Борхес, Хорхе Луис
Хорхе Луис Борхес | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
исп. Jorge Luis Borges | ||||||||||
Фотопортрет Греты Штерн, 1951 год | ||||||||||
Имя при рождении | Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо | |||||||||
Псевдонимы | B. Suarez Lynch и H. Bustos Domecq | |||||||||
Дата рождения | 24 августа 1899(1899-08-24)[1] | |||||||||
Место рождения | Буэнос-Айрес, Аргентина | |||||||||
Дата смерти | 14 июня 1986(1986-06-14)[1](86 лет) | |||||||||
Место смерти |
| |||||||||
Гражданство (подданство) |
| |||||||||
Род деятельности | прозаик, поэт, публицист, эссеист, переводчик, библиотекарь | |||||||||
Жанр | поэзия, рассказ и эссе | |||||||||
Язык произведений | испанский | |||||||||
Награды | ||||||||||
Подпись | ||||||||||
Произведения на сайте Lib.ru | ||||||||||
Произведения в Викитеке | ||||||||||
Файлы на Викискладе | ||||||||||
Цитаты в Викицитатнике |
Хо́рхе Луи́с Бо́рхес (исп. Jorge Luis Borges; 24 августа 1899 года, Буэнос-Айрес, Аргентина — 14 июня 1986 года, Женева, Швейцария) — аргентинский прозаик, поэт и публицист.
Борхес известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о фундаментальных философских проблемах или же принимающими форму приключенческих либо детективных историй[4][5]. В 1920-е годы стал одним из основателей авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии.
Содержание
1 Биография
1.1 Детство
1.2 Жизнь в Европе
1.3 Возвращение в Аргентину
2 Творчество
3 Признание и награды
4 После смерти
5 Борхес и творчество других деятелей искусства
6 Книги
7 Примечания
8 Литература
9 Ссылки
Биография |
Детство |
Его полное имя — Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо (исп. Jorge Francisco Isidoro Luis Borges Acevedo), однако, по аргентинской традиции, он никогда им не пользовался. Со стороны отца у Борхеса были испанские и ирландские корни. Мать Борхеса происходила, по-видимому, из семьи португальских евреев (фамилии её родителей — Асеведо и Пинедо — принадлежат наиболее известным еврейским семьям выходцев из Португалии в Буэнос-Айресе). Сам Борхес утверждал, что в нём течёт баскская, андалузская, еврейская, английская, португальская и норманнская кровь[6]. В доме разговаривали по-испански и по-английски. С раннего возраста Хорхе Луис увлекался поэзией, в возрасте четырёх лет научился читать и писать. В 1905 году Борхес начал изучать английский с домашней учительницей. В следующем году он написал свой первый рассказ по-испански «La visera fatal».
Обучение в школе Борхес начал в 9 лет сразу с четвёртого класса[7]. Это был неприятный опыт для мальчика, так как одноклассники насмехались над ним, а учителя не могли научить его ничему новому[8].
В возрасте десяти лет Борхес перевёл известную сказку Оскара Уайльда «Счастливый принц»[9]. Сам Борхес так описал своё вступление в литературу:
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
С самого моего детства, когда отца поразила слепота, у нас в семье молча подразумевалось, что мне надлежит осуществить в литературе то, чего обстоятельства не дали совершить моему отцу. Это считалось само собой разумеющимся (а подобное убеждение намного сильнее, чем просто высказанные пожелания). Ожидалось, что я буду писателем. Начал я писать в шесть или семь лет.
.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
Жизнь в Европе |
В 1914 году семья поехала на каникулы в Европу. Однако из-за Первой мировой войны возвращение в Аргентину отложилось и семья осела в Женеве, где Хорхе Луис и его сестра Нора пошли в школу. Он изучил французский и поступил в Женевский колледж[en], где начал писать стихи на французском[7]. В 1918 году Хорхе переехал в Испанию, где присоединился к ультраистам — авангардной группе поэтов. 31 декабря 1919 года в испанском журнале «Греция» появилось первое стихотворение Хорхе Луиса.
Возвращение в Аргентину |
Вернувшись в Аргентину в 1921 году, Борхес воплотил ультраизм в нерифмованных стихах о Буэнос-Айресе. Уже в ранних произведениях он блистал эрудицией, знанием языков и философии, мастерски владел словом[4]. В родном городе Борхес продолжает печататься, а также основывает свой собственный журнал «Призма», а затем ещё один под названием «Проа».
В 1923 году накануне поездки в Европу Борхес публикует свою первую книгу стихов «Жар Буэнос-Айреса», в которую вошли 33 стихотворения, а обложку которой разработала его сестра.
Со временем Борхес отошёл от поэзии и стал писать «фантазийную» прозу. Многие из лучших его рассказов вошли в сборники «Вымыслы» (Ficciones, 1944), «Хитросплетения» (Labyrinths, 1960) и «Сообщение Броуди» (El Informe de Brodie, 1971). В рассказе «Смерть и буссоль» борьба человеческого интеллекта с хаосом предстает как криминальное расследование; рассказ «Фунес, чудо памяти» рисует образ человека, буквально затопленного воспоминаниями, противопоставляет «сверхпамять» логическому мышлению, как механизму обобщения. Эффект подлинности вымышленных событий достигается у Борхеса введением в повествование эпизодов аргентинской истории и имен писателей-современников, фактов собственной биографии.
После года в Испании, Борхес окончательно переехал в Буэнос-Айрес, где он сотрудничал с несколькими периодическими изданиями и приобрел репутацию яркого представителя молодых авангардистов. Устав от ультраизма, Борхес пытался основать новый жанр литературы, где бы объединялись метафизика и реальность. Но и от этого писатель быстро отошёл, начав писать фантастические и магические произведения. В 1930 Борхес познакомился с 17-летним писателем Адольфо Биой Касаресом, который стал его другом и соавтором многих произведений[10].
В 1930-х годах Борхес пишет большое количество эссе по аргентинской литературе, искусству, истории, кино. Одновременно он начинает вести колонку в журнале «El Hogar», где пишет рецензии на книги иностранных авторов и биографии писателей. Начиная с первого выпуска, Борхес регулярно публиковался в журнале «Sur», ведущем литературном журнале Аргентины, основанном в 1931 году Викторией Окампо. Для издательства «Sur» Борхес переводит произведения Вирджинии Вульф. В 1937 году он издаёт антологию классической аргентинской литературы. В своих произведениях с 1930-х годов писатель начинает сочетать вымысел с реальностью, пишет рецензии на несуществующие книги и т. д.
Конец 1930-х годов стал для Борхеса тяжелым: сначала он похоронил бабушку, потом отца. Поэтому он был вынужден материально обеспечивать свою семью. С помощью поэта Франсиско Луиса Бернардеса писатель поступил хранителем в муниципальную библиотеку Мигеля Кане в буэнос-айресском районе Альмагро, где проводил время, читая и сочиняя книги. Там же писатель едва не погиб от сепсиса, разбив голову. Годы работы библиотекарем 1937—1946 год Борхес, впоследствии называл «девять глубоко несчастливых лет», хотя именно в тот период появились первые его шедевры. После прихода к власти Перона в 1946 г. Борхес был уволен с библиотечной должности.
Хорхе Луис Борхес вместе с Адольфо Биой Касаресом и Сильвиной Окампо участвовал в создании Антологии фантастической литературы в 1940 году и Антологии аргентинской поэзии в 1941 году. Вместе с Биой Касаресом он писал детективные рассказы о доне Исидро Пароди; эти сочинения появлялись в печати под псевдонимами «Бустос Домек» и «Суарес Линч». Произведение «Ficciones» Борхеса получил гран-при Аргентинского союза писателей. Под названием «Поэмы (1923—1943)» Борхес опубликовал свои поэтические работы из трёх предыдущих книг в журнале «Sur» и газете «La Nación».
В августе 1944 года в гостях у Биой Касареса и Сильвины Окампо Борхес познакомился с Эстель Канто, в которую влюбился. Эстель вдохновила Борхеса на написание рассказа «Алеф», которое считается одним из его наилучших произведений[11]. Несмотря на сопротивление матери, Борхес предложил Эстели пожениться, но этого так никогда и не произошло. В 1952 их отношения завершились[12].
В начале 1950-х годов Борхес вернулся к поэзии; стихи этого периода носят в основном элегический характер, написаны в классических размерах, с рифмой. В них, как и в остальных его произведениях, преобладают темы лабиринта, зеркала и мира, трактуемого как нескончаемая книга.
Начало 1950-х годов ознаменовалось признанием таланта Борхеса в Аргентине и за её пределами. В 1950 году Аргентинский союз писателей избрал его своим президентом, которым он пробыл три года. В Париже был напечатан первый перевод Борхеса на французский — «Вымыслы» (исп. Ficciones, 1944). В то же время в Буэнос-Айресе выходит серия рассказов «Смерть и буссоль», где борьба человеческого интеллекта с хаосом предстает как уголовное расследование. В 1952 писатель публикует эссе об особенностях аргентинского испанского «Язык аргентинцев». В 1953 некоторые рассказы из сборника «Алеф» переводятся на французский в виде книги «Хитросплетения» (фр. Labyrinths). В том же году издательство «Emecé» начинает публиковать полное собрание сочинений Борхеса. В 1954 режиссёр Леопольдо Торре Нильссон снимает фильм «Дни ненависти» по рассказу Борхеса[13].
В 1955 после военного переворота, который сверг правительство Перона, Борхес был назначен директором Национальной библиотеки Аргентины (хотя уже почти ослеп) и занимал этот пост до 1973.
В декабре 1955 года писатель был избран членом Аргентинской академии литературы. Он активно пишет и преподает на кафедре немецкой литературы в Университете Буэнос-Айреса.
В 1967 Борхес женился на подруге его юности Эльзе Эстете Мильан[es], недавно овдовевшей.[14] Через три года, однако, супруги расстались.[15]
В 1972 Хорхе Луис Борхес едет в США, где получает многочисленные награды и читает лекции в нескольких университетах. В 1973 году он получает звание почетного гражданина Буэнос-Айреса и уходит с поста директора Национальной библиотеки.
В 1975 происходит премьера фильма «Мертвец» Эктора Оливера по одноименному рассказу Борхеса. В том же году в возрасте 99 лет умирает мать писателя.
После смерти матери в путешествиях Борхеса сопровождает Мария Кодама, на которой он женится 26 апреля 1986.
В 1979 Борхес получил премию Сервантеса — самую престижную в испаноязычных странах награду за заслуги в области литературы.
Поздние стихи Борхеса были опубликованы в сборниках «Делатель» (El Hacedor, 1960), «Хвала тени» (Elogia de la Sombra, 1969) и «Золото тигров» (El oro de los tigres, 1972). Его последней прижизненной публикацией была книга «Атлас» (Atlas, 1985) — собрание стихов, фантазий и путевых записок.
В 1986 он переезжает в Женеву, где и умирает 14 июня в возрасте 86 лет от рака печени и эмфиземы легких[16]. В феврале 2009 года было предложено перезахоронить останки Хорхе Луиса Борхеса на кладбище Реколета в Буэнос-Айресе, но из-за решительного отказа вдовы писателя это предложение не было реализовано[17][18].
Творчество |
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Борхес — один из основоположников и классиков новой латиноамериканской литературы[19].
Творчество Борхеса метафизично, оно сочетает в себе фантазийные и поэтические методы. Борхес считает поиски истины бесперспективными, среди тем его творчества — противоречивость мира, время, одиночество, человеческий удел, смерть. Для его художественного языка свойственны смешение приемов высокой и массовой культуры, сочетание отвлеченно-метафизических универсалий и реалий современной ему аргентинской культуры (например, культ мачо).[20]
Его прозаические фантазии, часто принимающие форму приключенческих либо детективных историй, маскируют рассуждения о серьезных философских и научных проблемах; с самых ранних своих произведений автор блистал эрудицией и знанием многих языков[4].
Его творчеству присущи игра на грани правды и вымысла, нередкие мистификации: ссылки и цитаты из несуществующих произведений, вымышленные биографии и даже культуры[19][21].
Борхес, наряду с Марселем Прустом, считается одним из первых писателей XX века, обратившихся к проблематике человеческой памяти[22].
Борхес оказал огромное влияние на многие жанры литературы — от романа абсурда до научной фантастики; о его влиянии говорили такие признанные писатели, как Курт Воннегут, Филлип Дик и Станислав Лем[19].
Признание и награды |
Борхесу был присуждён ряд национальных и международных литературных премий, в том числе:
- 1944 — Гран-при ассоциации аргентинских писателей
- 1956 — Государственная премия Аргентины по литературе
- 1961 — Международная издательская премия «Форментор» (совместно с Сэмюэлом Беккетом)
- 1962 — Премия Национального фонда искусств Аргентины
- 1966 — Мадоннина, Милан
- 1970 — Литературная премия Латинской Америки (Бразилия), выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию
- 1971 — Литературная Иерусалимская премия
- 1973 — Премия Альфонсо Рейеса (Мексика)
- 1976 — Премия Эдгара Аллана По
- 1979 — Премия Сервантеса (совместно с Херардо Диего) — самая престижная в испаноязычных странах награда за заслуги в области литературы
- 1979 — Всемирная премия фентези (англ. World Fantasy Award for Life Achievement)
- 1980 — Международная литературная премия Чино дель Дука
- 1980 — Премия Бальцана — международная премия за высшие достижения в науке и культуре
- 1981 — Премия Итальянской республики, премия «Ольин Йолицли» (Мексика)
- 1981 — Премия Балрог в области произведений в жанре фэнтези. Специальная награда
- 1985 — Премия Этрурии
- 1999 — Национальная премия литературных критиков США (англ. National Book Critics Circle Award)
Борхес был удостоен высших орденов Италии (1961, 1968, 1984), Франции (орден Искусств и литературы, 1962, орден Почётного легиона, 1983), Перу (орден Солнца Перу, 1965), Чили (орден Бернардо О’Хиггинса, 1976), ФРГ (Большой крест Ордена «За заслуги перед ФРГ», 1979), Исландии (орден Исландского сокола, 1979), Рыцарь-Командор ордена Британской империи (KBE, 1965), Испании (орден Альфонсо X Мудрого, 1983), Португалии (Орден Сантьяго, 1984). Французская академия в 1979 году наградила его золотой медалью. Он избирался членом Американской академии искусств и наук (1968), почётным доктором ведущих университетов мира. В 1990 г. один из астероидов получил название en:11510 Borges.
После смерти |
Борхес умер в Женеве 14 июня 1986 года и был похоронен на женевском Кладбище Королей, неподалёку от Жана Кальвина.
В 2008 году в Лиссабоне был открыт памятник Борхесу. Композиция, отлитая по эскизу земляка литератора Федерико Брука, по мнению автора, глубоко символична. Она представляет собой гранитный монолит, в котором инкрустирована бронзовая ладонь Борхеса. Как считает скульптор, который в 80-е годы сделал с руки писателя слепок, это символизирует самого творца и его «поэтический дух». На открытии монумента, установленного в одном из парков в центре города, присутствовала вдова писателя Мария Кодама, возглавляющая фонд его имени, видные деятели португальской культуры, в том числе писатель Жозе Сарамаго.
Архив Борхеса хранится в Центре Гарри Рэнсома Университета Техаса.[23]
Борхес и творчество других деятелей искусства |
В 1965 году Астор Пьяццолла сотрудничал с Хорхе Луисом Борхесом, сочиняя музыку к его стихотворениям.
По произведениям Борхеса снято более тридцати фильмов[24]. Среди них — фильм «Вторжение» режиссёра Уго Сантьяго, снятый в 1969 году по рассказу Борхеса и Адольфо Биой Касареса. В 1970 году вышел фильм Бернардо Бертолуччи «Стратегия паука» по мотивам рассказа Борхеса «Тема предателя и героя».
В 1987 г. по мотивам рассказа Х. Л. Борхеса «Евангелие от Марка» был снят фильм «Гость» (режиссёр А. Кайдановский).
Борхес выведен в романе «Имя розы» Умберто Эко[25]
В фильме аргентинского кинорежиссёра Хуана Карлоса Десансо Любовь и страх (2001) роль Борхеса сыграл известный актёр Мигель Анхель Сола.
Чилийский писатель Володя Тейтельбойм написал книгу «Два Борхеса» — биографию Борхеса.
Книги |
- Fervor de Buenos Aires (1923) / Жар Буэнос-Айреса
- Luna de enfrente (1925) / Луна напротив
- Inquisiciones (1925) / Расследования
- El tamaño de mi esperanza (1926) / Размеры моей надежды
- El idioma de los argentinos (1928) / Язык аргентинцев
- Cuaderno San Martín (1929) / Тетрадь площади Сан-Мартин
- Evaristo Carriego (1930) / Эваристо Каррьего
- Discusión (1932) / Обсуждение
- Historia universal de la infamia (1935) / Всеобщая история бесчестия
- Historia de la eternidad (1936) / История вечности
- La biblioteca de Babel (1941) / Вавилонская библиотека
- Ficciones (1944) / Вымыслы
- Artificios (1944) / Изобретения
- El Aleph (1949) / Алеф
- Otras inquisiciones (1952) / Новые расследования
- El Hacedor (1960) / Делатель
- El otro, el mismo (1964) / Другой, тот же самый
- Para las seis cuerdas (1965) / Для шести струн
- Elogio de la sombra (1969) / Похвала тени
- El informe de Brodie (1970) / Сообщение Броуди
- El oro de los tigres (1972) / Золото тигров
- El libro de arena (1975) / Книга песка
- La rosa profunda (1975) / Сокровенная роза
- La moneda de hierro (1976) / Железная монета
- Historia de la noche (1977) / История ночи
- Siete noches (1980) / Семь вечеров
- La cifra (1981) / Тайнопись
- Nueve ensayos dantescos (1982) / Девять эссе о Данте
- La memoria de Shakespeare (1983) / Память Шекспира
- Atlas (1984) / Атлас
- Los conjurados (1985) / Заговорщики
Примечания |
↑ 12 Find a Grave — 1995. — ed. size: 165000000<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q63056"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q4752572"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P535"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P2025"></a>
↑ Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118513532 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q27302"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q304037"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q256507"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q170109"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q36578"></a>
↑ Record #11892985q // общий каталог Национальной библиотеки Франции<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q193563"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q15222191"></a>
↑ 123 Борхес, Хорхе Луис — статья из энциклопедии «Кругосвет»
↑ Jorge Luis Borges // Britannica.
↑ Интервью с Антонио Каррисо
↑ 12 (1899-1923) (неопр.). Проверено 31 января 2013. Архивировано 1 февраля 2013 года.
↑ Pascual, A.M. 2000. Jorge Luis Borges. Editorial Océano, S.L., Barcelona. ISBN 84-494-1810-0, p.21.
↑ Fundación Konex (неопр.). Проверено 31 января 2013. Архивировано 2 апреля 2003 года.
↑ (1924-1930) (неопр.). Проверено 31 января 2013. Архивировано 1 февраля 2013 года.
↑ (1941-1950) (неопр.). Проверено 31 января 2013. Архивировано 1 февраля 2013 года.
↑ Página/12 :: radar (неопр.). Проверено 31 января 2013. Архивировано 1 февраля 2013 года.
↑ (1951-1960) (неопр.). Проверено 8 февраля 2013. Архивировано 10 февраля 2013 года.
↑ Marcos Gabriel Vanzini. 2011. Historias Curiosas de Templos de Buenos Aires. Editor Gob Ciudad de Buenos Aires, 215 pp. ISBN 9876730053
↑ Ministerio de Educación de la Nación. Subsecretaría de Coordinación Administrativa. Efemérides Culturales Argentinas. Jorge Luis Borges: familia (неопр.).
↑ Jorge Luis Borges murió ayer en Ginebra | Edición impresa | EL PAÍS (неопр.). Проверено 31 января 2013. Архивировано 1 февраля 2013 года.
↑ http://www.gacetaeditorial.com/2009/02/un-proyecto-para-repatriar-los-restos.html
↑ Borges Seguirá En Ginebra
↑ 123 Борхес — статья из «Энциклопедии Фантастики»
↑ Борхес // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. В. В. Бычков. 2003.
↑ Многомерный мир Хорхе Луиса Борхеса // МИФ, РЕАЛЬНОСТЬ, ЛИТЕРАТУРА X. Л. БОРХЕС, И. КАЛЬВИНО, А. БАРИККО, Г. МАРКЕС, X. КОРТАСАР, А. КАРПЕНТЬЄР
↑ Переходцева О. В. Память и нарратив в современной английской литературе
↑ Ransom Center Acquires Rare Archive of Jorge Luis Borges (неопр.). Harry Ransom Center. The University of Texas at Austin (07.04.1999). Архивировано 27 ноября 2014 года.
↑ imdb.com. Jorge Luis Borges (неопр.). Проверено 6 февраля 2010. Архивировано 21 августа 2011 года.
↑ Эко У. Заметки на полях «Имени розы» (1980) // Эко У. Имя розы / Пер. с ит. — М.: Книжная палата, 1989
Литература |
- Чистюхина О. П. Автореферат // Творчество Х. Л. Борхеса в контексте философии культуры : Диссертация. — 2000.
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Борхес, Хорхе Луис в Викицитатнике | |
Борхес, Хорхе Луис в Викитеке | |
Борхес, Хорхе Луис на Викискладе | |
Борхес, Хорхе Луис в Викиновостях |
Дубин Б. В.. Хорхе Луис Борхес: Страницы биографии (2001)
- Александровская, Анна. Приближение к Борхесу (14 июня 2014 года). Проверено 4 ноября 2017.
- Современники о Борхесе // Иностранная литература. — 1999. — № 9.
Internetaleph (англ.) (исп.)
The Modern Word on Borges (англ.)
- Аудио-лекции
- Журнал Борхес-Центра Борхесовские вариации
- Тексты
- Собрание сочинений Борхеса
Полная библиография Хорхе Луиса Борхеса на сайте «Лаборатория Фантастики»- Стихотворения в переводе Вадима Алексеева, Бориса Дубина, Павла Алёшина («Луна напротив», «Страсть к Буэнос-Айресу»)