Lockheed P-3 Orion
P-3 Orion | |
---|---|
P-3K Королевских военно-воздушных сил Новой Зеландии в полёте | |
Тип | береговой патрульный самолёт |
Разработчик | Lockheed |
Производитель | Lockheed Lockheed Martin Kawasaki |
Первый полёт | 25 ноября 1959 года |
Начало эксплуатации | 1962 год |
Статус | эксплуатируется |
Эксплуатанты | Военно-морские силы США Морские силы самообороны Японии |
Единиц произведено | Lockheed — 650 Kawasaki — 107 Всего — 757 |
Базовая модель | Lockheed L-188 Electra |
Варианты | Lockheed AP-3C Orion[en] Lockheed CP-140 Aurora[en] Lockheed EP-3[en] Lockheed WP-3D Orion Lockheed P-7[en] |
Изображения на Викискладе |
«Орион» (англ. Orion [əˈraɪən] произн. «Ора́йен», общевойсковой индекс — P-3) — береговой патрульный самолёт[1]. Он был создан на базе Lockheed L-188 Electra и по сути является его военной модификацией. Больше всего данных самолётов находятся на службе в Военно-морских силах США и в Морских силах самообороны Японии. Производство самолётов велось в США и Японии.
Содержание
1 История
2 Конструкция
3 Задействованные структуры
4 Основные варианты
5 Операторы P-3
6 Тактико-технические характеристики
7 См. также
8 Примечания
9 Литература
История |
История P-3 начинается ещё в конце 1950-х годов, когда фирма Lockheed получила от ВМС США заказ на модификацию самолёта Lockheed L-188 Electra в экспериментальный образец, названный P3V-1, которому впоследствии было присвоено имя «Орион». Экспериментальный образец впервые поднялся в воздух 25 ноября 1959 года, а первый серийный экземпляр P3V-1 — 15 апреля 1961 года. Ранее самолёт получил обозначение P-3. По сравнению с L-188, P-3 имел фюзеляж короче на 2,24 метра. Фюзеляж был также изменён для добавления оружейного отсека и установки нового авиационного оборудования[2]. Оружейный отсек был предназначен для размещения торпед, глубинных бомб, мин, или ядерного оружия. У самолёта также имелись 10 пилонов под крыльями, предназначенных для размещения различного вооружения[3].
Конструкция |
В отличие от прародителя L-188, фюзеляж «Ориона» был разделён по горизонтали палубой, пассажирские иллюминаторы упразднены. В верхней герметичной части разместили кабину и посты управления, а также разместили бортовое оборудование. В нижней негерметичной части размещён отсек вооружения и радиогидроакустических буев, а также другое оборудование и системы самолёта.
Первоначально на самолёте стоял поисково-прицельный комплекс (боевая информационно-управляющая система) A-NEW под управлением БЦВМ AN/AYK-10. В дальнейшем самолёты поэтапно модернизировались, состав оборудования неоднократно менялся, в том числе и центральная БЦВМ была заменена на более современную ASQ-144.
Топливо размещено в четырёх интегральных топливных баках в крыле и фюзеляжном баке. На крыле установлены четыре турбовинтовых двигателя фирмы Allison T56-A14 взлётной мощностью 4х4910 л. с.
Шасси трёхстоечное, с двумя колёсами на каждой стойке, убирается против потока. В мотогондолах внутренних двигателей для основных стоек имеются ниши, закрываемые парными створками.
Задействованные структуры |
В разработке и производстве самолётов P-3 были задействованы следующие структуры:[4]
- Генеральный подрядчик работ
- Самолёт в целом — Lockheed Aircraft Corp., Lockheed-California Division, Бербанк, Калифорния.
- Субподрядчики
- Обтекатели крыльев, элероны и закрылки — Ling-Temco-Vought, Inc., Даллас, Техас;
- Монтаж авиадвигателей, мотогондолы, кожухи и сопла турбин, створки люка шасси — Rohr Corp., Чула-Виста, Калифорния;
Шасси — Menasco Manufacturing Co., Бербанк, Калифорния.
- Поставщики бортового оборудования по госзаказам (.mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}
GFE)
Авиадвигатели T56-A-10W — General Motors Corp., Allison Division, Индианаполис, Индиана;
Лопастные винты — United Aircraft Corp., Hamilton Standard Division, Ист-Харфорд, Коннектикут;
Автопилот PB-20N — Bendix Corp., Eclipse-Pioneer Division, Тетерборо, Нью-Джерси;- Система определения курсового направления AN/ASN-50 — Lear-Siegler, Inc., Instrument Division, Гранд-Рапидс, Мичиган;
- Интегрированная бортовая радиоэлектронная аппаратура отображения тактической обстановки и управления средствами противолодочной борьбы AN/ASA-16 — Magnavox Corp., Форт-Уэйн, Индиана;
- Пассивный гидроакустический локатор AN/AQA-3 — Western Electric Co., Уинстон-Сейлем, Северная Каролина;
ультракоротковолновая-амплитудная радиостанция AN/ARC-84 — Bendix Corp., Bendix Radio Division, Лосон, Миссури; (Впоследствии, Alliant Techsystems Inc., Бруклин-Парк, Миннесота);- Доплеровская радиолокационная станция прицельно-навигационной системы AN/APN-153 — General Precision, Inc., General Precision Laboratories Division, Плезантвиль, Нью-Йорк;
Азимутально-дальномерная радиосистема ближней навигации AN/ARN-52 — Stewart-Warner Corp., Чикаго, Иллинойс.
- Поставщики бортового оборудования по заказу генподрядчика (
CFE)
Вспомогательная силовая установка, система кондиционирования воздуха, система герметизации и наддува кабины экипажа — AiResearch Manufacturing Co., Лос-Анджелес, Калифорния;- Система приводов рулевых поверхностей самолёта, элеронов, рулей высоты — Bertea Products, Пасадина, Калифорния;
Бортовой компьютер — Huyck Corp., Huyck Systems Division, Хантингтон, Лонг-Айленд;
Аналого-цифровой преобразователь бортового компьютера — Loral Electronics Corp., Нью-Йорк;
Радиокомпас — Collins Radio Co., Сидар-Рапидс, Айова;- Блок автоматики антиобледенителя — Bendix Corp., Bendix-Pacific Division, Бербанк, Калифорния;
- Система отцепки радиогидроакустических устройств и морских маркеров, противолодочных вооружений (глубинных бомб) — Fairchild-Stratos Corp., Western Branch, Манхэттен-Бич, Калифорния;
- Датчик крутящего момента — General Motors Corp., Allison Division, Индианаполис, Индиана;
- Доплеровский измеритель скорости и сноса — Victoreen Instrument Co., Jordan Electronics Division, Алхамбра, Калифорния;
- Бортовой контроллер — United Aircraft Corp., Хартфорд, Коннектикут.
Основные варианты |
P-3A — основной противолодочный вариант
P-3B — модификация с обновлённым оборудованием и модифицированными двигателями Т-56-Ф-14. Построено 145 машин
P-3C — противолодочный самолёт с полностью обновлённым поисково-прицельным комплексом на базе БЦВМ Univac ASQ-114. Имеются три основные варианта обновления (Update 1 — Update 3). Построено 143 машины. По лицензии также выпускались в Японии.
P-3F — патрульный и противолодочный самолёт с упрощённым составом оборудования. Построено 8 самолётов, поставлены Ирану в 1975 году.
RP-3D — самолёт для изучения магнитного поля земли
WP-3D — самолёт для исследования атмосферы и погодных явлений
CP-140 Aurora — самолёт для дальней морской разведки и для борьбы с подводными лодками. Построено 18 самолётов для Королевских военно-воздушных сил Канады на базе P-3C Orion, но с более продвинутой электроникой от Lockheed S-3 Viking.
CP-140A Arcturus — три самолёта, построенные для Королевских военно-воздушных сил Канады, без оборудования для борьбы с подводными лодками, предназначенные для обучения экипажей CP-140 Aurora и берегового патрулирования.
Операторы P-3 |
Оператор | Модель |
---|---|
Военно-морские силы Аргентины | 6 P-3B |
Королевские военно-воздушные силы Австралии | 19 AP-3C |
Военно-воздушные силы Бразилии | 8 P-3A |
Королевские военно-воздушные силы Канады | 18 CP-140, 3 CP-140A |
Военно-морские силы Чили | 4 P-3A |
Военно-морские силы Германии | 8 P-3C (до этого принадлежали Королевским военно-морским силам Нидерландов) |
Военно-морские силы Греции | 6 P-3B |
Военно-воздушные силы Исламской Республики Иран | 5 P-3F |
Морские силы самообороны Японии | 101 P-3C, 5 EP-3, 1 UP-3C, 3 UP-3D |
Военно-морские силы Республики Корея | 8 P-3C, 8 P-3CK |
Королевские военно-воздушные силы Новой Зеландии | 6 P-3K |
Королевские военно-воздушные силы Норвегии | 4 P-3C, 2 P-3N |
Военно-морские силы Пакистана | 10 P-3C, 3 P-3 AEW также заявлены |
Военно-воздушные силы Португалии | 5 P-3C |
Военно-воздушные силы Испании | 2 P-3A, 5 P-3B |
Военно-морские силы Китайской Республики | 12 P-3C (заказаны) |
Военно-морские силы Таиланда | 2 P-3T, 1 VP-3T |
Военно-морские силы США | 154 P-3C |
Национальная гвардия США | P-3 с радарами AWACS |
Тактико-технические характеристики |
Приведённые характеристики соответствуют модификации P-3C.
Источник данных: DEPARTMENT OF THE NAVY -- NAVAL HISTORICAL CENTER [5]
- Технические характеристики
Экипаж: 11 человек
Длина: 35,61 м- Размах крыла: 30,38 м
Высота: 10,27 м- Площадь крыла: 120,8 м²
База шасси: 9,068 м
Колея шасси: 9,5 м
Масса пустого: 30 350 кг- Масса снаряжённого: 31 790 кг
- Максимальная масса без топлива: 35 020 кг (без внешних подвесок)
- Нормальная взлётная масса: 63 390 кг
Максимальная взлётная масса: 64 410 кг- Масса топлива во внутренних баках: 28 390 кг
- Объём топливных баков: 34 840 л
Силовая установка: 4 × ТВД Allison T56-A-14
Мощность двигателей: 4 × 4910 л. с. (4 × 3611 кВт)
Воздушный винт: 4-х лопастной Hamilton Standart
- Диаметр винта: 4,115 м
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 746 км/ч на 6096 м
Крейсерская скорость: 648 км/ч (без подвесок)- Скорость сваливания: 228 км/ч (при нормальной взлётной массе с выключенными двигателями)
- Боевой радиус: 2371 км (c 4 торпедами и 4 ракетами AGM-84)
- Перегоночная дальность: 8375 км (с полной заправкой)
Практический потолок: 7315 м
Скороподъёмность: 13,36 м/с- Нагрузка на крыло: 525 кг/м² (при нормальной взлётной массе)
Тяговооружённость: 228 Вт/кг (при нормальной взлётной массе)- Длина разбега: 1420 м (при нормальной взлётной массе)
- Длина пробега: 430-503 м (в зависимости от посадочной массы)
- Вооружение
- Точки подвески:
- в бомбоотсеке: до 8
- под крылом: 10
- Управляемые ракеты: ракеты «воздух-поверхность»: 4 × AGM-84 (+ 2 × AGM-84 без возможности запуска)
Неуправляемые ракеты:
- 2 × 4 × 127 мм ракет «Зуни» в блоках LAU 10
- 2 × 7 × 70 мм ракет «Гидра» в блоках LAU 32A/A
- 2 × 19 × 70 мм ракет «Гидра» в блоках LAU 3A/A или LAU 69/A
Бомбы: свободнопадающие:
ядерные глубинные: 3 × B57 в бомбоотсеке- фугасные: 8 × 227 кг Mk.82 или 454 кг Mk.83 в бомбоотсеке
Торпеды: 8 × Mk.44 или Mk.46 в бомбоотсеке (+ 10 торпед под крылом без возможности запуска)
Мины:
- 10 + 6 × 147 кг Mk.53
- 8 + 3 × 227 кг Mk.36 или 454 кг Mk.52
- 6 + 1 × 907 кг Mk.25 или Mk.55 или Mk.56
- 10 + 6 × 147 кг Mk.53
См. также |
- Родственные разработки
- Lockheed L-188 Electra
- Аналоги
- Ил-38
- Avro Shackleton
- Boeing P-8 Poseidon
- Breguet Atlantic
- Hawker-Siddeley Nimrod
- Kawasaki P-1
- Lockheed P-2 Neptune
- Martin P5M Marlin
- Списки
- Список самолётов
Примечания |
↑ Базовый патрульный самолёт Р-3С «Орион», журнал Зарубежное военное обозрение, №8 1972
↑ Противолодочные самолёты журнал «Зарубежное военное обозрение», № 2, 1976 год
↑ Lockheed P-3 Orion (Локхид P-3 Орион)
↑ Statement of Rear. Adm. William I. Martin, Acting Deputy Chief of Naval Operations (Air). (англ.) / Hearings on Military Posture, and H.R. 4016 : Hearings before the Committee on Armed Services, 89th Congress, 1st Session. — Washington, D.C. : U.S. Government Printing Office, 1965. — P.900 — 1556 p.
↑ Standard Aircraft Characteristics. P-3C updane II. — Published by Direction of The Commander of The Naval Air Systems Command, 1984. — (NAVAIR 00-110AP3-4).
Литература |
- Никольский М. Дозорные океана. "Орион" гроза субмарин (рус.) // Крылья Родины. — М., 2000. — № 8. — С. 10-15. — ISSN 0130-2701.