Церковь Норашен (Тбилиси)

Multi tool use
Multi tool use
























































Армянская церковь
Церковь Благовещения Богородицы (Норашен)
груз. ნორაშენი,
арм. Սւրբ Աստվածածին եկեղեցի (Նորաշեն)
Norashen Holy Mother of God Armenian Church 0008.jpg

41°41′27″ с. ш. 44°48′23″ в. д.HGЯOL
Страна
Грузия Грузия
Город
Тбилиси
Конфессия
Армянская Апостольская церковь Армянская Апостольская церковь
Тип здания
Церковь
Архитектурный стиль
армянская архитектура
Основатель
Садат
Дата основания

1467 г.[источник не указан 3550 дней]

Строительство
1465—1467 годы
Основные даты

1650, 1795, 1808, 1875 — реставрационные работы, перестройка
Состояние
удовлетворительное
Commons-logo.svg Церковь Норашен на Викискладе

Церковь Благовещения Богородицы (груз. ნორაშენი, арм. Սւրբ Աստվածածին եկեղեցի, более известная как Церковь Норашен арм. Նորաշեն եկեղեցի) — армянская церковь в Тбилиси (Грузия). Расположена на улице Леселидзе в историческом районе Старый город. Справа от неё находится Грузинская православная церковь Сиони; несколькими метрами дальше по улице — синагога.




Содержание






  • 1 Описание


  • 2 История


    • 2.1 XV—XIX века


    • 2.2 Советский период


    • 2.3 Независимая Грузия




  • 3 Литература


  • 4 Примечания


  • 5 Ссылки





Описание |


Представляет тип купольной базилики с фасадами из декоративных арок. Над западным фасадом — ажурная ротонда колокольни. Интерьер церкви украшен фресками художников Овнатанянов. Двор церкви служит усыпальницей для Лиды Тамашян, Катаринэ Придонян и нескольких человек из рода Варданян.



История |



XV—XIX века |


Церковь была основана в 1467 году неким Садатом, армянином по национальности, который построил её в память об отце, супруге и детях. В 1650 году армянский князь Ходжа Назар отреставрировал и достроил церковь. Известно, что купол церкви был сделан армянским мастером Петросом. Затем церковь ещё несколько раз реставрировали: в 1795 г. по приказу князя Бебутова, 1808 г. — с разрешения католикоса Нерсеса и 1875 г.


Минас Медиц в описи тбилисских армянских церквей (1824—1830) Норашен не упоминает (журн. «ARS», 1918, N 2-3, стр. 109).



Советский период |


В 1924—1925 гг. церковь пытались снести из-за строительства новой улицы «Армянский базар» (ныне улица Коте Абхази)[источник не указан 2774 дня], но этого не случилось.


В 1934 году помещение церкви предоставили Театральному музею. Комиссия под руководством А. Пагавы и И. Ениколопова требовала убрать из церкви всё церковное
(росписи, украшения), произвести ряд перестроек
[1].


В период с 1937—1990-х годов церковь была закрыта, как и многие другие религиозные заведения СССР. В помещении церкви было устроено книгохранилище.



Независимая Грузия |




Вид с улицы Абхази


В 1989 году, когда церквям стали повсеместно возвращать их статус, армяне обратились в исполком Кировского района, на территории которого расположен этот храм, с просьбой разрешить проводить в нём богослужение. Им отказали, сказав, что решение должно быть принято Министерством культуры.[источник не указан 2958 дней] О том, что церковь эта изначально была армянской, свидетельствует и многочисленная эпиграфика: основана в 1507 году неким Садатом, который построил её в память об отце, супруге и детях.

В 1989 году под влияним грузинского националиста[источник не указан 2774 дня]Звиада Гамсахурдии церковь была интенсифицирована[источник не указан 2774 дня]. Церковь пытались превратить в грузинскую православную[источник не указан 2774 дня]. Наиболее острый момент наступил в 1994 году, года стало известно, что изъяты все армянские книги из архива церкви[источник не указан 2774 дня]. Всё шло к тому, что церковь была бы разрушена[источник не указан 2774 дня], как и другая армянская церковь в Тбилиси Сурб Аветаран (другое название — шамкореци, Шамхорская, являвшейся самой высокой армянской церковью Грузии — её высота достигала 40 метров),[источник не указан 2958 дней] которая была взорвана 13 апреля 1989 года. Грузинские власти опровергают эту информацию и считают, что монастырь был разрушен по причине землетрясения, произошедшего в городе за день до этих событий.[2]




Церковь Сурб Аствацацин.


8 февраля, 1995 года, настенные надписи мастера Петроса, повествовашие о реконструкции купола в 1650 году[источник не указан 2774 дня], были уничтожены[источник не указан 2774 дня]. Другие армянские надписи, два хачкара и две великолепные фрески XIX века, сделанные представителями школы Овнатанянов[источник не указан 2774 дня], также были повреждены, затем уничтожены[источник не указан 2958 дней].


15 февраля 1995 года церковь была освящена как грузинская православная церковь[источник не указан 2774 дня]. Спустя месяц архиепископы Гарегин и Григор приехали в Тбилиси и встретились с грузинским патриархом Илиёй II, после чего было решено приостановить любые действия до наступления лучших времен. Церковь была закрыта.[источник не указан 2958 дней]


В 2006 году, после очевидной попытки фальсификации исторических фактов, осуществленной со стороны грузинского духовенства, вновь возросло напряжение вокруг армянской церкви Норашен. В начале года на территории армянской церкви неожиданно появились грузинские надгробные камни. Поскольку грузинские камни были привезены в Тбилиси с неизвестных могил, армянские надгробные плиты, расположенные по другую сторону церкви, подверглись актам вандализма — с них были стерты армянские надписи. Этот инцидент во многом объясняется желанием любыми способами «доказать», что церковь Норашен фактически является грузинской православной[3]




Надпись на армянском у входа в церковь



Литература |


Архитектура Тбилиси / Квирквелия Т. Р. — М.: Стройиздат, 1984. — 311 с. — 17 500 экз.



Примечания |





  1. Натела Вачнадзе «Арсенишвили Д. И.: Эскизы к творческому портрету» Тбилиси: Изд-во Тбилисск. Ун-та, 1990


  2. Untitled Document (неопр.). www.raa.am. Проверено 23 мая 2016.


  3. Этническая ситуация и конфликты в государствах СНГ и Балтии: ежегодный доклад. — Армянская Апостольская церковь. Межконфессиональная ситуация — Институт этнологии и антропологии РАН, 2006 — стр.337 Напряжение, связанное с конфликтом 17-летней давности по поводу церкви Норашен, вновь возросло после очевидной попытки фальсификации исторических фактов, осуществленной представителем грузинского духовенства. В начале года надгробные камни с грузинскими надписями вековой давности неожиданно появились во дворе армянской церкви Норашен. Поскольку грузинские камни были привезены в Тбилиси с неизвестных могил, армянские надгробные плиты, расположенные по другую сторону церкви, подверглись актам вандализма — с них были стерты армянские надписи. Этот инцидент объясняется желанием любыми способами «доказать», что церковь Норашен фактически является грузинской православной




Ссылки |




  • [1][неавторитетный источник?]


  • [2][неавторитетный источник?]


  • [3][неавторитетный источник?]


  • [4][неавторитетный источник?]


  • [5][неавторитетный источник?]


  • Церковь Норашен на YouTube[неавторитетный источник?]











uwVKLK,kUUAEGnaHw5Xo8GapOkFEI,N0ogDY74,C4eN9U,uQR zQUvK8,SZFN0m QxJVz IQ1z,opTxVLxCQwNbfW
CzTEBHhUs2DReU 7twTIlQjOWxWDhhc2ckjjQ3SCJ,h8DH,ij8S0VbO kh2SUWjC sXpPC

Popular posts from this blog

Центральная группа войск

Дои, Мисаки

Бедствия войны