Deutsche Reichsbahn (ГДР)
«Deutsche Reichsbahn» (сокр. DR, «Германская государственная[1] железная дорога») — государственная железнодорожная компания Германской Демократической Республики в 1949—1994 годах, находившаяся в ведении министерства транспорта республики, обслуживавшая также Западный Берлин.
Содержание
1 История
2 Организационная структура
2.1 Структура «DR»
3 Deutsche Reichsbahn во время холодной войны
4 Пассажирские перевозки
5 Электрификация
6 Локомотивный парк
6.1 Тепловозы
6.1.1 Магистральные тепловозы
6.1.2 Маневровые
6.2 Электровозы
6.2.1 Постоянного тока
6.2.2 Переменного тока 15 кВ 16⅔ Гц
6.2.3 Двухсистемные 15 кВ 16⅔ Гц / 3 кВ
6.3 Мотор-вагонный подвижной состав
6.3.1 Дизельпоезда
6.3.2 Рельсовые автобусы
6.3.3 Электропоезда переменного тока 15 кВ 16⅔ Гц
6.3.4 Электромотрисы серии 188 для малых железных дорог
6.3.5 Электропоезда постоянного тока 750 В с питанием от контактного рельса (система S-Bahn Berlin)
6.4 Паровозы
7 Литература
8 См. также
9 Ссылки
История |
После Второй мировой войны в течение четырёх лет администрация, образованная союзными государствами, управляла немецкими железными дорогами в 1945—1949 годах. В 1949 году после преобразования советской оккупационной зоны в Германскую Демократическую Республику железные дороги, находившиеся на её территории, были преобразованы в компанию, получившую название Deutsche Reichsbahn. Это название с 1920 года носили железные дороги Германии (нем. Deutsche Reichsbahn — Gesellschaft DRG — «Германская имперская железная дорога»). В Федеративной Республике Германии железные дороги, находившиеся на её территории, были переданы в управление компании, получившей название Deutsche Bundesbahn (сокр. DB, «Федеральные железные дороги Германии»). После преобразования ГДР и объединения её с ФРГ в 1990 году DR и DB функционировали как две различные компании под совместным управлением, а с 1 января 1994 года были полностью объединены и преобразованы в Deutsche Bahn («Железные дороги Германии»).
Организационная структура |
Для железнодорожной организации, находившейся в Советской оккупационной зоне, а затем и в ГДР, было сохранено название времён Веймарской республики и Третьего рейха по следующим причинам:
Советская военная администрация в Германии была заинтересована в сохранении работоспособной структуры, которая могла бы возобновить перевозку грузов и пассажиров;- с согласия западных союзников «DR» осуществляла железнодорожные перевозки в трёх секторах Западного Берлина (сеть магистралей, вокзалы, производственные здания и учреждения управления дороги). Это касалось также и городской электрички (нем. S-Bahn) в оккупационных секторах Западного Берлина. Западные союзники получали гарантии свободного пользования транзитными маршрутами.
«Deutsche Reichsbahn» в ГДР являлась одним из самых крупных работодателей и была подчинена Министерству транспорта ГДР. С ноября 1954 по ноябрь 1989 гг. Министр транспорта ГДР занимал пост генерального директора «Deutsche Reichsbahn».
Управление «DR» располагалось в Восточном Берлине недалеко от Берлинской стены и бывшего здания рейхсканцелярии.
В структуре «DR» выделялось восемь региональных управлений (аналог отделения дороги в СССР). Отделения региональной дирекции располагались в Берлине, Котбусе, Дрездене, Эрфурте, Грайфсвальде, Галле, Магдебурге и Шверине.
Структура «DR» |
- Дирекция железной дороги в Берлине:
- Управление Берлин 1 (местонахождение: Берлин, вокзал Остбанхоф)
- Управление Берлин 2 (местонахождение: Потсдам)
- Управление Берлин 3 (местонахождение: Вустермарк)
- Управление Берлин 4 (местонахождение: Берлин, Северный вокзал) после образования Западного Берлина, управление находилось на вокзале Фридрихштрассе вместе с управлением линии городской электрички «Nord-Süd»)
- Управление Франкфурт-на-Одере
- Дирекция железной дороги в Котбусе (Пограничная дирекция для ПНР и ЧССР)
- Управление Баутцен
- Управление Котбус
- Управление Зенфтенберг
- Управление Баутцен
- Дирекция железной дороги в Дрездене (Пограничная дирекция для ФРГ и ЧССР)
- Дирекция железной дороги в Эрфурте (Пограничная дирекция для ФРГ)
- Дирекция железной дороги в Грайфсвальде (Пограничная дирекция для Швеции и ПНР)
- Дирекция железной дороги в Галле
- Дирекция железной дороги в Магдебурге (Пограничная дирекция для ФРГ)
- Дирекция железной дороги в Шверине (Пограничная дирекция для ФРГ и Дании)
Deutsche Reichsbahn во время холодной войны |
Четырёхсторонние соглашения, заключённые после войны державами-победительницами, не предусматривали длительного разделения Германии и Берлина, поэтому «DR» обслуживала железнодорожную сеть Восточного и Западного Берлина в течение всего времени существования двух германских государств вплоть до слияния с Deutsche Bundesbahn в январе 1994 года. В связи с этим на железной дороге в Западном Берлине того времени известны уникальные ситуации. Например, железнодорожной полицией на станциях железной дороги в Западном Берлине управляло Министерство внутренних дел ГДР, несмотря на то, что западные союзники (США, Великобритания и Франция) никогда официально не признавали за правительством ГДР каких-либо властных полномочий в Западном Берлине. В связи с этим со стороны Западного Берлина поддержание общественного порядка на железнодорожных станциях в Западном Берлине обеспечивали отдельные патрули полиции Западного Берлина.
В течение многих лет кассы по продаже билетов Deutsche Bundesbahn функционировали в Западном Берлине близ вокзала Зоологический сад. С одной стороны, это было вызвано неудовлетворительным обслуживанием пассажиров в билетных кассах «DR». С другой стороны, билетные кассы служили свидетельством присутствия Восточной Германии в Западном Берлине.
Другой странностью было наличие советских билетных касс на Восточном вокзале Остбанхоф в Восточном Берлине, обслуживавших в первую очередь военные перевозки. Другие союзники по антигитлеровской коалиции также имели собственные станции и кассы в своих секторах: США — в Лихтерфельде, Великобритания — в Шарлоттенбурге, Франция — в Тегеле.
Пассажирские перевозки |
«DR» была крупнейшим перевозчиком пассажиров в ГДР и функционировала по законам плановой экономики. В 1989 году доля «DR» в пассажирообороте ГДР составила 17,2 %. Плата за проезд была невысокой, но пассажирские поезда были переполнены и часто опаздывали. «DR» предлагала ограниченное количество поездов на международных линиях: «Neptun» (Берлин — Копенгаген), «Vindobona» (Берлин — Вена), «Karlex» (Берлин — Карловы Вары) и «Balt-Orient-Express» (Берлин — Бухарест).
Электрификация |
После окончания Второй мировой войны в «DR» продолжали использовать паровозы вплоть до 28 мая 1988 года. Большая часть электрифицированных железных дорог, существовавшая в восточной части Германии до 1945 года, была обесточена, так как контактная сеть и подвижной состав были частично вывезены в Советский Союз в качестве репараций[2].
К началу 1970-х гг. из железных дорог ГДР работали от электричества лишь несколько магистралей, в частности: Дрезден — Карл-Маркс-Штадт — Лейпциг, Берлин — Дрезден, Берлин — Росток, а также (в основном для пригородных пассажирских перевозок) железнодорожные узлы Берлин и Галле-Лейпциг.
На железной дороге широкое применение нашли тепловозы М62 (местное обозначение V200 или BR 120, прозвище нем. Taiga Trommel — таёжный барабан), заправлявшиеся дизельным топливом, поставлявшимся из СССР по сниженным ценам.
Перелом произошёл в начале 1980-х, когда затраты на приобретение дизельного топлива резко возросли (СССР больше не субсидировал нефтепродукты из-за последствий нефтяного кризиса) и одновременно резко выросли объёмы перевозок. На «DR» была начата реализация программы электрификации основных магистралей, но до объединения Германии была электрифицирована лишь небольшая часть дорог.
Локомотивный парк |
Тепловозы |
В документации и статьях по локомотивам ГДР серии локомотивов обозначаются BR (нем. Baureihe:BR XXX (для локомотивов, выпущенных после 1970 г.) либо V XXX и BR XXX (выпущенных до 1970 г.), а также приводится современное обозначение в «DB AG» — BR XXX.
Магистральные тепловозы |
DR Baureihe V 100 (DR грим — V100, BR 110, BR 201, DBAG — BR 201)
DR Baureihe V 180 (DR — V180, BR 118, BR 228, DBAG — BR 228)
DR Baureihe V200 (DR — V200, BR 120, BR 220, DBAG — BR 220, модификация М62)
DR Baureihe 119 (DR -BR 119, BR 229, DBAG — BR 229)
DR Baureihe V300 (DR — V300, BR 130, BR 230, DBAG — BR 230, модификация ТЭ109)
DR Baureiche BR 131 (DR — BR 131, BR 231, DBAG — BR 231, модификация ТЭ120)
DR Baureiche BR 132 (DR — BR 132, BR 232, DBAG — BR 232, модификация ТЭ120)
DR Baureiche BR 142 (DR — BR 142, BR 242, DBAG — BR 242, модификация ТЭ129)
Маневровые |
- DR Baureihe V 15
- DR Baureihe V 60
- DR Baureihe V 75
- Тепловоз ТГК2-Э
Электровозы |
Постоянного тока |
Sächsische I ME (600 В)
Переменного тока 15 кВ 16⅔ Гц |
DRG Baureihe E 04,
DR Baureihe E 11,
DR Baureihe 243,
DRG Baureihe E 17,
DRG Baureihe E 18,
DRG Baureihe E 21.0,
DR Baureihe E 42,
DR Baureihe 243,
DRG Baureihe E 44,
DR Baureihe 250,
DR Baureihe 252,
DRB Baureihe E 94,
DRG Baureihe E 77,- DRG Baureihe E 95
Двухсистемные 15 кВ 16⅔ Гц / 3 кВ |
- DR Baureihe 230
Мотор-вагонный подвижной состав |
Дизельпоезда |
DR Baureihe VT 4.12(нем.) (Baureihe 173) - производство ГДР, 1964-1965гг
DR Baureihe VT 12.14 Модельный ряд Ганц (Венгрия), 1954г
DR Baureihe SVT 137 901(нем.) Модельный ряд Берлин. Довоенный (Германия), 1938г
DR Baureihe 182.0(нем.) Модельный ряд Кёльн. Довоенный (Германия), 1936-1938гг
DR Baureihe 183.0/183.2 Модельный ряд Гамбург. Довоенный (Германия), 1935-1936гг
DR Baureihe 183.2(нем.) Модельный ряд Лейпциг. Довоенный (Германия), 1935-1936гг
DR Baureihe 184.0(нем.) Модельный ряд Рур. Довоенный (Германия), 1938г
DR Baureihe VT 18.16 Модельный ряд Гёрлиц (ГДР), 1963-1968гг
Рельсовые автобусы |
DR Baureihe VT 2.09(нем.) (Baureihe 172) - производство ГДР, 1957-1969гг
Электропоезда переменного тока 15 кВ 16⅔ Гц |
DRG Baureihe ET 25(нем.) - довоенный (Германия), 1935г
Электромотрисы серии 188 для малых железных дорог |
DRG Baureihe ET 188 501-503(нем.) (Baureihe 279) - три двухвагонных электропоезда для линии "Buckower Kleinbahn" Мюнхеберг - Буков, довоенной немецкой постройки, модернизированы в 1980-81гг. Контактная сеть на 800 В.
DRG Baureihe ET 188 511-512(нем.) (PT1-PT2) - две электромотрисы для линии "Schleizer Kleinbahn" Шляйц - Саальбург, довоенной немецкой постройки. Контактная сеть 1200 В.
DRG Baureihe ET 188 521-522(нем.) (GT1-GT2) - две электромотрисы для линии "Schleizer Kleinbahn" Шляйц - Саальбург, довоенной немецкой постройки. Контактная сеть 1200 В.
DRG Baureihe ET 188 531(нем.) (279.2) - электромотриса для линии "Oberweißbacher Bergbahn" довоенной немецкой постройки. Контактная сеть 500 В.
Электропоезда постоянного тока 750 В с питанием от контактного рельса (система S-Bahn Berlin) |
Электропоезда довоенного немецкого производства.
DRG Baureihe ET 125(англ.) - довоенный, 1935-1938гг
DRG Baureihe ET 165 - довоенный, 1928-1931гг
DRG Baureihe ET 166(нем.) - довоенный, 1936г
DRG Baureihe ET 167 - довоенный, 1938-1944гг
DRG Baureihe ET 169(нем.) - довоенный, 1925г
Паровозы |
- Паровоз P8
Литература |
- Frits A. Bodde, Thomas Böhnke, Henning Folz: Reichsbahn im Wandel seit 1989. Transpress, Stuttgart 2002, ISBN 3-613-71110-9
- Burghard Ciesla: Als der Osten durch den Westen fuhr. Die Geschichte der Deutschen Reichsbahn in Westberlin. Böhlau, Köln 2006, ISBN 3-412-30505-7
- Alfred B. Gottwaldt: Deutsche Reichsbahn. Kulturgeschichte und Technik. Transpress, Stuttgart 2002, ISBN 3-613-71148-6
- Thomas Hanna-Daoud, Birgit Kneip (Red.): Eisenbahn in der DDR — Die Deutsche Reichsbahn 1945—1990. Sconto, München 2006, ISBN 3-86517-080-3
- Horst Regling: Schienenverkehr in der DDR. Transpress, Stuttgart 2001, ISBN 3-613-71156-7
↑ Термин "имперская" в данном случае применять нельзя, ибо в немецком языке термин "рейх" значит не только "империя", но и "государство"
↑ Локомотивы отечественных железных дорог 1845—1955. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Транспорт, 1995, стр 445
См. также |
- Берлинская городская электричка
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Deutsche Reichsbahn (ГДР) на Викискладе |