Lockheed P-3 Orion

















































P-3 Orion
AK 05-0170-33 - Flickr - NZ Defence Force.jpg
P-3K Королевских военно-воздушных сил Новой Зеландии в полёте
Тип
береговой патрульный самолёт
Разработчик
Соединённые Штаты Америки Lockheed
Производитель
Соединённые Штаты Америки Lockheed
Соединённые Штаты Америки Lockheed Martin
Япония Kawasaki

Первый полёт
25 ноября 1959 года
Начало эксплуатации
1962 год
Статус
эксплуатируется
Эксплуатанты
Военно-морские силы США
Морские силы самообороны Японии

Единиц произведено
Lockheed — 650
Kawasaki — 107
Всего — 757

Базовая модель
Lockheed L-188 Electra
Варианты
Lockheed AP-3C Orion[en]
Lockheed CP-140 Aurora[en]
Lockheed EP-3[en]
Lockheed WP-3D Orion
Lockheed P-7[en]
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

«Орион» (англ. Orion [əˈraɪən] произн. «Ора́йен», общевойсковой индекс — P-3) — береговой патрульный самолёт[1]. Он был создан на базе Lockheed L-188 Electra и по сути является его военной модификацией. Больше всего данных самолётов находятся на службе в Военно-морских силах США и в Морских силах самообороны Японии. Производство самолётов велось в США и Японии.




Содержание






  • 1 История


  • 2 Конструкция


  • 3 Задействованные структуры


  • 4 Основные варианты


  • 5 Операторы P-3


  • 6 Тактико-технические характеристики


  • 7 См. также


  • 8 Примечания


  • 9 Литература





История |


История P-3 начинается ещё в конце 1950-х годов, когда фирма Lockheed получила от ВМС США заказ на модификацию самолёта Lockheed L-188 Electra в экспериментальный образец, названный P3V-1, которому впоследствии было присвоено имя «Орион». Экспериментальный образец впервые поднялся в воздух 25 ноября 1959 года, а первый серийный экземпляр P3V-1 — 15 апреля 1961 года. Ранее самолёт получил обозначение P-3. По сравнению с L-188, P-3 имел фюзеляж короче на 2,24 метра. Фюзеляж был также изменён для добавления оружейного отсека и установки нового авиационного оборудования[2]. Оружейный отсек был предназначен для размещения торпед, глубинных бомб, мин, или ядерного оружия. У самолёта также имелись 10 пилонов под крыльями, предназначенных для размещения различного вооружения[3].



Конструкция |


В отличие от прародителя L-188, фюзеляж «Ориона» был разделён по горизонтали палубой, пассажирские иллюминаторы упразднены. В верхней герметичной части разместили кабину и посты управления, а также разместили бортовое оборудование. В нижней негерметичной части размещён отсек вооружения и радиогидроакустических буев, а также другое оборудование и системы самолёта.


Первоначально на самолёте стоял поисково-прицельный комплекс (боевая информационно-управляющая система) A-NEW под управлением БЦВМ AN/AYK-10. В дальнейшем самолёты поэтапно модернизировались, состав оборудования неоднократно менялся, в том числе и центральная БЦВМ была заменена на более современную ASQ-144.


Топливо размещено в четырёх интегральных топливных баках в крыле и фюзеляжном баке. На крыле установлены четыре турбовинтовых двигателя фирмы Allison T56-A14 взлётной мощностью 4х4910 л. с.


Шасси трёхстоечное, с двумя колёсами на каждой стойке, убирается против потока. В мотогондолах внутренних двигателей для основных стоек имеются ниши, закрываемые парными створками.



Задействованные структуры |


В разработке и производстве самолётов P-3 были задействованы следующие структуры:[4]


Генеральный подрядчик работ

  • Самолёт в целом — Lockheed Aircraft Corp., Lockheed-California Division, Бербанк, Калифорния.


Субподрядчики


  • Обтекатели крыльев, элероны и закрылки — Ling-Temco-Vought, Inc., Даллас, Техас;

  • Монтаж авиадвигателей, мотогондолы, кожухи и сопла турбин, створки люка шасси — Rohr Corp., Чула-Виста, Калифорния;


  • Шасси — Menasco Manufacturing Co., Бербанк, Калифорния.


Поставщики бортового оборудования по госзаказам (.mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}
GFE)



  • Авиадвигатели T56-A-10W — General Motors Corp., Allison Division, Индианаполис, Индиана;


  • Лопастные винты — United Aircraft Corp., Hamilton Standard Division, Ист-Харфорд, Коннектикут;


  • Автопилот PB-20N — Bendix Corp., Eclipse-Pioneer Division, Тетерборо, Нью-Джерси;

  • Система определения курсового направления AN/ASN-50 — Lear-Siegler, Inc., Instrument Division, Гранд-Рапидс, Мичиган;

  • Интегрированная бортовая радиоэлектронная аппаратура отображения тактической обстановки и управления средствами противолодочной борьбы AN/ASA-16 — Magnavox Corp., Форт-Уэйн, Индиана;

  • Пассивный гидроакустический локатор AN/AQA-3 — Western Electric Co., Уинстон-Сейлем, Северная Каролина;


  • ультракоротковолновая-амплитудная радиостанция AN/ARC-84 — Bendix Corp., Bendix Radio Division, Лосон, Миссури; (Впоследствии, Alliant Techsystems Inc., Бруклин-Парк, Миннесота);

  • Доплеровская радиолокационная станция прицельно-навигационной системы AN/APN-153 — General Precision, Inc., General Precision Laboratories Division, Плезантвиль, Нью-Йорк;


  • Азимутально-дальномерная радиосистема ближней навигации AN/ARN-52 — Stewart-Warner Corp., Чикаго, Иллинойс.


Поставщики бортового оборудования по заказу генподрядчика (
CFE)



  • Вспомогательная силовая установка, система кондиционирования воздуха, система герметизации и наддува кабины экипажа — AiResearch Manufacturing Co., Лос-Анджелес, Калифорния;

  • Система приводов рулевых поверхностей самолёта, элеронов, рулей высоты — Bertea Products, Пасадина, Калифорния;


  • Бортовой компьютер — Huyck Corp., Huyck Systems Division, Хантингтон, Лонг-Айленд;


  • Аналого-цифровой преобразователь бортового компьютера — Loral Electronics Corp., Нью-Йорк;


  • Радиокомпас — Collins Radio Co., Сидар-Рапидс, Айова;

  • Блок автоматики антиобледенителя — Bendix Corp., Bendix-Pacific Division, Бербанк, Калифорния;

  • Система отцепки радиогидроакустических устройств и морских маркеров, противолодочных вооружений (глубинных бомб) — Fairchild-Stratos Corp., Western Branch, Манхэттен-Бич, Калифорния;

  • Датчик крутящего момента — General Motors Corp., Allison Division, Индианаполис, Индиана;

  • Доплеровский измеритель скорости и сноса — Victoreen Instrument Co., Jordan Electronics Division, Алхамбра, Калифорния;

  • Бортовой контроллер — United Aircraft Corp., Хартфорд, Коннектикут.




Основные варианты |




  • P-3A — основной противолодочный вариант


  • P-3B — модификация с обновлённым оборудованием и модифицированными двигателями Т-56-Ф-14. Построено 145 машин


  • P-3C — противолодочный самолёт с полностью обновлённым поисково-прицельным комплексом на базе БЦВМ Univac ASQ-114. Имеются три основные варианта обновления (Update 1 — Update 3). Построено 143 машины. По лицензии также выпускались в Японии.


  • P-3F — патрульный и противолодочный самолёт с упрощённым составом оборудования. Построено 8 самолётов, поставлены Ирану в 1975 году.


  • RP-3D — самолёт для изучения магнитного поля земли


  • WP-3D — самолёт для исследования атмосферы и погодных явлений


  • CP-140 Aurora — самолёт для дальней морской разведки и для борьбы с подводными лодками. Построено 18 самолётов для Королевских военно-воздушных сил Канады на базе P-3C Orion, но с более продвинутой электроникой от Lockheed S-3 Viking.


  • CP-140A Arcturus — три самолёта, построенные для Королевских военно-воздушных сил Канады, без оборудования для борьбы с подводными лодками, предназначенные для обучения экипажей CP-140 Aurora и берегового патрулирования.



Операторы P-3 |





P-3C Морских сил самообороны Японии





AP-3C Королевских ВВС Австралии



















































































Оператор
Модель

Аргентина Военно-морские силы Аргентины
6 P-3B

Австралия Королевские военно-воздушные силы Австралии
19 AP-3C

Бразилия Военно-воздушные силы Бразилии
8 P-3A

Канада Королевские военно-воздушные силы Канады
18 CP-140, 3 CP-140A

Чили Военно-морские силы Чили
4 P-3A

Германия Военно-морские силы Германии
8 P-3C (до этого принадлежали Королевским военно-морским силам Нидерландов)

Греция Военно-морские силы Греции
6 P-3B

Иран Военно-воздушные силы Исламской Республики Иран
5 P-3F

Япония Морские силы самообороны Японии
101 P-3C, 5 EP-3, 1 UP-3C, 3 UP-3D

Республика Корея Военно-морские силы Республики Корея
8 P-3C, 8 P-3CK

Новая Зеландия Королевские военно-воздушные силы Новой Зеландии
6 P-3K

Норвегия Королевские военно-воздушные силы Норвегии
4 P-3C, 2 P-3N

Пакистан Военно-морские силы Пакистана
10 P-3C, 3 P-3 AEW также заявлены

Португалия Военно-воздушные силы Португалии
5 P-3C

Испания Военно-воздушные силы Испании
2 P-3A, 5 P-3B

Китайская Республика Военно-морские силы Китайской Республики
12 P-3C (заказаны)

Таиланд Военно-морские силы Таиланда
2 P-3T, 1 VP-3T

Флаг США Военно-морские силы США
154 P-3C

Флаг США Национальная гвардия США

P-3 с радарами AWACS


Тактико-технические характеристики |


Приведённые характеристики соответствуют модификации P-3C.
Источник данных: DEPARTMENT OF THE NAVY -- NAVAL HISTORICAL CENTER [5]


Технические характеристики



  • Экипаж: 11 человек


  • Длина: 35,61 м

  • Размах крыла: 30,38 м




  • Высота: 10,27 м

  • Площадь крыла: 120,8 м²


  • База шасси: 9,068 м


  • Колея шасси: 9,5 м


  • Масса пустого: 30 350 кг

  • Масса снаряжённого: 31 790 кг

  • Максимальная масса без топлива: 35 020 кг (без внешних подвесок)

  • Нормальная взлётная масса: 63 390 кг


  • Максимальная взлётная масса: 64 410 кг

  • Масса топлива во внутренних баках: 28 390 кг

  • Объём топливных баков: 34 840 л


  • Силовая установка: 4 × ТВД Allison T56-A-14


  • Мощность двигателей: 4 × 4910 л. с. (4 × 3611 кВт)


  • Воздушный винт: 4-х лопастной Hamilton Standart

  • Диаметр винта: 4,115 м


Лётные характеристики


  • Максимальная скорость: 746 км/ч на 6096 м


  • Крейсерская скорость: 648 км/ч (без подвесок)

  • Скорость сваливания: 228 км/ч (при нормальной взлётной массе с выключенными двигателями)

  • Боевой радиус: 2371 км (c 4 торпедами и 4 ракетами AGM-84)

  • Перегоночная дальность: 8375 км (с полной заправкой)


  • Практический потолок: 7315 м


  • Скороподъёмность: 13,36 м/с

  • Нагрузка на крыло: 525 кг/м² (при нормальной взлётной массе)


  • Тяговооружённость: 228 Вт/кг (при нормальной взлётной массе)

  • Длина разбега: 1420 м (при нормальной взлётной массе)

  • Длина пробега: 430-503 м (в зависимости от посадочной массы)


Вооружение


  • Точки подвески:  

    • в бомбоотсеке: до 8

    • под крылом: 10



  • Управляемые ракеты: ракеты «воздух-поверхность»: 4 × AGM-84 (+ 2 × AGM-84 без возможности запуска)


  • Неуправляемые ракеты:  

    • 2 × 4 × 127 мм ракет «Зуни» в блоках LAU 10

    • 2 × 7 × 70 мм ракет «Гидра» в блоках LAU 32A/A

    • 2 × 19 × 70 мм ракет «Гидра» в блоках LAU 3A/A или LAU 69/A




  • Бомбы: свободнопадающие:


    • ядерные глубинные: 3 × B57 в бомбоотсеке

    • фугасные: 8 × 227 кг Mk.82 или 454 кг Mk.83 в бомбоотсеке




  • Торпеды: 8 × Mk.44 или Mk.46 в бомбоотсеке (+ 10 торпед под крылом без возможности запуска)


  • Мины:

    • 10 + 6 × 147 кг Mk.53

    • 8 + 3 × 227 кг Mk.36 или 454 кг Mk.52

    • 6 + 1 × 907 кг Mk.25 или Mk.55 или Mk.56





См. также |



Родственные разработки



  • Lockheed L-188 Electra


Аналоги




  • Ил-38

  • Avro Shackleton

  • Boeing P-8 Poseidon

  • Breguet Atlantic

  • Hawker-Siddeley Nimrod

  • Kawasaki P-1

  • Lockheed P-2 Neptune

  • Martin P5M Marlin



Списки



  • Список самолётов


Примечания |





  1. Базовый патрульный самолёт Р-3С «Орион», журнал Зарубежное военное обозрение, №8 1972


  2. Противолодочные самолёты журнал «Зарубежное военное обозрение», № 2, 1976 год


  3. Lockheed P-3 Orion (Локхид P-3 Орион)


  4. Statement of Rear. Adm. William I. Martin, Acting Deputy Chief of Naval Operations (Air).  (англ.) / Hearings on Military Posture, and H.R. 4016 : Hearings before the Committee on Armed Services, 89th Congress, 1st Session. — Washington, D.C. : U.S. Government Printing Office, 1965. — P.900 — 1556 p.


  5. Standard Aircraft Characteristics. P-3C updane II. — Published by Direction of The Commander of The Naval Air Systems Command, 1984. — (NAVAIR 00-110AP3-4).




Литература |


  • Никольский М. Дозорные океана. "Орион" гроза субмарин (рус.) // Крылья Родины. — М., 2000. — № 8. — С. 10-15. — ISSN 0130-2701.









Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск