Deutsche Reichsbahn (ГДР)






Логотип «Deutsche Reichsbahn»


«Deutsche Reichsbahn» (сокр. DR, «Германская государственная[1] железная дорога») — государственная железнодорожная компания Германской Демократической Республики в 1949—1994 годах, находившаяся в ведении министерства транспорта республики, обслуживавшая также Западный Берлин.




Содержание






  • 1 История


  • 2 Организационная структура


    • 2.1 Структура «DR»




  • 3 Deutsche Reichsbahn во время холодной войны


  • 4 Пассажирские перевозки


  • 5 Электрификация


  • 6 Локомотивный парк


    • 6.1 Тепловозы


      • 6.1.1 Магистральные тепловозы


      • 6.1.2 Маневровые




    • 6.2 Электровозы


      • 6.2.1 Постоянного тока


      • 6.2.2 Переменного тока 15 кВ 16⅔ Гц


      • 6.2.3 Двухсистемные 15 кВ 16⅔ Гц / 3 кВ




    • 6.3 Мотор-вагонный подвижной состав


      • 6.3.1 Дизельпоезда


      • 6.3.2 Рельсовые автобусы


      • 6.3.3 Электропоезда переменного тока 15 кВ 16⅔ Гц


      • 6.3.4 Электромотрисы серии 188 для малых железных дорог


      • 6.3.5 Электропоезда постоянного тока 750 В с питанием от контактного рельса (система S-Bahn Berlin)




    • 6.4 Паровозы




  • 7 Литература


  • 8 См. также


  • 9 Ссылки





История |


После Второй мировой войны в течение четырёх лет администрация, образованная союзными государствами, управляла немецкими железными дорогами в 1945—1949 годах. В 1949 году после преобразования советской оккупационной зоны в Германскую Демократическую Республику железные дороги, находившиеся на её территории, были преобразованы в компанию, получившую название Deutsche Reichsbahn. Это название с 1920 года носили железные дороги Германии (нем. Deutsche Reichsbahn — Gesellschaft DRG — «Германская имперская железная дорога»). В Федеративной Республике Германии железные дороги, находившиеся на её территории, были переданы в управление компании, получившей название Deutsche Bundesbahn (сокр. DB, «Федеральные железные дороги Германии»). После преобразования ГДР и объединения её с ФРГ в 1990 году DR и DB функционировали как две различные компании под совместным управлением, а с 1 января 1994 года были полностью объединены и преобразованы в Deutsche Bahn («Железные дороги Германии»).



Организационная структура |


Для железнодорожной организации, находившейся в Советской оккупационной зоне, а затем и в ГДР, было сохранено название времён Веймарской республики и Третьего рейха по следующим причинам:




  1. Советская военная администрация в Германии была заинтересована в сохранении работоспособной структуры, которая могла бы возобновить перевозку грузов и пассажиров;

  2. с согласия западных союзников «DR» осуществляла железнодорожные перевозки в трёх секторах Западного Берлина (сеть магистралей, вокзалы, производственные здания и учреждения управления дороги). Это касалось также и городской электрички (нем. S-Bahn) в оккупационных секторах Западного Берлина. Западные союзники получали гарантии свободного пользования транзитными маршрутами.


«Deutsche Reichsbahn» в ГДР являлась одним из самых крупных работодателей и была подчинена Министерству транспорта ГДР. С ноября 1954 по ноябрь 1989 гг. Министр транспорта ГДР занимал пост генерального директора «Deutsche Reichsbahn».


Управление «DR» располагалось в Восточном Берлине недалеко от Берлинской стены и бывшего здания рейхсканцелярии.


В структуре «DR» выделялось восемь региональных управлений (аналог отделения дороги в СССР). Отделения региональной дирекции располагались в Берлине, Котбусе, Дрездене, Эрфурте, Грайфсвальде, Галле, Магдебурге и Шверине.



Структура «DR» |



  • Дирекция железной дороги в Берлине:

    • Управление Берлин 1 (местонахождение: Берлин, вокзал Остбанхоф)

    • Управление Берлин 2 (местонахождение: Потсдам)

    • Управление Берлин 3 (местонахождение: Вустермарк)

    • Управление Берлин 4 (местонахождение: Берлин, Северный вокзал) после образования Западного Берлина, управление находилось на вокзале Фридрихштрассе вместе с управлением линии городской электрички «Nord-Süd»)

    • Управление Франкфурт-на-Одере



  • Дирекция железной дороги в Котбусе (Пограничная дирекция для ПНР и ЧССР)

    • Управление Баутцен

    • Управление Котбус

    • Управление Зенфтенберг



  • Дирекция железной дороги в Дрездене (Пограничная дирекция для ФРГ и ЧССР)

  • Дирекция железной дороги в Эрфурте (Пограничная дирекция для ФРГ)

  • Дирекция железной дороги в Грайфсвальде (Пограничная дирекция для Швеции и ПНР)

  • Дирекция железной дороги в Галле

  • Дирекция железной дороги в Магдебурге (Пограничная дирекция для ФРГ)

  • Дирекция железной дороги в Шверине (Пограничная дирекция для ФРГ и Дании)



Deutsche Reichsbahn во время холодной войны |


Четырёхсторонние соглашения, заключённые после войны державами-победительницами, не предусматривали длительного разделения Германии и Берлина, поэтому «DR» обслуживала железнодорожную сеть Восточного и Западного Берлина в течение всего времени существования двух германских государств вплоть до слияния с Deutsche Bundesbahn в январе 1994 года. В связи с этим на железной дороге в Западном Берлине того времени известны уникальные ситуации. Например, железнодорожной полицией на станциях железной дороги в Западном Берлине управляло Министерство внутренних дел ГДР, несмотря на то, что западные союзники (США, Великобритания и Франция) никогда официально не признавали за правительством ГДР каких-либо властных полномочий в Западном Берлине. В связи с этим со стороны Западного Берлина поддержание общественного порядка на железнодорожных станциях в Западном Берлине обеспечивали отдельные патрули полиции Западного Берлина.


В течение многих лет кассы по продаже билетов Deutsche Bundesbahn функционировали в Западном Берлине близ вокзала Зоологический сад. С одной стороны, это было вызвано неудовлетворительным обслуживанием пассажиров в билетных кассах «DR». С другой стороны, билетные кассы служили свидетельством присутствия Восточной Германии в Западном Берлине.


Другой странностью было наличие советских билетных касс на Восточном вокзале Остбанхоф в Восточном Берлине, обслуживавших в первую очередь военные перевозки. Другие союзники по антигитлеровской коалиции также имели собственные станции и кассы в своих секторах: США — в Лихтерфельде, Великобритания — в Шарлоттенбурге, Франция — в Тегеле.



Пассажирские перевозки |


«DR» была крупнейшим перевозчиком пассажиров в ГДР и функционировала по законам плановой экономики. В 1989 году доля «DR» в пассажирообороте ГДР составила 17,2 %. Плата за проезд была невысокой, но пассажирские поезда были переполнены и часто опаздывали. «DR» предлагала ограниченное количество поездов на международных линиях: «Neptun» (Берлин — Копенгаген), «Vindobona» (Берлин — Вена), «Karlex» (Берлин — Карловы Вары) и «Balt-Orient-Express» (Берлин — Бухарест).



Электрификация |




Экспресс Гамбург — Берлин в 1971 году курсировал на паровозной тяге


После окончания Второй мировой войны в «DR» продолжали использовать паровозы вплоть до 28 мая 1988 года. Большая часть электрифицированных железных дорог, существовавшая в восточной части Германии до 1945 года, была обесточена, так как контактная сеть и подвижной состав были частично вывезены в Советский Союз в качестве репараций[2].


К началу 1970-х гг. из железных дорог ГДР работали от электричества лишь несколько магистралей, в частности: Дрезден — Карл-Маркс-Штадт — Лейпциг, Берлин — Дрезден, Берлин — Росток, а также (в основном для пригородных пассажирских перевозок) железнодорожные узлы Берлин и Галле-Лейпциг.
На железной дороге широкое применение нашли тепловозы М62 (местное обозначение V200 или BR 120, прозвище нем. Taiga Trommel — таёжный барабан), заправлявшиеся дизельным топливом, поставлявшимся из СССР по сниженным ценам.


Перелом произошёл в начале 1980-х, когда затраты на приобретение дизельного топлива резко возросли (СССР больше не субсидировал нефтепродукты из-за последствий нефтяного кризиса) и одновременно резко выросли объёмы перевозок. На «DR» была начата реализация программы электрификации основных магистралей, но до объединения Германии была электрифицирована лишь небольшая часть дорог.



Локомотивный парк |



Тепловозы |


В документации и статьях по локомотивам ГДР серии локомотивов обозначаются BR (нем. Baureihe:BR XXX (для локомотивов, выпущенных после 1970 г.) либо V XXX и BR XXX (выпущенных до 1970 г.), а также приводится современное обозначение в «DB AG» — BR XXX.



Магистральные тепловозы |




  • DR Baureihe V 100 (DR грим — V100, BR 110, BR 201, DBAG — BR 201)


  • DR Baureihe V 180 (DR — V180, BR 118, BR 228, DBAG — BR 228)


  • DR Baureihe V200 (DR — V200, BR 120, BR 220, DBAG — BR 220, модификация М62)


  • DR Baureihe 119 (DR -BR 119, BR 229, DBAG — BR 229)


  • DR Baureihe V300 (DR — V300, BR 130, BR 230, DBAG — BR 230, модификация ТЭ109)


  • DR Baureiche BR 131 (DR — BR 131, BR 231, DBAG — BR 231, модификация ТЭ120)


  • DR Baureiche BR 132 (DR — BR 132, BR 232, DBAG — BR 232, модификация ТЭ120)


  • DR Baureiche BR 142 (DR — BR 142, BR 242, DBAG — BR 242, модификация ТЭ129)



Маневровые |



  • DR Baureihe V 15

  • DR Baureihe V 60

  • DR Baureihe V 75

  • Тепловоз ТГК2-Э



Электровозы |



Постоянного тока |


Sächsische I ME (600 В)



Переменного тока 15 кВ 16⅔ Гц |




  • DRG Baureihe E 04,


  • DR Baureihe E 11,


  • DR Baureihe 243,


  • DRG Baureihe E 17,


  • DRG Baureihe E 18,


  • DRG Baureihe E 21.0,


  • DR Baureihe E 42,


  • DR Baureihe 243,


  • DRG Baureihe E 44,


  • DR Baureihe 250,


  • DR Baureihe 252,


  • DRB Baureihe E 94,


  • DRG Baureihe E 77,

  • DRG Baureihe E 95



Двухсистемные 15 кВ 16⅔ Гц / 3 кВ |


  • DR Baureihe 230


Мотор-вагонный подвижной состав |




Дизельпоезд VT 12.14



Дизельпоезда |




  • DR Baureihe VT 4.12(нем.) (Baureihe 173) - производство ГДР, 1964-1965гг


  • DR Baureihe VT 12.14 Модельный ряд Ганц (Венгрия), 1954г


  • DR Baureihe SVT 137 901(нем.) Модельный ряд Берлин. Довоенный (Германия), 1938г


  • DR Baureihe 182.0(нем.) Модельный ряд Кёльн. Довоенный (Германия), 1936-1938гг


  • DR Baureihe 183.0/183.2 Модельный ряд Гамбург. Довоенный (Германия), 1935-1936гг


  • DR Baureihe 183.2(нем.) Модельный ряд Лейпциг. Довоенный (Германия), 1935-1936гг


  • DR Baureihe 184.0(нем.) Модельный ряд Рур. Довоенный (Германия), 1938г


  • DR Baureihe VT 18.16 Модельный ряд Гёрлиц (ГДР), 1963-1968гг



Рельсовые автобусы |



  • DR Baureihe VT 2.09(нем.) (Baureihe 172) - производство ГДР, 1957-1969гг


Электропоезда переменного тока 15 кВ 16⅔ Гц |



  • DRG Baureihe ET 25(нем.) - довоенный (Германия), 1935г


Электромотрисы серии 188 для малых железных дорог |




  • DRG Baureihe ET 188 501-503(нем.) (Baureihe 279) - три двухвагонных электропоезда для линии "Buckower Kleinbahn" Мюнхеберг - Буков, довоенной немецкой постройки, модернизированы в 1980-81гг. Контактная сеть на 800 В.


  • DRG Baureihe ET 188 511-512(нем.) (PT1-PT2) - две электромотрисы для линии "Schleizer Kleinbahn" Шляйц - Саальбург, довоенной немецкой постройки. Контактная сеть 1200 В.


  • DRG Baureihe ET 188 521-522(нем.) (GT1-GT2) - две электромотрисы для линии "Schleizer Kleinbahn" Шляйц - Саальбург, довоенной немецкой постройки. Контактная сеть 1200 В.


  • DRG Baureihe ET 188 531(нем.) (279.2) - электромотриса для линии "Oberweißbacher Bergbahn" довоенной немецкой постройки. Контактная сеть 500 В.



Электропоезда постоянного тока 750 В с питанием от контактного рельса (система S-Bahn Berlin) |


Электропоезда довоенного немецкого производства.




  • DRG Baureihe ET 125(англ.) - довоенный, 1935-1938гг


  • DRG Baureihe ET 165 - довоенный, 1928-1931гг


  • DRG Baureihe ET 166(нем.) - довоенный, 1936г


  • DRG Baureihe ET 167 - довоенный, 1938-1944гг


  • DRG Baureihe ET 169(нем.) - довоенный, 1925г



Паровозы |


  • Паровоз P8


Литература |



  • Frits A. Bodde, Thomas Böhnke, Henning Folz: Reichsbahn im Wandel seit 1989. Transpress, Stuttgart 2002, ISBN 3-613-71110-9

  • Burghard Ciesla: Als der Osten durch den Westen fuhr. Die Geschichte der Deutschen Reichsbahn in Westberlin. Böhlau, Köln 2006, ISBN 3-412-30505-7

  • Alfred B. Gottwaldt: Deutsche Reichsbahn. Kulturgeschichte und Technik. Transpress, Stuttgart 2002, ISBN 3-613-71148-6

  • Thomas Hanna-Daoud, Birgit Kneip (Red.): Eisenbahn in der DDR — Die Deutsche Reichsbahn 1945—1990. Sconto, München 2006, ISBN 3-86517-080-3

  • Horst Regling: Schienenverkehr in der DDR. Transpress, Stuttgart 2001, ISBN 3-613-71156-7




  1. Термин "имперская" в данном случае применять нельзя, ибо в немецком языке термин "рейх" значит не только "империя", но и "государство"


  2. Локомотивы отечественных железных дорог 1845—1955. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Транспорт, 1995, стр 445



См. также |


  • Берлинская городская электричка


Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}






Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск