Церковь Норашен (Тбилиси)
























































Армянская церковь
Церковь Благовещения Богородицы (Норашен)
груз. ნორაშენი,
арм. Սւրբ Աստվածածին եկեղեցի (Նորաշեն)
Norashen Holy Mother of God Armenian Church 0008.jpg

41°41′27″ с. ш. 44°48′23″ в. д.HGЯOL
Страна
Грузия Грузия
Город
Тбилиси
Конфессия
Армянская Апостольская церковь Армянская Апостольская церковь
Тип здания
Церковь
Архитектурный стиль
армянская архитектура
Основатель
Садат
Дата основания

1467 г.[источник не указан 3550 дней]

Строительство
1465—1467 годы
Основные даты

1650, 1795, 1808, 1875 — реставрационные работы, перестройка
Состояние
удовлетворительное
Commons-logo.svg Церковь Норашен на Викискладе

Церковь Благовещения Богородицы (груз. ნორაშენი, арм. Սւրբ Աստվածածին եկեղեցի, более известная как Церковь Норашен арм. Նորաշեն եկեղեցի) — армянская церковь в Тбилиси (Грузия). Расположена на улице Леселидзе в историческом районе Старый город. Справа от неё находится Грузинская православная церковь Сиони; несколькими метрами дальше по улице — синагога.




Содержание






  • 1 Описание


  • 2 История


    • 2.1 XV—XIX века


    • 2.2 Советский период


    • 2.3 Независимая Грузия




  • 3 Литература


  • 4 Примечания


  • 5 Ссылки





Описание |


Представляет тип купольной базилики с фасадами из декоративных арок. Над западным фасадом — ажурная ротонда колокольни. Интерьер церкви украшен фресками художников Овнатанянов. Двор церкви служит усыпальницей для Лиды Тамашян, Катаринэ Придонян и нескольких человек из рода Варданян.



История |



XV—XIX века |


Церковь была основана в 1467 году неким Садатом, армянином по национальности, который построил её в память об отце, супруге и детях. В 1650 году армянский князь Ходжа Назар отреставрировал и достроил церковь. Известно, что купол церкви был сделан армянским мастером Петросом. Затем церковь ещё несколько раз реставрировали: в 1795 г. по приказу князя Бебутова, 1808 г. — с разрешения католикоса Нерсеса и 1875 г.


Минас Медиц в описи тбилисских армянских церквей (1824—1830) Норашен не упоминает (журн. «ARS», 1918, N 2-3, стр. 109).



Советский период |


В 1924—1925 гг. церковь пытались снести из-за строительства новой улицы «Армянский базар» (ныне улица Коте Абхази)[источник не указан 2774 дня], но этого не случилось.


В 1934 году помещение церкви предоставили Театральному музею. Комиссия под руководством А. Пагавы и И. Ениколопова требовала убрать из церкви всё церковное
(росписи, украшения), произвести ряд перестроек
[1].


В период с 1937—1990-х годов церковь была закрыта, как и многие другие религиозные заведения СССР. В помещении церкви было устроено книгохранилище.



Независимая Грузия |




Вид с улицы Абхази


В 1989 году, когда церквям стали повсеместно возвращать их статус, армяне обратились в исполком Кировского района, на территории которого расположен этот храм, с просьбой разрешить проводить в нём богослужение. Им отказали, сказав, что решение должно быть принято Министерством культуры.[источник не указан 2958 дней] О том, что церковь эта изначально была армянской, свидетельствует и многочисленная эпиграфика: основана в 1507 году неким Садатом, который построил её в память об отце, супруге и детях.

В 1989 году под влияним грузинского националиста[источник не указан 2774 дня]Звиада Гамсахурдии церковь была интенсифицирована[источник не указан 2774 дня]. Церковь пытались превратить в грузинскую православную[источник не указан 2774 дня]. Наиболее острый момент наступил в 1994 году, года стало известно, что изъяты все армянские книги из архива церкви[источник не указан 2774 дня]. Всё шло к тому, что церковь была бы разрушена[источник не указан 2774 дня], как и другая армянская церковь в Тбилиси Сурб Аветаран (другое название — шамкореци, Шамхорская, являвшейся самой высокой армянской церковью Грузии — её высота достигала 40 метров),[источник не указан 2958 дней] которая была взорвана 13 апреля 1989 года. Грузинские власти опровергают эту информацию и считают, что монастырь был разрушен по причине землетрясения, произошедшего в городе за день до этих событий.[2]




Церковь Сурб Аствацацин.


8 февраля, 1995 года, настенные надписи мастера Петроса, повествовашие о реконструкции купола в 1650 году[источник не указан 2774 дня], были уничтожены[источник не указан 2774 дня]. Другие армянские надписи, два хачкара и две великолепные фрески XIX века, сделанные представителями школы Овнатанянов[источник не указан 2774 дня], также были повреждены, затем уничтожены[источник не указан 2958 дней].


15 февраля 1995 года церковь была освящена как грузинская православная церковь[источник не указан 2774 дня]. Спустя месяц архиепископы Гарегин и Григор приехали в Тбилиси и встретились с грузинским патриархом Илиёй II, после чего было решено приостановить любые действия до наступления лучших времен. Церковь была закрыта.[источник не указан 2958 дней]


В 2006 году, после очевидной попытки фальсификации исторических фактов, осуществленной со стороны грузинского духовенства, вновь возросло напряжение вокруг армянской церкви Норашен. В начале года на территории армянской церкви неожиданно появились грузинские надгробные камни. Поскольку грузинские камни были привезены в Тбилиси с неизвестных могил, армянские надгробные плиты, расположенные по другую сторону церкви, подверглись актам вандализма — с них были стерты армянские надписи. Этот инцидент во многом объясняется желанием любыми способами «доказать», что церковь Норашен фактически является грузинской православной[3]




Надпись на армянском у входа в церковь



Литература |


Архитектура Тбилиси / Квирквелия Т. Р. — М.: Стройиздат, 1984. — 311 с. — 17 500 экз.



Примечания |





  1. Натела Вачнадзе «Арсенишвили Д. И.: Эскизы к творческому портрету» Тбилиси: Изд-во Тбилисск. Ун-та, 1990


  2. Untitled Document (неопр.). www.raa.am. Проверено 23 мая 2016.


  3. Этническая ситуация и конфликты в государствах СНГ и Балтии: ежегодный доклад. — Армянская Апостольская церковь. Межконфессиональная ситуация — Институт этнологии и антропологии РАН, 2006 — стр.337 Напряжение, связанное с конфликтом 17-летней давности по поводу церкви Норашен, вновь возросло после очевидной попытки фальсификации исторических фактов, осуществленной представителем грузинского духовенства. В начале года надгробные камни с грузинскими надписями вековой давности неожиданно появились во дворе армянской церкви Норашен. Поскольку грузинские камни были привезены в Тбилиси с неизвестных могил, армянские надгробные плиты, расположенные по другую сторону церкви, подверглись актам вандализма — с них были стерты армянские надписи. Этот инцидент объясняется желанием любыми способами «доказать», что церковь Норашен фактически является грузинской православной




Ссылки |




  • [1][неавторитетный источник?]


  • [2][неавторитетный источник?]


  • [3][неавторитетный источник?]


  • [4][неавторитетный источник?]


  • [5][неавторитетный источник?]


  • Церковь Норашен на YouTube[неавторитетный источник?]











Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск