Еврипид
Еврипид | |
---|---|
др.-греч. Εὐριπίδης | |
Дата рождения | 480 до н. э.[1] |
Место рождения |
|
Дата смерти | 406 до н. э.[1] |
Место смерти |
|
Гражданство (подданство) |
|
Род деятельности | автор трагедий |
Жанр | древнегреческая трагедия |
Язык произведений | древнегреческий язык |
Произведения в Викитеке | |
Файлы на Викискладе | |
Цитаты в Викицитатнике |
Еврипи́д (правильнее Эврипи́д, др.-греч. Εὐριπίδης, лат. Euripides, 480-е — 406 до н. э.) — древнегреческий драматург, крупнейший (наряду с Эсхилом и Софоклом) представитель классической афинской трагедии. Написал около 90 драм, из которых до нас дошло 17 трагедий и сатировская драма «Киклоп»[2].
Содержание
1 Биография
2 Трагедии Еврипида
2.1 Список полностью дошедших пьес
2.2 Список пьес, сохранившихся частично или утраченных
3 Музыкальная деятельность
4 В произведениях искусства
5 Примечания
6 Литература
6.1 Тексты и переводы
6.2 Исследования
6.3 Схолии к Еврипиду
7 Источники и ссылки
Биография |
Согласно позднему свидетельству в «Су́де», раньше Еврипида жил малоизвестный драматург с таким же именем.
Древние «Жизнеописания» Еврипида утверждают, что он родился на Саламине, в день знаменитой победы греков над персами в морском сражении, 23 сентября 480 до н. э., от Мнесарха и Клейто. Родители оказались на Саламине в числе других афинян, бежавших от войска персидского царя Ксеркса. В этом сражении участвовал Эсхил, а шестнадцатилетний Софокл выступал в хоре юношей, прославлявших одержанную победу. Так древнегреческими летописцами была представлена преемственность трех великих трагиков. Точная привязка дня рождения Еврипида к победе является приукрашением, которое часто встречается в рассказах античных авторов о великих. Так в Суде сообщается, что мать Еврипида зачала его в то время, когда Ксеркс вторгся в Европу (май, 480 до н. э.), из чего следует, что в сентябре он родиться никак не мог.
Надпись на Паросском мраморе определяет год рождения драматурга как 486 до н. э., причем в этой летописи греческой жизни имя драматурга упоминается 3 раза — чаще, чем имя любого царя.
По другим свидетельствам дата рождения может быть отнесена к 481 до н. э.
Отец Еврипида был уважаемым и, судя по всему, богатым человеком, мать Клейто занималась продажей овощей. В детстве Еврипид серьёзно занимался гимнастикой, даже выиграл соревнования среди мальчиков и хотел было попасть на Олимпийские игры, но был отвергнут по молодости. Потом занимался рисованием, без особого, впрочем, успеха. Еврипид получил прекрасное образование — вероятно, он был учеником Анаксагора, знал также Продика, Протагора и Сократа[3]. Еврипид собирал книги в библиотеку, а вскоре сам стал писать. Первая пьеса, «Пелиад», вышла на сцену в 455 до н. э., но тогда автор не победил из-за ссоры с судьями. Первый приз за мастерство Еврипид завоевал в 441 до н. э. и с тех пор вплоть до смерти создавал свои творения. Общественная активность драматурга проявилась в том, что он участвовал в посольстве в Сиракузы на Сицилии, видимо, поддерживая цели посольства авторитетом писателя, признанного всей Элладой.
Семейная жизнь Еврипида складывалась неудачно. От первой жены, Хлоирины, имел 3 сыновей, но развелся с ней из-за её супружеской неверности, написав пьесу «Ипполит», где высмеивал сексуальные отношения. Вторая жена, Мелитта, оказалась не лучше первой. Еврипид снискал славу женоненавистника, что давало повод шутить над ним мастеру комедии Аристофану.
В 408 до н. э. великий драматург принял решение покинуть Афины, приняв приглашение македонского царя Архелая. Неизвестно точно, что повлияло на решение Еврипида. Историки склоняются к мысли, что основной причиной явилась если и не травля, то обида ранимой творческой личности на сограждан за непризнание заслуг. Дело в том, что из 92 пьес (75 согласно другому источнику) только 4 были отмечены призами на театральных состязаниях при жизни автора, и одна пьеса посмертно. О популярности драматурга в народе говорит рассказ Плутарха про страшное поражение афинян на Сицилии в 413 до н. э.:
«Их [афинян] продавали в рабство и ставили на лбу клеймо в виде лошади. Да, были и такие, кому вдобавок к неволе привелось терпеть ещё и это. Но даже в такой крайности им приносило пользу чувство собственного достоинства и умение себя держать. Владельцы либо отпускали их на свободу, либо высоко ценили. А некоторых спас Еврипид. Дело в том, что сицилийцы, вероятно, больше всех греков, живущих за пределами Аттики, чтили талант Еврипида. Когда приезжающие доставляли им небольшие отрывки из его произведений, сицилийцы с наслаждением вытверживали их наизусть и повторяли друг другу. Говорят, что в ту пору многие из благополучно возвратившихся домой горячо приветствовали Еврипида и рассказывали ему, как они получали свободу, обучив хозяина тому, что осталось в памяти из его стихов, или как, блуждая после битвы, зарабатывали себе пищу и воду пением песен из его трагедий.»[4]
Архелай выказывал знаменитому гостю почёт и демонстративное уважение до такой степени, что знаки расположения явились причиной гибели самого царя. Аристотель в труде «Политика» сообщает о неком Декамнихе, которого выдали для бичевания Еврипиду за нанесённую тому обиду, и этот Декамних в отместку организовал заговор, в результате которого Архелай погиб. Случилось это уже поcле смерти самого Еврипида в 406 до н. э. Смерть столь замечательной личности породила легенды, изложенные в Суде:
«Еврипид окончил жизнь в результате заговора Арридея из Македонии и Кратея из Фессалии, поэтов, ревнующих к славе Еврипида. Они подкупили за 10 мин придворного по имени Лисимах, чтобы тот спустил с привязи на Еврипида царских гончих, за которыми следил. Другие говорят, что Еврипид был разорван не псами, но женщинами, когда он ночью спешил на свидание с Кратером, юным любовником Архелая. Третьи утверждают, что он собирался встретиться с Никодикой, женой Арефа.»[5]
Версия про женщин — грубая шутка с намёком на пьесу Еврипида «Вакханки», где обезумевшие женщины разорвали царя. Про любовь престарелого писателя к юношам сообщает Плутарх[6]. Современная версия более приземлённая — организм Еврипида просто не выдержал суровой зимы в Македонии.
Афиняне испросили разрешения захоронить драматурга в родном городе, но Архелай пожелал оставить могилу Еврипида в своей столице, Пелле. Софокл, узнав о смерти драматурга, заставил актёров играть пьесу с непокрытыми головами. Афины поставили в театре статую Еврипида, воздав ему почести после смерти. Плутарх передал легенду: в гробницу Еврипида ударила молния, великое знамение, которого удостоился из знаменитых людей только Ликург[7].
Трагедии Еврипида |
Из 92 пьес, приписывавшихся Еврипиду в древности, можно восстановить названия 80. До нас дошло из них 19 трагедий, из которых «Рес», как считается, написан более поздним поэтом, а сатировская драма «Циклоп» представляет собой единственный уцелевший образец данного жанра. Лучшие по оценке древних драмы Еврипида для нас потеряны; из уцелевших увенчан был только «Ипполит». В числе сохранившихся пьес самая ранняя — «Алкеста» (вар. названия: «Алькеста», «Алкестида»), а к более поздним принадлежат «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки».
Предпочтительная разработка женских ролей в трагедии была нововведением Еврипида. Гекуба, Поликсена, Кассандра, Андромаха, Макария, Ифигения, Елена, Электра, Медея, Федра, Креуса, Андромеда, Агава и многие другие героини сказаний Эллады представляют собой типы законченные и жизненные. Мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти, женской мстительности в сплаве с хитростью, коварством и жестокостью занимают в драмах Еврипида весьма видное место. Женщины Еврипида превосходят его мужчин силой воли и яркостью чувств. Также рабы и рабыни в его пьесах не являются бездушными статистами, но имеют характеры, человеческие черты и проявляют чувства подобно свободным гражданам, заставляя зрителей сопереживать.
Лишь немногие из уцелевших трагедий удовлетворяют требованию законченности и единства действия. Сила автора прежде всего в психологизме и глубокой проработке отдельных сцен и монологов. В старательном изображении душевных состояний, обычно напряженных до крайности, заключается главный интерес трагедий Еврипида.
Список полностью дошедших пьес |
Алкеста (438 г. до н. э., 2-е место)[8]
Медея (431 г. до н. э. , 3-е место)[9]
Гераклиды (430 г. до н. э.)[10]
Ипполит (428 г. до н. э., 1-е место)[11]
Андромаха (425 г. до н. э.)[12]
Гекуба (424 г. до н. э.)[13]
Просительницы (423 г. до н. э.)[14]
Электра (413 г. до н. э.)[15]
Геракл (416 г. до н. э.)[16]
Троянки (415 г. до н. э., 2-е место)[17]
Ифигения в Тавриде (414 г. до н. э.)[18]
Ион (414 г. до н. э.)[19]
Елена (412 г. до н. э.)[20]
Финикиянки (410 г. до н. э.)[21]
Киклоп (408 г. до н. э., сатировская драма)[22]
Орест (408 г. до н. э.)[23]
Вакханки (407 г. до н. э., 1-е место посмертно совместно с «Ифигенией в Авлиде»)[24]
Ифигения в Авлиде (407 г. до н. э.)[25]
Рес (приписывается Еврипиду, с чем не согласно большинство современных литературоведов)[26]
Список пьес, сохранившихся частично или утраченных |
- Авга
Автолик (сатировская драма)
Александр (415 г. до н.э., сохранилась частично)- Алкмена
Алкмеон в Коринфе (около 405 г.до н.э.)
Алкмеон в Псофиде (438 г. до н.э.)- Алоп
Андромеда (412 г. до н.э.)- Антигона
Антиопа (около 408 г. до н.э.)
Архелай (около 407 г. до н.э.)
Беллерофонт (до 425 г. до н.э.)- Бусирис (сатировская драма)
- Гипсипила (около 408 г. до н.э.)
- Диктис (431 г. до н.э.)
- Иксион
- Ино
- Ипполит закрывающийся (434 г. до н.э.)
- Кадм
- Кресфонт
- Критяне
- Критянки (438 г. до н.э.)
- Ликимний
- Скиросцы
- Меланипп в заточении
- Меланипп мудрый
- Мелеагр
- Ойней
- Паламед (415 г. до н.э.)
- Пелиады (455 г. до н.э.)
- Плисфен (сатировская драма)
- Polydios
- Протесилай
- Сизиф (сатировская драма, 415 г. до н.э.)
- Syleus (сатировская драма)
- Скирон (сатировская драма)
- Сфенебея
- Телеф
- Темен
- Темениды
- Тесей
Фаэтон (ок. 420 г. до н. э.; сохранилась частично)- Феникс I
- Феникс II
- Фиест
- Филоктет (431 г. до н.э.)
- Фрикс
- Хрисипп (410/409 г. до н.э.)
- Schnitter (сатировская драма, 431 г. до н.э.)
- Эврисфей
- Эгей
- Эдип
- Эномай (410/409 г. до н.э.)
- Эол (до 423 г. до н.э.)
- Эрехтей (около 423 г. до н.э.)
Музыкальная деятельность |
Вероятно, Еврипид сам писал музыку для своих трагедий. Сохранился фрагмент первой антистрофы из «Ореста» на папирусе III в. до н. э.[27], содержащий над стихотворным текстом хорошо различимые нотные знаки. Фрагмент музыки Еврипида подтверждает приписываемую ему в ряде немузыкальных трактатов славу дерзкого композитора-реформатора[28], который по свидетельству древних внедрил в трагедию хроматику и стал широко использовать кифару (в более древних образцах трагедии стандартно применялся только авлос)[29]. Нотация фрагмента, показывающая все три рода мелоса греков — диатонику, хроматику и энармонику, свидетельствует об изысканности и сложности музыкального письма Еврипида.
Другой сохранившийся фрагмент Еврипида — из «Ифигении в Авлиде» (хоровой эпод из второго музыкального антракта; датирован ок. 280 г. до н. э.)[30] — примечателен тем, что кроме букв, обозначающих высоту звуков, папирус содержит знаки ритмической нотации. Анализ этого фрагмента показывает, что музыкальный ритм изменяет метрику стиха[31]. Таким образом, становится очевидно, что (принятая по традиции у филологов) запись текста трагедии как «чистого» стиха (без учёта распева) не даёт правильного представления о его звучании.
В произведениях искусства |
- В компьютерных играх
- В игре Assassin’s Creed Odyssey есть персонаж Еврипид драматург и литературный критик который живет в Афинах и участвует в политической жизни этого города, у него есть друг Софокл и Аристофан. По сюжету игры у Еврипида черты немногословного человека.
Примечания |
↑ 1234 Istituto dell'Enciclopedia Italiana Enciclopedia Treccani — 1929.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P4223"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q3803714"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q731361"></a>
↑ Эврипид // Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф, 1998.
↑ М. В. Белкин, О. Плахотская. Эврипид // Словарь «Античные писатели». — СПб.: Лань, 1998.
↑ Плутарх. «Никий», 29
↑ Суда: epsilon, 3695
↑ Плутарх. Изречения царей и полководцев, 24, 3.
↑ Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург
↑ текст
↑ текст
↑ текст
↑ текст
↑ текст
↑ текст
↑ текст
↑ текст
↑ текст
↑ текст
↑ текст
↑ текст
↑ текст
↑ текст
↑ текст
↑ текст
↑ текст
↑ текст
↑ текст
↑ Вена, Австрийская национальная библиотека, G 2315. Цветное факсимиле и расшифровка опубликованы в кн.: Documents of Ancient Greek Music. Oxford, 2001 (факсимиле на обороте титула, транскрипция на с. 12-13).
↑ Дионисий Галикарнасский. О соединении слов, 11
↑ Музыкальный вклад Еврипида в трагедию оценивает Пс.-Пселл в трактате «О трагедии» (возможно, черпал свою информацию из несохранившегося трактата Прокла).
↑ Лейден, Лейденский университет, Pap. Inv. 510.
↑ В частности, в распеве слоги систематически не элидируются; кроме того, за счёт выписанных музыкальных длительностей удлиняются слоги текста. См. подробней: Mathiesen T. Apollo’s Lyre. — Lincoln and London, 1999. — P. 113-114.
Литература |
Тексты и переводы |
Русские (переводы отдельных пьес см. в статьях о них):
- Театр Еврипида. В 6 т. / Пер. И. Ф. Анненского. (Серия «Памятники мировой литературы»). М.: Сабашниковы. (вышли тт. 1-3; первое издание т. 1 вышло в 1906 году с иным составом)
- Т. 1. Алкеста. Андромаха. Вакханки. Гекуба. 1916. 406 стр.
- Т. 2. Гераклиды. Геракл. Елена. Ипполит. 1917. 516 стр.
- Т. 3. Ифигения Авлидская. Ифигения Таврическая. Ион. Киклоп. 1921. 548 стр.
Еврипид. Просительницы. Троянки. / Пер. С. В. Шервинского. // Трагедии. В 2 т. (Серия «Библиотека античной литературы»). М.: Худож. лит. 1969.
Еврипид. Просительницы. Троянки. / Пер. С. Апта. // Сочинения. В 2 т. (Серия «Античная драматургия»). М.: Искусство. 1980.
Еврипид. Трагедии. / Пер. Инн. Анненского, ст. М. Л. Гаспарова и В. Н. Ярхо, прим. В. Н. Ярхо. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). В 2 т. М.: Ладомир-Наука. 1999. (переизд.: М.: Ладомир-Наука. 2006)
- Т. 1. Алькеста. Медея. Гераклиды. Ипполит. Андромаха. Умоляющие. Гекуба. Геракл. Троянки. Ифигения в Тавриде (Ифигения-жрица). 656 стр.
- Т. 2. Электра. Елена. Финикиянки. Ион. Орест. Вакханки. Ифигения в Авлиде (Ифигения-жертва). Киклоп. 704 стр. (в приложении «Рес» Псевдо-Еврипида и «Вакханки» в пер. Ф. Ф. Зелинского)
- Незнакомый Еврипид. Трагедии интриги и случая. / Пер. и прим. В. Н. Ярхо. // Вестник древней истории. 1995. № 3-4. 1996. № 1-2. (перевод фрагментов 12 трагедий: «Эгей», «Кресфонт», «Александр», «Фрикс» («Фрикс 1» и «Фрикс 2»), «Мудрая Меланиппа», «Меланиппа-узница», «Гипсипила», «Антиопа», «Авга», «Алопа», «Алкмеон в Коринфе»)
- Эсхил. Софокл. Еврипид. Трагедии / Пер. Д. С. Мережковского ; вступ. ст. и примеч. А. В. Успенской. — М. : Ломоносовъ, 2009. — 474 с. — (Вечные спутники). — ISBN 978-5-91678-002-4.
Английские:
В «Loeb classical library» изданы сохранившиеся пьесы (включая «Рес») в 6 томах (№ 12, 484, 9, 10, 11, 495) и фрагменты (т. 7, 8, № 504, 506)
- Том I. Ифигения в Авлиде. Рес. Гекуба. Троянки. Елена
- Том II.
- Том III. Вакханки. Геркулес в безумии. Гераклиды. Финикиянки. Умоляющие
- Том IV. Ион. Ипполит. Медея. Алкестида
Французские:
- В серии «Collection Budé» изданы сохранившиеся пьесы в 7 томах (см.) и фрагменты (т. 8 в 4 частях, 1998—2003). Euripide. Tragédies:
- Tome VIII, 1re partie: Fragments. De Aigeus à Autolykos. Texte établi et traduit par F. Jouan et H. Van Looy. 2e tirage 2002. LXXXIII, 509 p. ISBN 978-2-251-00466-2
- Tome VIII, 2ème partie : Fragments de Bellérophon à Protésilas. Texte établi et traduit par F. Jouan et H. Van Looy. 2e tirage 2002. 983 p. ISBN 978-2-251-00485-3
- Tome VIII: 3e partie. Fragments. De Sthénébée à Chrysippos. Texte établi et traduit par F. Jouan et H. Van Looy. 2002. 400 p. ISBN 978-2-251-00502-7
- Tome VIII: 4e partie. Fragments de drames non identifiés. Texte établi et traduit par François Jouan et Herman Van Looy. 2003. VIII, 308 p. ISBN 978-2-251-00510-2
- Tome VIII, 1re partie: Fragments. De Aigeus à Autolykos. Texte établi et traduit par F. Jouan et H. Van Looy. 2e tirage 2002. LXXXIII, 509 p. ISBN 978-2-251-00466-2
Исследования |
- Беляев Д. Ф. К вопросу о мировоззрении Эврипида : Историко-литературные этюды. — Казань : Типография Императорского Университета, 1878. — 134 с.
Гаврилов А. К. Дельфийские птицы в еврипидовом прологе (Eur. Ion 154–83) // Hyperboreus. Vol. 1 (1994). Fasc. 1. C. 92—112.- Гаврилов А. К. Знаменья и действие — мантика в «Ифигении Таврической» Еврипида // Традиции и новаторство в античной литературе : Межвузовский сборник (К 100-летию со дня рождения академика И. И. Толстого). — Л. : Издательство ЛГУ, 1982. — С. 88—101. — 244 с. — (Philologia classica / ЛГУ им. А. А. Жданова ; головной совет по филол. наукам; [Редкол.: Ю. В. Откупщиков (отв. ред.) и др. ; вып. 2).
- Гончарова Т. В. Еврипид. — М. : Молодая гвардия, 1984. — 272 с. — (Жизнь замечательных людей).
- Котелов Н. П. Эврипид и значение его «драмы» в истории литературы : (Этюд). — СПб. : Редакция журнала «Пантеон литературы», 1894. — 87 с.
- Радциг С. И. Опыт историко-литературного анализа «Медеи» Еврипида // Вопросы классической филологии : Сборник статей. — М. : Издательство МГУ, 1969. — Вып. 2. — 226 с.
- Толстой И. И. Трагедия Еврипида «Елена» и начало греческого романа // Статьи о фольклоре / И. И. Толстой ; Академия наук СССР. — М. : Наука ; Л., 1966. — 249 с.
Схолии к Еврипиду |
- Издание схолий к Еврипиду (1887). 919 p.
Источники и ссылки |
- Сайт, посвящённый Еврипиду, с новыми русскими переводами Вланеса (Владислава Некляева)
- Тексты и английские переводы всех сохранившихся пьес
Фрагменты Еврипида в издании Уолкера, 1920. 72 стр. (греч.)
Еврипид в библиотеке Максима Мошкова
Euripides, Encyclopædia Britannica on-line- Еврипид // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Еврипид (англ.). — в Smith's Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology.
- Эврипид — Энциклопедия Вокруг света.