Экипажная часть локомотива




Экипажная часть локомотива (экипаж локомотива) — часть конструкции тяговой железнодорожной единицы (локомотива), обеспечивающая её движение в рельсовой колее, представляет собой повозку с колёсными парами, в которой располагается необходимое энергетическое и вспомогательное оборудование. Экипажная часть является основой локомотива, непосредственно обеспечивающей движение.




Содержание






  • 1 Конструктивные требования


  • 2 Классификация


  • 3 Осевая формула


  • 4 Конструкция


  • 5 Литература





Конструктивные требования |


К экипажной части предъявляется ряд обязательных конструктивных требований и условий содержания при эксплуатации, к которым относятся:



  • способность двигаться на прямых и криволинейных участках пути, не вызывая перегрузок в элементах конструкции

  • сохранять прочность узлов и деталей в течение всего срока службы

  • обеспечивать комфортные условия труда локомотивной бригады

  • защищать оборудование от вредного воздействия вибраций и внешней среды



Классификация |


По типу объединения колёсных пар различают рамные (в жёсткой раме) и тележечные экипажные части.


В рамных экипажных частях колёсные пары (или группы колёсных пар) закреплены в главной раме локомотива. Такой экипаж характерен для паровозов. Кроме главной рамы в экипаж паровоза входят ведущие и сцепные колёсные пары, связанные между собой системой дышел, поддерживающие и бегунковые колёсные пары с системой возвращающих устройств, узел рессорного подвешивания и будка машиниста. Энергетическое оборудование (паровой котёл и паровая машина) размещается на главной раме. Сила тяги локомотива в этом случае реализуется ведущей колёсной парой, непосредственно связанной с паровой машиной, и сцепными колёсными парами, соединёнными с ведущей колёсной парой дышлами. Бегунковые колёсные пары являются направляющими и обеспечивают вписывание экипажа в криволинейные участки пути. Поддерживающие колёсные пары воспринимают часть сцепного веса локомотива, разгружая тем самым основные, движущие колёсные пары.


Отличием тележечных экипажей, характерных для тепловозов и электровозов, является передача веса от главной рамы (кузова) на колёсные пары, через рамы локомотивных тележек. Связь кузова с тележками в вертикальной плоскости может быть жёсткой (при одноступенчатом рессорном подвешивании) или упругой (при двухступенчатом рессорном подвешивании). В горизонтальной плоскости связь выполняется жёстко-шарнирной, допускающей только угловой поворот тележки относительно кузова, или упругой с возможными перемещениями в поперечном направлении. Сила тяги от тележек на кузов передаётся через шкворень или систему тяг. Колёсные пары закрепляются в рамах тележек.



Осевая формула |



Для условного обозначения локомотивов по числу осей принята специальная характеристика, или осевая формула, которая указывает число осей в тележке и число тележек под кузовом. Так, запись 2о-2о означает, что кузов опирается на две 2-осные тележки, и тележки не сцеплены между собой. Если тележки сцеплены друг с другом (ВЛ8), то ставится знак +; 3о-3о — на две 3-осные не сцепленные между собой тележки (в зарубежной практике приняты обозначения соответственно Во-Во и Со-Со). Все колёсные пары тележечных экипажей локомотивов с электрической передачей мощности, как правило, тяговые (движущие) и оборудованы индивидуальным тяговым электродвигателем, что обозначается индексом «о» при цифре, определяющей число осей в тележке. Если локомотив имеет гидромеханическую передачу (ТГМ4), то индекс "о" не ставится.



Конструкция |


К элементам тележечных экипажных частей относятся:



  • коробка кузова локомотива (цельнонесущего или с главной рамой) с кабинами машинистов

  • рамы локомотивных тележек

  • рессорное подвешивание

  • система передачи сил тяги

  • колёсные пары

  • элементы тягового привода


Энергетическое и вспомогательное оборудование размещается в кузове, за исключением тяговых электродвигателей, которые, как правило, крепятся на тележках. На тепловозах к кузову крепится бак с запасом топлива. На маневровых тепловозах с кузовами капотного типа оборудование, размещённое на главной раме, закрывают сверху и с боков съёмные щиты, открывающие двери и жалюзи. Под одним кузовом локомотива могут быть размещены три или четыре тележки. У 8-осных локомотивов кузов опирается непосредственно на тележки или через промежуточные рамы, объединяющие тележки попарно. Осевая формула 8-осного экипажа с четырьмя тележками под одним кузовом при непосредственном опирании кузова на тележки — 2о-2о-2о-2о, при попарном объединении тележек промежуточными рамами (сцеплении тележек)— 2о+2о - 2о+2о.



Литература |


  • Экипаж // Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 503. — ISBN 5-85270-115-7.







Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск