 1991 году отправлена на слом.[9] |
|
41 |
пр. 613 |
С-230 |
131-я дПЛ |
В строй — 29.09.1955 г. ЧФ. Списана до 1990 г.? В 1991 году отправлена на слом.[9] |
|
42 |
пр. 613 |
С-234 |
131-я дПЛ |
В строй — 16.12.1955 г. ЧФ. Списана до 1990 г.? В 1991 году отправлена на слом.[9] |
|
43 |
пр. 613 |
С-339 |
131-я дПЛ |
В строй — 31.07.1956 г. ЧФ. Списана до 1990 г.? В 1991 году отправлена на слом.[9] |
|
44 |
пр. 613 |
С-344 |
131-я дПЛ |
В строй — 24.09.1956 г. ЧФ. Списана до 1990 г.? В 1991 году отправлена на слом?[9] |
|
45 |
пр. 613 |
С-383 |
131-я дПЛ |
В строй — 28.08.1957 г. ЧФ. Списана до 1990 г.? В 1991 году отправлена на слом.[9] |
|
46 |
пр. 1840 |
БС-555 |
155-я брПЛ |
Опытовая лодка — подводная база-лаборатория. В строй — 1980 г. ЧФ. С 1980—1989 на ПЛ проводилось множество экспериментов. В 1989 г. — отправлена на ремонт и модернизацию по пр. 18401 в Ленинград. В 1994 году разбиралась на металл из-за отсутствия средств на её модернизацию.[7] |
|
47 |
пр. 1710 «Макрель» |
СС-533 |
155-я брПЛ |
Опытовая лодка — гидродинамические исследования. В строй — 1987 г. ЧФ. 1988—1997 г. — многочисленные испытания и эксперименты. 06-07.2002 г. разобрана на металл.[7] |
Командный состав |
Командиры |
контр-адмирал Лазарев, Георгий Васильевич (1967—1970);- контр-адмирал Герасимов, Владимир Иванович (1970—1973);
- контр-адмирал Кобельский, Леонид Иванович (1973—1976);
- контр-адмирал Алексеев, Станислав Георгиевич (1976—1984);
- контр-адмирал Кравченко, Виктор Андреевич (1984—1988);
- контр-адмирал Погорелов, Фёдор Иванович (1988 — декабрь 1994).
Начальники штаба |
- капитан 1 ранга Синельников, Валентин Иванович (1967—1970);
- капитан 1 ранга Кобельский, Леонид Иванович (1970—1973);
- капитан 1 ранга Алексеев, Станислав Георгиевич (1973—1976);
- капитан 1 ранга Рябинин, Игорь Иванович (1976—1980);
- капитан 1 ранга Сиваш, Леонид Иванович (1980—1984);
- капитан 1 ранга Евстафьев, Альберт Мефодьевич (1984—1988);
- капитан 1 ранга Рогулёв, Леонид Гаврилович (1988—1994).
Заместители командира |
- капитан 1 ранга Кравченко, Виктор Андреевич (1984—1984);
- капитан 1 ранга Погорелов, Фёдор Иванович (1984—1988);
- капитан 1 ранга Лупаков, Евгений Александрович (1988—1991);
- капитан 1 ранга Жучков, Владимир Прокофьевич (1991—1994).
Начальники политотдела |
- Капитан 1 ранга Харитонов, Виктор Николаевич (1967—1972);
- Капитан 1 ранга Корниенко Анатолий Иванович
- Капитан 1 ранга Семилетенко Владимир Григорьевич
- Капитан 1 ранга Колинько Валентин Антонович
- Капитан 1 ранга Клочков Александр Александрович
- Капитан 1 ранга Логвинов Александр Павлович
- Капитан 1 ранга Тулаев Николай Владимирович
- Капитан 1 ранга Филатов Вячеслав Константинович
Примечания |
↑ Широкорад А. И. Трагедии Севастопольской крепости. — М.: Яуза, Эксмо, 2005. — С. 441. — 544 с. — (Внутренняя война). — ISBN 5-699-10622-7.
↑ Широкорад А. И. Трагедии Севастопольской крепости. — М.: Яуза, Эксмо, 2005. — С. 439—440.
↑ Широкорад А. И. Трагедии Севастопольской крепости. — М.: Яуза, Эксмо, 2005. — С. 434.
↑ Широкорад А. И. Трагедии Севастопольской крепости. — М.: Яуза, Эксмо, 2005. — С. 442.
↑ Степанов Г. Черноморский флот вчера и сегодня // Тайфун : журнал. — 1997. — Вып. 2. — С. 32.
↑ Широкорад А. И. Трагедии Севастопольской крепости. — М.: Яуза, Эксмо, 2005. — С. 450.
↑ 12345678910111213141516171819202122232425 По материалам сайта «Штурм глубины»
↑ По материалам сайтов http://www.alrosa.net, http://flot.sevastopol.info
↑ 12345678910111213141516171819 По материалам сайта
↑ 12 По материалам сайта «Русский подплав»
Литература |
- Ничик Ю. М., Захар В. Р. Подводные силы Черноморского флота / Кравченко В. А.. — Симферополь: Таврида, 2004. — 429 с. — 1500 экз. — ISBN 966-572-528-9.
- Широкорад А. И. Трагедии Севастопольской крепости. — М.: Яуза, Эксмо, 2005. — С. 441. — 544 с. — (Внутренняя война). — 4000 экз. — ISBN 5-699-10622-7.
Ссылки |
- Черноморский флот
K4UB52K4lwug I2u27t,Y QAyEU HkETV7ADEFljvE