Азракиты





































Азракиты
араб. أزارقة
Общие сведения
Основание
VII век
Основатель
Нафи ибн аль-Азрак
Основоположники
Атия ибн аль-Асвад аль-Ханафи, Абдуллах ибн аль-Махуз и др.
Вероисповедание
Религия
ислам
Течение
хариджизм
Противники
сунниты, шииты

Азраки́ты (араб. .mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}
أزارقة
‎‎) — последователи нетерпимого ответвления хариджитского течения ислама. Основатель секты — Абу Рашид Нафи ибн аль-Азрак (ум. в 685 году)[1][2].




Содержание






  • 1 История


  • 2 Учение


  • 3 Примечания


  • 4 Литература


  • 5 Ссылки





История |


В 80-х годах VII века Нафи ибн аль-Азрак и его военачальники (Атия ибн аль-Асвад аль-Ханафи, Абдуллах ибн аль-Махуз и его братья Усман и аз-Зубайр, Амр ибн Умайр аль-’Анбари, Катари ибн аль-Фуджа’а аль-Мазини, Убайда ибн аль-Хилал аль-Йашкури и его брат Мухарраз, Сахр ибн Хабиб ат-Тамими, Салих ибн Михрак аль-Абди, Абд Раббихи аль-Кабир и Абд Раббихи ас-Сагир) во главе 30 тысяч азракитов возглавили мощное восстание хариджитов в Ираке, которое было направлено как против Омейядов, так и против шиитов. К восставшим присоединились хариджиты Омана и Ямамы. Нафи ибн аль-Азрак с 20 тысячным войском выступил из Басры (Ирак) в Ахваз и взяли его под контроль вместе с Фарсом и Керманом[3].


Против азракитов были посланы Абдуллах ибн аль-Харис ибн Науфаль ан-Науфали, Муслим ибн Убайс ибн Кариз ибн Хабиб, Усман ибн Абдуллах ибн Муаммар ат-Тамими, Харис ибн Бадр аль-’Аттаби, но почти все они были убиты, а их войска обратились в бегство. Освобождая рабов и выступая защитниками угнетенных, азракиты находили поддержку среди сельского населения Халифата, главным образом среди персов. Однако, их фанатическая нетерпимость к тем, кто не разделял их воззрения и жестокость сужали социальную базу движения. К тому же в самом лагере азракитов вспыхнула вражда между персами и арабами[3].


Затем против них был послан аль-Мухаллаб ибн Абу Суфра, который после 19 лет борьбы покончил с ними во времена аль-Хаджжаджа ибн Юсуфа. Нафи ибн аль-Азрак умер ещё до прихода аль-Мухаллаба, а после него лидером азракитов был выбран Катари ибн аль-Фуджа’а аль-Мазини, которого они нарекли «эмиром верующих»[4]. В 699 году в Табаристане почти полностью был истреблен последний отряд азракитов-арабов во главе с Катари[3].


В VIII—IX веках продолжались выступления азракитов в Иране (869—883), где их центром с VIII века был Систан. В Нижнем Ираке и Хузистане в течение 14 лет продолжалось восстание черных рабов-зинджей, вождём которого был азракит Али ибн Мухаммад[3]. На сегодняшний день у этого течения отсутствуют последователи и оно считается исчезнувшим[1].



Учение |


Приверженцы азракизма принуждались к участию в вооружённой борьбе против законных мусульманских властителей, а уклоняющихся от этой обязанности они объявляли неверными — кафирами — и разрешали их убийство. Нафи ибн аль-Азрак даже разрешал убивать детей и женщин своих противников[1]. При этом, азракиты не распространяли принцип убиения «вероотступников» на христиан и иудеев, так как считали, что они не изменили учению пророка Исы (Иисуса) и Мусы (Моисея)[3].


Подобно всем хариджитам, они объявляли неверными мусульман, которые совершили большие грехи (аль-кабаир), и утверждали, что они вечно пребудут в адском огне[1]. Азракиты безусловно отрицали принцип «благоразумного скрывания веры» (такия). Они признавали имамат «достойнейшего» (афдал), т. е. того претендента, который выступит с оружием в руках и призовет людей к борьбе с «неверующими» и не допускали имамат «превзойденного» (мафдул). Исходя из этого, они объявили неверующими халифа Али ибн Абу Талиба, Усмана ибн Аффана и их приверженцев[3].


Неподконтрольные им территории азракиты считали «землёй войны» (дар аль-харб), а её население подлежало истреблению[1]. Азракиты испытывали переселившихся к ним тем, что предлагали убить раба. Того, кто отказывался, убивали сами как «лицемера» и «многобожника»[3].



Примечания |





  1. 12345 Али-заде, 2007.


  2. Гогиберидзе, 2009, с. 11.


  3. 1234567 Ислам: ЭС, 1991.


  4. Прозоров С., 1984.




Литература |



на русском языке


  • Али-заде А. А. Азракиты : [арх. 1 октября 2011] // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.

  • Гогиберидзе Г. М. Исламский толковый словарь. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 266 с. — (Словари). — 3000 экз. — ISBN 978-5-222-15934-7.

  • Прозоров С.М. ал-Азарика // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука,
    ГРВЛ,
    1991. — С. 15.

  • Мухаммад ибн 'Абд ал-Карим аш-Шахрастани. Хариджиты // Книга о религиях и сектах (Китаб ал-милал ва-н-нихал) / пер. С. М. Прозорова. — М.: Наука, 1984.


на других языках

  • Lewinstein Keith. Azāriqa // Encyclopaedia of Islam, THREE / Edited by: Kate Fleet, Gudrun Krämer, Denis Matringe, John Nawas, Everett Rowson. — Brill.



Ссылки |



  • Колодин А. Азракиты // Словарь по исламу








Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск