5,25" QF Mark I

























































































5.25" QF Mark I
HMS King George V secondary turret SLV Green.jpg
133-мм орудия QF Mark I в двухорудийной башне на линкоре «Кинг Джордж V»
Тип
морское универсальное орудие
Страна
Великобритания Великобритания
История службы
Годы эксплуатации
1940 - 1966
Принят на вооружение
1940
На вооружении
Великобритания ВМС Великобритании

Войны и конфликты

  • Вторая мировая война

История производства
Разработан
1935
Варианты
Mk I, Mk II
Характеристики
Масса, кг
4 362
Длина, мм
7 м
Длина ствола, мм
50 кал.
Снаряд
36,3 кг

Калибр, мм

133 мм (5,25 дюйма)
Угол возвышения
−5° +70°

Скорострельность,
выстрелов/мин

7-8
Начальная скорость
снаряда, м/с

814

Прицельная дальность, м

21 400
Максимальная
дальность, м

22 010
Commons-logo.svg 5.25" QF Mark I на Викискладе

5,25" QF Mark I — британское 133-миллиметровое универсальное орудие, применявшееся Королевским флотом Великобритании во Второй мировой войне. Находились на вооружении линейных кораблей типа «Кинг Джордж V», линкора «Вэнгард», крейсеров ПВО типа «Дидо» и улучшенный «Дидо», планировались к установке на линкоры типа «Лайон». Разрабатывалось как орудие, способное с одинаковой эффективностью поражать надводные цели типа «эсминец» и бороться с авиацией. В качестве зенитного оказалось малоэффективно.




Содержание






  • 1 Конструкция


  • 2 Оценка орудия


  • 3 Примечания


  • 4 Литература





Конструкция |


Орудие имело самоскрепленную конструкцию со свободным лейнером и оснащалось полуавтоматическим клиновым затвором. Живучесть ствола первоначально составляла 750 выстрелов полным зарядом, с внедрением новых сортов пороха была доведена до 2000 выстрелов. Заряжание было раздельно-гильзовым, что в сочетании с большим количеством ручных операций предопределило сравнительно низкую для универсального орудия скорострельность. Использовались снаряды двух типов: полубронебойный с донным взрывателем и фугасный, с головным механическим взрывателем. Кроме того имелся осветительный снаряд.



Оценка орудия |


Эффективность артиллерии по лёгким надводным кораблям признавалась вполне достаточной. Дальности стрельбы вполне хватало для боя с любыми лёгкими кораблями[1].


Пригодность орудий против воздушных целей оказалась сомнительной. Большая досягаемость по высоте (15 км) при угле возвышения 70° вроде бы позволяла вести эффективный огонь по высоколетящим целям. Но британский флот до 1944 года[2] не имел радиолокационного взрывателя. Использовался лишь механический, с замедлением, но установщик боеприпасов всегда опаздывал на один залп[1]. Ещё менее эффективными 133-мм орудия оказались против низколетящих целей, типа торпедоносцев. Фактически орудия могли сделать лишь два-три выстрела до сброса противником торпед, без точной установки взрывателей снарядов[1]. Этот факт подтвердил бой «Принс оф Уэлс» против японской авиации. Положение усугублялось низкими скоростями наводки тяжёлых башен — 10-11° в секунду. Появление в ходе войны скоростных самолётов практически любого назначения сделало 133-мм установки практически бесполезными — они просто не успевали следовать за своими целями, особенно на близких дистанциях[3]
«Вэнгард» получил новые, более совершенные установки Mark 1*[4]. Они имели большую скорость наведения — по 20 °/с в вертикальной и горизонтальной плоскостях[5][6]. Боевое отделение было перепланировано. Установки также получили дистанционный силовой привод RP10* для вертикального и горизонтального наведения[4]. Возросла и скорострельность.



Примечания |





  1. 123 Кофман В. Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V». — М, 1997. — С. 20.


  2. Campbell, 2002, p. 44.


  3. Кофман В. Л. Линейные корабли типов «Лайон» и «Вэнгард». — М., 1997. — С. 62.


  4. 12 Raven, Roberts. British Battleships of WW2. — P. 326.


  5. DiGiulian, Tony. Britain 5.25"/50 (13.4 cm) QF Mark I (англ.). сайт navweaps.com. — Описание орудия 5.25"/50 Mark I. Проверено 22 октября 2016.


  6. Campbell, 2002, p. 46.




Литература |



  • Campbell J. Naval weapons of World War Two. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2002. — ISBN 0-87021-459-4.

  • Raven, Alan. Roberts, John. British Battleships of World War Two: The Development and Technical History of the Royal Navy's Battleships and Battlecruisers from 1911 to 1946. — London: Arms and Armour Press, 1976. — 436 p. — ISBN 0853681414.


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}











Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск